Руководящие документы
В соответствии с требованиями нормативных документов на этой странице размещена информация о деятельности Государственной автономной нетиповой общеобразовательной организации Республики Тыва «Государственный лицей Республики Тыва» (далее - Лицей), которая не нашла отражения в Специальном разделе - "Сведения об ОО".
Госзадание на 24 год (смотреть документ)
Госзадание на 23 год (смотреть документ)
(отчет о выполнении госзадания за 2023 год. смотреть документ)
(отчет о выполнении госзадания за 2022 год. смотреть документ)
Программа развития (смотреть документ)
Информация о лицее в соответствии с требованиями статьи 29 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 и Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 № 582.
Локальные акты
Положение о Совете Лицея (смотреть документ)
Положение о Педагогическом совете (смотреть документ)
Правила приема и перевода граждан на обучение в ГАНООРТ «Государственный лицей Республики Тыва» (смотреть документ)
Инструкция о мерах пожарной безопасности (смотреть документ)
Об организации профилактических и предупредительных мер антитеррористической направленности в лицее (смотреть документ)
Правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в общеобразовательном учреждении (смотреть документ)
Положение о методическом объединении педагогов (смотреть документ)
Правовое обеспечение трудовых отношений (смотреть документ)
Номенклатура дел школы (смотреть документ)
Разработки
В данном разделе представлено все то, чем учащиеся и педагоги лицея могут гордиться: лучшие уроки учителей, научно-исследовательские работы лицеистов, учебно-методические пособия учителей по предметам, публикации учащихся в лицейских газетах.
Помимо учебной деятельности, каждый лицеист имеет возможность приобрести дополнительные знания и практические навыки на занятиях по дополнительному образованию, где учащиеся обучаются формам и методам журналистской работы; работе в качестве технических редакторов, видеорежиссеров, видеоператоров, фотографов, звукорежиссеров, web-дизайнеров; учатся компьютерной верстке, макетированию и монтажу с использованием различного программного обеспечения; производству тематических CD-пособий по предметам и выпуску периодических изданий. Все эти вновь приобретенные умения лицеисты реализуют в виде печатных изданий, например, в выпуске газет на английском и тувинском языках; в выпуске мультимедийных приложений и в выполнении научно-исследовательских работ, посвященных истории и культуре родного края.
Учебно-методические пособия по предметам, разработанные учителями лицея, имеют основную цель – помочь в усвоении знаний, полученных на уроке.
Учителя лицея неоднократно становились победителями конкурса «Современный урок», в частности: Лицкевич Г.О.; Жердинская И.Н., Михайлина И.А., Сергеева Н.А. и др. Поэтому в этом разделе размещены конспекты уроков победителей конкурса.
Если Вас заинтересовали наши разработки, можете обратиться к нам через раздел КОНТАКТЫ.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ «ШАГ В НАУКУ»
Цели организации научно-исследовательской деятельности (далее - НИР) учащихся вытекают из целей Государственного лицея Республики Тыва, где одной из главных воспитательных и образовательных целей является воспитание исследователя.
Целями организации НИР являются:
1. Формирование у учащихся навыков исследователя;
2. Развитие на основе сформированных навыков качества исследователя;
3. Удовлетворение познавательных интересов учащихся в областях знаний, отчасти предусмотренных школьной программой, но превышающих их по глубине и широте, а также в областях знаний, не предусмотренных школьной программой;
4. Профориентация учащихся предпрофильных и профильных классов;
5. Социализация подростков и воспитание лидерских качеств.
Цели достигаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом, и решаются в процессе всего обучения и воспитания учащихся.
Наиболее приемлемая форма при достижении указанных целей – написание (выполнение) научно-исследовательских и творческих работ как индивидуальных, так и в составе группы (проектная деятельность). В процессе исследования и последующего оформления результатов работы выявляются и развиваются лидерские качества, навыки исследователя, воспитывается чувство ответственности за результаты своего труда, учащиеся приобщаются к коллективному творчеству, получают возможность приобщиться к научному сообществу и миру настоящей науки.
В лицее разработана Программа научно-исследовательской деятельности учащихся «Шаг в науку». В соотвествие этой программе выделено специальное время (до 100 часов в год) для проведения учебных практик, проектов, исследовательской деятельности учащихся, так что содержание образования осваивается с помощью исследовательской деятельности. Учащиеся выполняют и представляют исследовательские работы в различных предметных областях. При этом учащиеся не только осваивают дополнительные знания в отдельных областях (естественно-научные, физико-математические, гуманитарные и т.д.), но и развивают способность занимать исследовательскую позицию к окружающему миру, другим и самому себе; осваивают общие принципы организации и проведения исследования, обучаясь применять их в разных областях науки и при выстраивании собственного жизненного пути.
Для реализации Программы назначаются научные руководители – преподаватели, специалисты в определенных областях. Необходимыми знаниями и навыками, лежащими за пределами образовательного стандарта и углубленного обучения по предметам, учащиеся овладевают либо на спецкурсах, либо в дополнительное время, отведенное на НИР.
НИР учащиеся выполняют как по индивидуальному плану или в составе группы (как участник коллективного проекта).
Образовательные области, в которых выполняется НИР:
- естественно-научная
- физико-математическая
- информационно-технологическая
- гуманитарная.
В эти области включаются все учебные предметы, включенные в учебный план Лицея, а также дополнительные курсы.
Через предметные области учащиеся развивают творческое мышление, учатся воспринимать новое, анализировать и оценивать информацию, систематизировать данные, решать проблемы, поставленные в исследовательских проектах, принимать решения на основе этических и моральных принципов. В результате непосредственного участия в исследовательских проектах у учащихся формируются навыки изучения и исследования, развивается интуиция и воображение, учащиеся осознают свое место и роль в обществе, у них воспитывается гражданская ответственность. Большинство исследовательских проектов - практико-ориентированные, предполагающие возможность использования результатов исследования в практической жизни или являющиеся базой для следующего исследования.
Предлагается следующая схема организации деятельности:
- проведение сквозного спецкурса «Проектная и исследовательская деятельность» всеми научными руководителями (каждым в своей предметной области) (не менее 20 человек) в течение всего учебного года во внеурочное время из расчета 2 ч/нед. Контингент слушателей спецкурса разновозрастный – учащиеся 7-11 классов в количестве не менее 8 человек. Спецкурс проводится из расчета 1 час в неделю. Может использоваться для индивидуальных консультаций по графику.
- На спецкурсе рассматриваются методологические основы выполнения научного исследования по единой программе и дополнительные разделы учебных знаний, не входящих в учебную программу.
- Все слушатели спецкурса объединены единой (или несколькими) проблемой – темой проекта, которую они должны решить коллективно. Коллективное решение проблемы складывается из «кирпичиков», «изготовленных» - выполненных индивидуально или в малых группах.
- Темы проектов предлагаются научным руководителем либо формулируются коллективно.
- Каждый участник проекта (слушатель спецкурса) должен выполнить свою часть проекта, представить ее в оформленном соответствующим образом виде и защитить ее.
- Уровень защиты проекта (части его) может быть различный: внутригрупповой (перед слушателями спецкурса), классный, общелицейский, республиканский, региональный, всероссийский и далее.
- На лицейский уровень и выше каждый научный руководитель представляет не менее 3-х работ.
- Возможно осуществление интегрированных проектов в различных предметных областях.
Публикации и разработки
Кроме традиционных учебных занятий, учащиеся лицея вовлечены в активную творческую деятельность. Они принимают участие в деловой игре деловой игре "Государство "Лицей по субботам", что бы получить начальные, а чаще и более высокие, профессиональные навыки и умения.
Для того, чтобы учащиеся имели возможность высказаться, развить навыки письменной речи, p5_300написания статей и т.п., в лицее работает Издательский центр. В издательстве имеется персональные компьютеры, сканер, принтер и ксерокс А3 формата. Тут учащиеся обучаются формам и методам журналистской работы, работе в качестве технических редакторов, наборщиков текстов, компьютерной верстке и макетированию с использованием различных офисных пакетов программ, выпуску периодических издания для подростков.
Деятельность детской редакции осуществляется в рамках дополнительного образования, и имеет давние традиции в лицее: с 1991 года в лицее работали в разное время детская редакция альманаха «Энее-Сай», редакция «Lyceum», которая издавала газеты на русском языке «Окно», «Панорама», «МыВыОни», «Оригинал», «Вместе», «Альфа», «Водопад», журналы «Lyceum», «Вселенная», газеты на английском и немецком языках, «Чаяан» на тувинском языке. С нашими изданиями можно ознакомиться здесь
Знания, полученные во время обучения и практики в Издательском центре ГЛРТ , в редакциях газет, дают возможность работать в практически любой газете и журнале корреспондентами, но особенно в качестве технических редакторов. Все эти навыки позволяют учащимся выпускать газеты к разным событиям в лицее, например Турслет (в этом году посвящен войне 1812 года), предметные недели, конкурсы и т. д..
Меняются детские команды, приходят новые педагоги, но основная идея остается прежней: надо дать возможность ребенку выразить свое видение мира, надо дать обществу возможность услышать ребенка.
Результаты своей деятельности лицеисты и окружающие могут видеть в изданиях Лицея – журналах и газетах (внутрилицейских и городских).
Творческая работа учителей в большей степени касается учебного процесса. Поэтому наши учителя разрабатывают учебно-методические пособия по предметам.
Со дня основания ГЛРТ, учащиеся на классных часах, во внеурочное время, на мероприятиях, в походах проводили фото и видеосъемки.cover4_m Позднее, когда появились технические возможности лицеисты стали использовать эти материалы для монтажа небольших фото, видео зарисовок. Так были сделаны первые законченные работы о жизни лицея, о природе родного края, особенностях национальной культуры и быта. После первых успехов в конкурсе "Юнипресс 98", на Сибирском слете юнкоров "Золотое перо", было принято решение проводить целенаправленную работу по созданию мультимедийных образовательных ресурсов. cover3_mПриобреталось необходимое оборудование, программное обеспечение, расширялись навыки, приобретался опыт в использовании фото-видео техники, программного обеспечения. Своевременно осуществлялась модернизация оборудования, вводились новые дисциплины в рамках дополнительного образования по использованию фото-видеотехники, приемам монтажа и т. п.. В настоящее время в ГЛРТ имеется полупрофессиональная фото-видео техника, программное обеспечение позволяющая проводить весь цикл работ по производсту "Видео" в наиболее расспространенных промышленных форматах. Были созданы творческие группы для изготовления как законченых "фильмов" таких как "Тувинские национальные игры", "Особенности национальной кухни", "Тубунщики", так и фрагментов для дальнейшего использования в мультимедийных дисках, электронных приложений к учебникам cover1_m"История Тувы", "География Тувы", материалов по аудированию на уроках английского языка. Так например, из последних, закончена работа над видеофильмами «Практикум по молекулярной физике для школьников» состоящий из восьми лабораторных работ, «Практикум по оптике» из восьми лабораторных работ. Каждая лабораторная работа включает в себя описание экспериментальной установки, проведение физического эксперимента, измерения, обработку результатов измерения. Фильмы озвучены. Созданные материалы ЦОР могут быть использованы в учебном процессе. Созданы фильмы с демонстрационным экспериментом по оптике, лабораторным экспериментом по механике и электродинамике.
Нетронутая шкатулка
РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕМА: БОГАТСТВО НЕДР ТУВЫ
"НЕТРОНУТАЯ ШКАТУЛКА"
ГЕОГРАФИЯ ТУВЫ 8 КЛАСС
Автор:· Жердинская· Ирина Николаевна
Полезные ископаемые Тувы
I этап. Вводный
Цели урока:
Формирование представления об особенностях природы РТ,
Воспитание гражданственности и патриотизма,
Формирование социально-ответственного поведения в Российском пространстве
Задачи урока:
Дать систему знаний о разнообразии и богатстве ·минерального сырья,
Показать закономерности пространственного распространения·· полезных ископаемых и их запасы,
Обратить внимание на рациональное, комплексное· использование· минеральных ресурсов и их охрану,
Совершенствование навыков работы с контурными ·картами
Цели для учеников:
Узнать:
полезные ископаемые, встречающиеся на территории Республики Тыва
насколько республика обеспечена местным минеральным сырьем
Оборудование: Карты Тувы: физическая, полезных ископаемых; коллекция полезных ископаемых, стенд «Богатство недр Тувы в элементах таблицы Менделеева», диск «Электронное приложение к учебнику «География Тувы», контурные карты
В пластах, слежавшихся, крутых, тяжелых
Из века в век несет земля следы…
(С. Козлова)
II этап Содержательный
Постановка целей и задач урока:
-- О каких следах идет речь?
-- Сегодня мы поговорим о богатствах, которые таит в себе тувинская земля. Еще только небольшая часть этих богатств освоена и используется человеком. На одной из встреч Председатель Правительства РТ Ш. Кара-оол назвал недра Тувы «нетронутой шкатулкой». Что хранит в себе эта «шкатулка» мы сегодня узнаем.
-- Что такое полезные ископаемые?
Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.
Республика Тыва богата разнообразными полезными ископаемыми. О таком разнообразии можно судить, посмотрев на стенд «Богатство недр Тувы в элементах таблицы Менделеева». Практически все элементы таблицы имеются у нас в запасах.· Особенности геологического строения, многоэтапное проявление тектономагматических и рудообразующих процессов определили разнообразие минерально-сырьевой базы Тувы. Сегодня на территории республики с различной степенью детальности разведано более полутора десятков крупных и средних месторождений, часть из которых имеет федеральное и региональное значение. Это прежде всего каменный уголь, медь, молибден, свинец и цинк, кобальт и никель, алюминий, золото, литий, редкие металлы, ртуть, нерудное сырье. Ценность разведанных запасов основных видов полезных ископаемых в республике составляет 14 млрд. долларов США.
Рассмотрим основные месторождения полезных ископаемых. Ближе познакомиться с ними нам поможет заочная экскурсия по геологическому музею Тувинской геолого-разведочной экспедиции. А для более полного усвоения услышанного, по ходу нашего путешествия, наносите месторождения, о которых пойдет речь, на контурную карту, но предварительно нужно найти их на карте полезных ископаемых (выполнение практической работы по ходу рассказа учителя)
1. Каменный уголь
-- Как вы думаете, почему знакомство с богатствами недр Тувы мы начинаем именно с этого полезного ископаемого?
Месторождения: Каа-Хемское, Межегейское, Элегестинское, Эрбекское, Чаданское
На территории Тувы выявлено несколько изолированных друг от друга районов распространения месторождений угля.· Основные запасы и ресурсы угля сосредоточены в Улуг-Хемском угольном бассейне. Площадь бассейна 2500 км², расположен он в центральной, наиболее экономически освоенной части республики. Тектоническая· нарушенность бассейна слабая, гидрогеологические и инженерно-геологические условия простые. Запасы детально разведанных месторождений (Каа-Хемское, Межегейское, Элегестинское, Эрбекское) составляют 628 млн. т. Месторождения разведаны на небольших площадях в краевой зоне бассейна до глубин не более 300 м.· 95% запасов и ресурсов углей бассейна составляют особо ценные марки, как высококачественное сырье для производства металлургического
Разведаны также ·Чаданское и Чангыз-Хадынское месторождения. Месторождение углей в Туве — одно из самых богатых в мире. Запасы угля здесь оцениваются в 1 млрд. т. Без преувеличения его можно назвать уникальным. По своим характеристикам элегестинские угли — лучшие коксующиеся в России и одни из лучших в мире. Они отличаются высокими показателями спекаемости, низкой зольностью и содержанием серы. В России практически не осталось запасов коксующегося угля столь высокого качества.
В настоящее время в Республике Тыва на среднеюрских углях действуют два разреза: Каа-Хемский и Чаданский на базе одноименных месторождений.· Каа-Хемский разрез расположен в 14 км от г. Кызыла на восточном фланге Улуг-Хемского угольного бассейна. Чаданский разрез расположен в 200 км к западу от г. Кызыла и обеспечивает потребности в энергетических углях западные районы республики. Запасы по Чаданскому месторождению утверждены в количестве 13,17 млн. т.
Обеспеченность действующих разрезов запасами достаточная, но масштабная добыча (не менее 3-5 млн. т в год), обуславливает наличие железной дороги.
2. Железные руды в Туве представлены 3 месторождениями: Кара-Сугским — в Улуг-Хемском, Мугурским — в Эрзинском и Улатай-Чоэским — в Овюрском районах. Из руды можно получить железорудные концентраты, пригодные для выплавки чугуна и стали. В рудах месторождений, кроме железа, содержатся флюорит, барит и редкоземельные элементы. Месторождения пригодны для открытой добычи руды.
3. Цветные, легирующие металлы. В рудах Хову-Аксынского месторождения, расположенного на одном из северных отрогов Восточного Танну-Ола, присутствуют кобальт, никель, медь, самородное серебро, висмут, мышьяк. На крайнем северо-востоке и юго-востоке обнаружены медь, тантал, ниобий и другие металлы.
Из цветных металлических ископаемых на хребте Академика Обручева открыто и разведано Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд. Оно содержит свинец, цинк, медь, серебро, золото и другие металлы. : Улуг-Танзекское, Арысканское, Кара-Сугское.
Улуг-Танзекское месторождение апогранитных редкометальных метасоматитов. Оно находится в нагорье Сенгилен, в 415 км от г. Кызыла. Месторождение детально разведано. Главные полезные компоненты — тантал, ниобий и цирконий, сопутствующие — торий, гафний, литий, редкие земли, уран, олово (21,9 тыс. т), рубидий (530,7 тыс. т), криолит (1408 тыс. т).
Арысканское месторождение расположено в северо-восточной Туве, в 220 км от г. Кызыла. В сумме редких земель на долю иттрия приходится 48,1%, церия — 12,7%, диспрозия — 7,2%, европия и иттрия — по 5,4%. В рудах также присутствуют ниобий, тантал, цирконий, уран, торий, гафний. Баянкольского нефелиновых руд (гелий, рубидий)
На крайнем юго-востоке республики — в нагорье Сенгилен — разведано для промышленного освоения несколько месторождений нефелинов. Из них получают глинозем, а из глинозема — алюминий.
Хову-Аксынское месторождение: кобальт, никель, медь, самородное серебро, висмут
Кызыл-Таштыгское месторождение : свинец, цинк, медь, серебро, золото и другие металлы
4. Драгоценные металлы. На территории республики выделяется ряд золотоносных зон. Рудное золото наиболее широко представлено проявлениями легкообогатимых руд золотокварцевой и золотосульфидной формаций. Эти проявления золота являются и источниками аллювиальных россыпей, которые в настоящее время имеют промышленное значение в республике.
Сочетание рудных и россыпных проявлений на основе распространения продуктивных структурно-формационных зон и геоморфологических особенностей позволяет выделение на территории республики 4.-х золотоносных зон — Хемчикско-Куртушибинской, Тапса-Каа-Хемской, Кадыройской и Таннуольской. Месторождения коренного и россыпного золота известны в бассейнах рек Сыстыг-Хем, Хараал, Элегест, Эйлиг-Хем, Каа-Хем и Хемчик.
Месторождения золота: Кызык-Чадр, Уургайлыг, ·Улуг-Саирское, Октябрьское,· Эйлиг-Хемское.
5. Неметаллические полезные ископаемые. Среди них особо выделяется асбест. Месторождения асбеста промышленного значения открыты на территории Барун-Хемчикского и Пий-Хемского районов. Крупное Ак-Довуракское месторождение по запасам уступает лишь Баженовскому на Урале, Джетыгаринскому в Кустанайской области (Казахстан) и Молодежному в Бурятии. На базе Ак-Довуракского месторождения хризотил-асбеста действует комбинат «Тываасбест».
6. Ресурсы сырья для производства строительных материалов.
Разведанные запасы сырья для грубой керамики, цементного производства, керамзита, песчано-гравийных смесей, песков различного назначения, карбонатных пород для производства извести, камней строительных с избытком обеспечивают современную и перспективную потребность в этих видах сырья. Качество сырья высокое, география размещения месторождений благоприятная, разведанные месторождения подготовлены к эксплуатации и в преобладающем большинстве переданы заказчикам. Имеющийся резерв выявленных месторождений позволяет улучшить технологию действующих производств. Для восстанавливаемого Кызылского кирпичного завода необходима замена технологически сложных глин Сук-Пакского месторождения (требуется добавка 40% дегидратированных глин) глинами месторождения Светлого, пригодного для выработки кирпича марки «100» в чистом виде. Потребность республики в лицевом кирпиче светлой фактуре может быть удовлетворена за счет Хольчукского месторождения глин путем создания специализированной линии на Кызылском кирпичном заводе. Месторождения сырья для производства строительных материалов разрабатываются на щебень, бутовый камень,· гравий, песок, вяжущие составы (известняк, мрамор, гипс). Глинистые породы используются для производства строительных кирпича, цемента, керамзита. Отличным материалом для строительства дорог служат пески, гравий и их смеси. Практически неисчерпаемы запасы известняков для производства цемента и строительной извести и могут быть использованы в цветной и черной металлургии, в производстве бумаги.
Камни облицовочные. В республике имеется предварительно разведанное месторождение гранитов Чараш-П с запасами 1917 тыс. м³. Из обследованных многочисленных объектов к числу перспективных и подготовленных к поисково-оценочным работам относятся месторождения Ильинское (граниты), Хемчикское (граниты), Эдыгейское (яшмовидные роговики, диориты), Зубовское (габбро), Эрзинское (граниты) и другие.
7. Поделочные камни. В Бай-Тайгинском районе, на горе Сарыг-Хая, имеется поделочный камень агальматолит. Из него тувинские мастера-камнерезы вырезают фигуры животных, людей, шахматы, шкатулки и другие изделия высокохудожественного национального искусства. В качестве поделочного камня и облицовочного материала могут быть использованы граниты и диориты, которые имеются во многих районах республики.
Агальматолит:·· Бай-Тайгинский район, гора Сарыг-Хая
8. Каменная, самосадочные и калийные солями, которые в настоящее время используются в качестве пищевой и кормовой соли. Крупные залежи каменной соли находятся на Дус-Дагском и Торгалыгском месторождениях. В перспективе каменная соль республики будет использована как сырье для химической промышленности. Самосадочная соль имеется в водах озер Чедер, Дус-Холь, Шара-Нур, Кара-Холь и других.
Каменная соль -Дус-Дагское и Торгалыгское месторождения.
Самосадочная соль -в водах озер Чедер, Дус-Холь, Шара-Нур, Как-Холь
В недрах нашей республики лежат огромные богатства. Образно говоря, мы стоим лишь на пороге подземной кладовой. Впереди — огромная работа по извлечению этих сокровищ, освоению и преобразованию новых территорий, строительству современных промышленных предприятий, которые не только создадут новые рабочие места и расширят налогооблагаемую базу, но и подведут прочный фундамент под всю экономику республики, дадут толчок развитию всех ее отраслей.
В создавшихся экономических условиях реально говорить об освоении лишь богатых месторождений, имеющих высокую конъюнктуру на внутренних и внешних рынках. Из цветных металлов к таким относятся полиметаллическое Кызыл-Таштыгское, законсервированное Хову-Аксынское никеля и кобальта и Баянкольское месторождение высокосортных нефелиновых руд.
Тыва — на 85% дотационный регион. Сейчас государство вынуждено ежегодно направлять в республику в виде дотаций порядка 4,5 млрд. рублей, то есть свыше 150 млн. долларов. строительство железной дороги позволит разрабатывать не только угольные, в частности Элегестинское, но и многие другие месторождения. Благодаря этому Тыва сможет выйти из числа дотационных регионов. Ведь за железной дорогой и разработкой месторождений начнется подъем всего бизнеса, всей экономики Тувы.
III. Закрепление
Решить тестовое задание
IV. Домашнее задание: с. 33-35
Групповое задание:
Группа - геологическая экспедиция, ·разведывающая одно из крупных месторождений (составить описание разработки с точки зрения применения в хозяйстве и освоения с учетом экологического подхода)