Технологии обучения одаренных детей в ГАНООРТ «Государственный лицей РТ»
Государственная автономная нетиповая общеобразовательная организация Республики Тыва «Государственный лицей Республики Тыва» (далее – ГЛРТ, лицей) - первое инновационное образовательное учреждение в Республике Тыва, является образовательной организацией республиканского значения для интеллектуально одаренных обучающихся.
С момента создания и по настоящее время лицей функционирует в режиме развития, эксперимента и инноваций. ГЛРТ создан и работает по разработанной коллективом лицея модели обучения одаренных детей «Специализированный учебно-научный центр субъекта РФ». Модель была представлена на конкурс инновационных проектов Федеральных экспериментальных площадок (ФЭП). Лицей получил в этом конкурсе не только статус ФЭП, но и был награжден среди 7 лучших проектов грантом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Педагогический коллектив лицея работает под девизом "Одарённому ученику - талантливый учитель". Организация учебно-воспитательной работы отличается своей уникальностью. С опережением внедрения новых информационно-телекоммуникационных технологий в лицее были разработаны, внедрены и используются в повседневной работе элементы электронного управления образовательным процессом. Эффект от внедрения технологии с использованием ИКТ в управлении: эффективный внутришкольный контроль, оперативное использование нормативной документации по всем направлениям для всех, соответственно повышение качества обучения. В лицее разработана и внедрена система управления образовательным процессом с использованием информационных телекоммуникационных технологий:
разработана и внедрена информационная система анализа, планирования, контроля, внедрены элементы электронного документооборота;
разработан, апробирован и используется инструментарий по определению качественных показателей обучения на любых этапах реализации образовательного процесса;
разработан и внедрен электронный журнал, позволяющий в непрерывном режиме проводить мониторинг успеваемости учащихся.
В 2017-2018 учебном году одним из важных изменений в организационном плане деятельности лицея был переход на нетиповую форму, что стало возможным благодаря той образовательной политике, которая реализовывалась в лицее с момента его создания. Согласно статье 77 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности действуют нетиповые образовательные организации. Государственный лицей изначально по своему назначению является специализированной общеобразовательной организацией для обучения обучающихся республики, проявивших способности в изучении физико-математических и естественнонаучных предметов.
Технология обучения одаренных детей лицея заключается в том, что:
- разработаны и внедрены авторские программы и методические пособия по профильным предметам: математика, физика, информатика;
- разработана и используется накопительная многобалльная система для оценивая деятельности учащихся;
- создано и используется единое цифровое образовательное пространство для всех участников образовательного процесса лицея.
Авторские программы и методические пособия, разработанные учителями лицея
Разработаны авторские программы по математике Трояковой Г.А., доцентом Тыв ГУ, к ф-м н, по физике Санчаа Т.О., к.п.н., по информатике Красильниковым М.П..
Накопительная многобалльной системы для оценивания качества обучения.
В условиях введения ФГОС перед общеобразовательными организациями стоит задача учить учиться самостоятельно, очень важно учить учащихся планировать свою работу, рационально использовать свое и чужое время. Педагоги лицея разработали «Дневник лицеиста», где учащиеся могут увидеть, что, когда они будут изучать, какие задания, тесты, проекты, презентации нужно приготовить и когда сдать, сколько баллов получат за конкретное задание.
Многобалльная накопительная система применяется для оценки количества и качества текущей проделываемой учебной работы учащимися в течение учебного года между промежуточными аттестациями.
Суть ее заключается в следующем:
- во-первых, не присваивается балл за невыполненное (частично выполненное, неправильно выполненное, выполненное с ошибками) задание;
- во-вторых, в суммировании баллов по каждому элементу задания, по всем видам работ, темам, отражающим прирост знаний, умений и навыков у учащихся, т.е. степени обученности,
- в-третьих, в дифференцированном подходе к определению максимального и минимального балла по различным видам работ в рамках одного предмета.
Достоинством этой системы является:
- отсутствие отрицательных оценочных суждений;
- наличие только положительных баллов;
- накопление баллов, соответствующее повышению степени обученности;
- дает право на переделку, доработку заданий, дает право на ошибку, которая не будет оценена отрицательными суждениями;
- ставит всех учащихся в одинаковые условия при оценке обученности, так как оценочные задания для всех одинаковы;
- дает возможность по-разному оценивать задания разного уровня;
- позволяет объективно оценивать учащегося;
- позволяет оценивать все многообразие учебного труда учащегося.
Технология "Накопительная многобалльная система" создало оптимальные условия для модернизации имеющейся системы оценивания качества знаний. Эта технология состоит в его востребованности и реалистичности, в способности непосредственно влиять на управление качеством образовательного процесса.
В начале учебного года учитель-предметник представляет учащимся перечень и содержание всех заданий для оценки усвоения знаний и владения умениями, а также суммарный балл по каждой теме, разделу учебного предмета.
Предусмотрены промежуточные аттестации. Минимальный период, через который производится аттестация учащихся по учебной деятельности, - один месяц. Аттестационная оценка учащегося определяется суммой баллов, которые он получил по всем видам работ за один месяц. В лицее развернута система электронного обучения на базе open source продукта Moodle. На систематической основе пополняется база Тестовых материалов, методические материалов для "Курсов" системы электронного обучения по всем учебным предметам. Наличие системы электронного обучения позволяет в значительной мере проводить контрольные мероприятия во внеурочное время, освобождая тем самым "дорогое" урочное время. Для эффективного использования оборудования Цифровой образовательной среды дополнительно установлены точки доступа Wi-Fi сегмента ЛВС лицея. Архитектура ЛВС лицея, заложенные возможности подтвердили актуальность поставленных задач по созданию, развитию и эксплуатации информационного пространства лицея. Дистанционное обучение в период пандемии 2019-2020 учебного года показало стабильную работу ЛВС лицея, обеспечивая непрерывный, комфортный доступ прежде всего к образовательным и другим информационным ресурсам для всех участников образовательного процесса лицея.
Основные результаты применения многобалльной накопительной системы в лицее следующие: учащиеся получают глубокие, систематические знания, приобретают достаточные умения для практического применения их в жизни.
Главная цель многобалльной накопительной системы - повышение качества обучения посредством повышения мотивации обучающихся и стимулирования интенсивности и регулярности учебной работы обучающихся на основе систематического и объективного контроля.
Для получения объективной информации о состоянии качества образования в общеобразовательной организации в лицее разработана и внедрена многобалльная накопительная система, принципиально отличающаяся от описанной в педагогической литературе систем оценки компетенций. Внедрение и использование многобалльной накопительной системы оценки учебной деятельности лицея показывают положительный результат. Автор многобалльной системы - директор лицея Санчаа Т.О. к.п.н., «Заслуженный учитель РФ», Народный учитель РТ».
Необходимость создания системы оценки качества образования школьного уровня обусловлена введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В лицее создана система получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования), на основе которой можно будет принимать управленческие решения.
При реализации учебного плана, рабочие образовательные программы, УМК, жесткие требования существующих нормативных документов по организации образовательного процесса в новых современных условиях часто не соответствуют современным задачам, способам управления и не способствуют повышению эффективности образовательного процесса. Нужно планировать и определять конечные результаты образования, а не достижение идеализированных недостижимых целей. Таким образом, необходимо пересмотреть методы определения и оценки качества образования. Они должны основываться на результатах образовательного процесса, а не на качестве организации образования. Эту задачу нельзя решить в рамках существующей системы контроля, которая в силу своих организационных и технологических особенностей в принципе не способна обеспечить своевременное получение сопоставимой, надежной и достоверной информации (количественной и качественной), необходимой для принятия управленческих решений. В современных условиях необходимо грамотно сочетать контроль и обеспечение качества образования, делая упор на последнее. В этом случае необходимо будет вовлечь всех участников образовательного процесса, а не только лиц, ответственных за организацию образовательного процесса. Обязательным условием решения этой задачи является открытость и прозрачность системы оценки результатов и обеспечения качества образования.
Педагогический коллектив лицея всегда стремился не просто передать знания обучающимся, но, совершенствуя формы и методы обучения, воспитания, научить и выработать потребность в получении новых знаний, самостоятельно или совместно с другими участниками образовательного процесса ликвидировать имеющиеся пробелы.
В лицее разработана и внедрена система управления образовательным процессом с использованием информационных телекоммуникационных технологий:
- - разработана и внедрена информационная система анализа, планирования, контроля, внедрены элементы электронного документооборота;
- разработан и апробирован инструментарий по определению качественных показателей обучения на любых этапах реализации образовательного процесса.
Внедрено программное обеспечение контроля принятых решений.
Педагогический коллектив обучился и успешно работает с набором инструментов и программ системы управления образовательным процессом, образовательными ресурсами, предназначенными для сопровождения учебного процесса. Продолжается работа по развитию общей информационной Базы данных образовательной организации.
Разработка, внедрение инструмента контроля обеспечения качества образования и системы управления образовательным процессом с использованием ИКТ в лицее обеспечивает своевременное выявление, а значит, и принятие своевременных решений по устранению возникающих в процессе обучения проблем.
Разработан и совершенствуется электронный журнал с учетом используемой многобалльной накопительной системы оценки деятельности обучающимися. Электронный журнал - это часть Системы управления базами данных (СУБД) образовательного процесса. СУБД лицея управляет такими базами данных (БД) как БД пользователей, БД тестовых методических материалов, БД образовательных методических материалов, БД материалов по воспитательной работе, БД успеваемости обучающихся лицея, БД проектов рабочих документов, БД системы электронного обучения и другие. Доступ, в том числе "удаленный", к базам данных СУБД лицея регламентирован в соотвествии с местом и ролью участиника образовательного процесса в лицее.
Единое цифровое образовательное пространство для всех участников образовательного процесса лицея
Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным процессом в настоящее время - это насущная необходимость повышения качества результатов образовательного процесса, эффективности работы общеобразовательной организации в целом. В настоящее время существует необходимость модернизации системы управления образовательной организацией путем перевода ее на современные информационные телекоммуникационные технологии. В современных условиях необходимо повысить эффективность контроля и обеспечение качества бразования. В этом случае необходимо вовлекать всех участников образовательного процесса, а не только лиц, ответственных за организацию и управлением образовательным процессом. Обязательным условием решения этой задачи является открытость и прозрачность системы оценки результатов и обеспечения качества образования. Без использования современных инструментов управления, основанных на новых технологиях, невозможно решить задачу обеспечения качества образования.
Внедрение системы управления образовательным процессом с использованием ИКТ - это работа по переходу к единому информационному пространству лицея, в котором были бы объединены учителя, руководство, ученики и их родители.
Работа в такой системе предполагает решение следующих задач:
- развитие телекоммуникационной составляющей единой информационной системы лицея, которая позволит объединить всех участников образовательного процесса в реальном масштабе времени;
- обеспечение образовательного процесса методическими рекомендациями, разработками по эффективному использованию новых технологий и современного оборудования. Учителя используют электронные доски и компьютеры также и для тех же целей, что и обычные доски и учебники. Максимальный эффект дает применение информационных телекоммуникационных технологий совместно со специальным программным обеспечением в управлении. Так или иначе управленческой деятельностью занимаются все: директор, заместители директора, учителя, когда управляют процессом обучения по своему предмету. Информатизация процесса обучения должна, в первую очередь, обеспечить учителю возможность получать оптимальные, а значит, эффективные решения при подготовке к уроку. Руководство лицея в свою очередь создало условия учителю по информационному сопровождению процесса обучения;
- принятие правильных и своевременных управленческих решений в обеспечении качества обучения, система контроля должна быть неотъемлемой и основополагающей или базовой составляющей всего процесса организации и обеспечения качества образования;
- повышение компетенции управленцев и учителей лицея в новых коммуникационных технологиях;
- обеспечение процесса управления образовательного процесса методическими рекомендациями и необходимым специализированным программным обеспечением;
- перевод большей части делопроизводства в подготовке проектов документов в электронном формате;
- обеспечение информацией родителей обучающихся об успеваемости их детей. Организация доступа к электронному дневнику, адаптированного к принятой в лицее многобалльной накопительной системе оценки;
- обеспечение удаленного доступа для участников образовательного процесса.
В процессе внедрения системы управления образовательным процессом были разработаны, апробированы и используются инструментарии по определению качественных показателей успеваемости на любом этапе обучения учащихся, а не только за отчетный период (четверть, полугодие, год). Развивается и совершенствуется СУБД лицея. Приступили к реализации "облачных технологий" в рамках собственного проекта "Лицейского облака" по дальнейшему развитию информационного пространства лицея. Разработан собственный электронный журнал, так как в лицее существует многобалльная накопительная система, принципиально отличающаяся от описанных в педагогической литературе систем оценки знаний, умений и навыков учащихся. Указанная методика оценки учебной деятельности учащихся, применяется в Государственном лицее Республики Тыва с начала его открытия в 1991 году.
Электронный журнал дает возможность мониторинга показателей успеваемости ежеурочно, ежедневно, ежемесячно и т.д., по разделам, по темам, по предметам обучения.
Эффективность управленческой деятельности администрации образовательной организации во многом зависит от наличия и систематизации имеющейся нормативно-правовой, планирующей и методической документации. Уровень управленческой культуры руководителей образовательной организации определяется не столько количеством рабочей документации и нужной для анализа информации, сколько рациональностью ее отбора и систематизацией. Для организации образовательного процесса созданы электронные варианты необходимых документов, материалов, ресурсов, разработки мероприятий, уроков. Изучены и выбраны программы (авторские, углубленные, расширенные, профильные и т.д.), разработаны рабочие программы, правильно подобраны УМК, грамотно составлены КТП, разработаны с учетом современных требований уроки, КиМы. Все перечисленные материалы систематизированы и собраны в «сетевые папки» учителя.
Использование информационных технологий в управленческом процессе упрощает и оптимизирует накопление, использование и хранение информации. Систематизированная документация позволит руководителю «не утонуть» в потоке информации, а другим пользователям дает возможность легко ориентироваться в ней.
Для функционирования разработанной системы управления и информационного сопровождения образовательного процесса в лицее создана локальная вычислительная сеть (далее ЛВС).
Компьютерная сеть ГАНООРТ ГЛРТ размещена в двух зданиях лицея и охватывает все учебные и вспомогательные помещения. Пользователями ЛВС являются учителя, работники, учащихся лицея и их родители. Содержание, конфигурация и функциональные возможности ЛВС являются основой общего информационного пространства лицея. Основу ЛВС составляет структурированная кабельная система. Всего к ЛВС лицея подключена 91 рабочая станция. Для организации удаленного доступа к информационным ресурсам лицея арендуется доменное имя второго порядка, а также реальный IP-адрес. Фактически лицей является субхостером для пользователей сети лицея. Основа ПО ЛВС лицея - это open source продукт, что в значительной степени оптимизирует расходы на ПО информационного пространства лицея.
Локальная вычислительная сеть ГАНООРТ «ГЛРТ» организована следующим образом:
Транспортная составляющая информационного пространства лицея - это ЛВС, которая построена с учетом всего комплекса решаемых задач, а непосредственная работа с данными осуществляется системой управления базами данных. К большей части Баз Данных доступ организован посредством web-интерфейса. К отдельным - критическим, важным БД реализован другой принцип доступа. В любом случае, система контроля за доступом к БД непрерывно отслеживает работоспособность и целостность системы защиты данных. В лицее создан и функционирует Центр сертификации для организации дополнительной защиты данных.