Образовательная программа
Основным предметом деятельности лицея является реализация образовательных программ:
основного общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам естественнонаучного профиля;
среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам физико-математического и (или) естественнонаучного профиля;
программы внеурочной деятельности для обучающихся по ФГОС по направлениям: общекультурное (художественно-эстетическое), духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное;
программы дополнительного образования по естественнонаучной, научно-технической, гуманитарной, спортивно-технической, туристско-краеведческой, декоративно-прикладной, художественно-эстетической направленности.
Лицей осуществляет образовательный процесс в соотвествии с уровнями образовательных программ:
в основной школе – программы расширенного обучения и углубленного обучения, нормативный срок освоения – 5 лет;
в средней школе – программа углубленного и профильного обучения, нормативный срок освоения – 2 года.
В основной школе углубленно изучаются математика, алгебра, физика и русский язык. В дополнение к базовому стандарту изучаются история Тувы (в 9 классе), география Тувы (в 8 классе), черчение (в 9 классе), основы проектной деятельности (в 7-8 классах), китайский язык (в 5-6 классах), основы информатики (в 5-6 классах), естествознание (в 5-6 классах).
В средней школе изучаются следующие профильные учебные предметы (определяющие специализацию каждого конкретного профиля): алгебра и начала анализа, геометрия, информатика и ИКТ, химия, биология. В дополнение к базовому стандарту по выбору обучающегося могут быть организованы факультативы по предметам.
В соответствии с действующим законодательством, в пределах возможностей лицей обеспечивает реализацию права граждан на выбор языка образования. Выбор языка образования родители (законные представители) обучающихся осуществляют при приеме ребенка в лицей.
В лицее работают разнообразные студии, кружки, спецкурсы и факультативы:
Телестудия, Редакции лицейской газеы, Сайтостроение, Компьютеры и физика, Студия «Белая ладья», Страноведение, Английский клуб, Музыкальная студия, Художественная студия, спортивные секции и др.
Учителя
Педагогический коллектив лицея действует под девизом "Одарённому ученику - талантливый учитель" и руководит им директор Алдын-оол Вера Мартоловна. Организация учебно-воспитательной работы отличается своей уникальностью, опережая внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий, рекомендуемых для общеобразовательных организаций, Вера Мартоловна начала разрабатывать, внедрять и использовать их в повседневной работе еще с конца 90-х годов. Своим опытом она делится с коллегами из других школ республики.
Учебно-воспитательную работу возглавляет Хомушку Орлан Дастай-оолович — учитель русского языка и литературы высшей категории, победитель конкурса «Учитель года — 2012» и обладатель многочисленных наград и грамот от Министерства науки РТ и РФ и Верховного хурала РТ. Воспитательную работу возглавляет Ооржак Диана Валерьевна — учитель английского языка 1 категории, победитель конкурса «Учитель года — 2020»
Педагогический коллектив составляют штатные учителя и преподаватели-совместители, чаще всего, это преподаватели Тувинского государственного университета, научные сотрудники Тувинского института гуманитарных исследований, Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов.
За 29 лет в разное время в лицее работали 7 докторов наук: д.б.н. Аракчаа Л.К., д.и.н. Доржу З.Ю., д.ф-м.н. Логинов В.И., д.х.н. Мышлявцев А.В., д.г.н. Курбатская С.С., д.б.н. Ондар С.О., д.ф.н. Хомушку О.М. - и более 20 кандидатов наук.
Высшую категорию имеют 55% от общего количества учителей.
35% учителей - молодые специалисты (до 35 лет).
Количество педагогов, работавшие в лицее в разное время, имеющие Почетные звания и награды:
«Заслуженный учитель Российской Федерации» - 1
«Заслуженный учитель Тувинской АССР» - 2
«Отличник народного просвещения» - 5
«Заслуженный работник высшей школы» - 1
«Почетный работник общего образования Российской Федерации» - 13
"Народный учитель Республики Тыва" - 1
«Заслуженный работник образования Республики Тыва» - 11
17 учителей - победители конкурса «Лучший учитель» Приоритетного национального проекта «Образование» на грант Президента Российской Федерации: Санчаа Т.О., Седен-Хуурак А.Б., Санчаа М.Г., Тулуш Л.И., Иконникова Н. Ф., Лицкевич Г.О., Ортеней Н.Ш., Сат Л.Г., Жердинская И.Н., Михайлина И.А., Германова Н.С., Гриневская М.В., Тинмей Л.Ш., Решетникова Н.Г., Пономарева Е.А., Кравченко О.А., Сергеева Н.А..
Семь учителей стали победителями конкурса «Современный урок»
Учителя лицея имеют свободу выбора форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, создают авторские программы, участвуют в разработке школьного компонента, имеют право корректировать традиционные и разрабатывать учебные программы с учетом инновационных тенденций, создают к программам учебные и методические пособия, рабочие тетради. Гибко и вариативно используют разнообразные приемы, методы обучения, нехарактерные для традиционного урока, широко используют аудио-, видео- и компьютерную технику, современные информационные технологии. Учителя раскрывают и реализуют в процессе своей деятельности основные положения преподаваемого предмета, создают предпосылки и закладывают основы для дальнейшего самообразования, самопознания и профессиональной ориентации учащихся. Широко практикуют виды заданий, требующие самостоятельности и творчества учащихся. Педагоги работают над новым содержанием образования, технологии обучения.
Для повышения своего мастерства педагоги занимаются самообразованием, исследовательской и экспериментальной работой. Лицеисты выполняют научно-исследовательские работы, которые отличаются оригинальностью и конкурентоспособностью, что неоднократно подтверждалось победами и призами на различных конкурсах республиканского и российского уровня, в частности, по программе "Шаг в будущее".
Педагоги обладают высокой ответственностью в получении результатов своего труда, культурой педагогического общения, ведут здоровый образ жизни, являясь примером для своих учеников. На протяжении всего существования лицея наши выпускники неизменно показывают высокие результаты ЕГЭ по всем предметам, что позволяет им поступать и учиться в самых престижных вузах России и зарубежья. В этом большая заслуга учителей, в частности Пономаревой Евгении Александровны, Хомушку Орлан Дастай-оолович и Донгак Чечек Дартан-ооловны – учителей русского языка и литературы. Необходимо также отметить учителей, работавших в разные годы: Копаневу Людмилой Александровну, Бирюкову Альбину Ивановну, Ослину Елену Викторовну и Ортеней Наталью Шур-ооловну (преподаватели Тувинского государственного университета).
Многие выпускники лицея выбирают ВУЗы с техническим, инженерным направлениями. Такое решение связано с замечательными учителями математики: Трояковой Галиной Александровной, Монгуш Айланой Севеновной. Особую благодарность выпускники 1998 – 2001 годов выражают Мышлявцеву Александру Владимировичу, доктору химических наук, в настоящее время проректору по научной работе Омского государственного технического университета. С теплотой выпускники первых лет вспоминают уроки математики Монгуш Зои Ломбуевны. В разные годы в лицее работали преподаватели Тувинского государственного университета – Крум Елена Викторовна, кандидат физико-математических наук; Власова Любовь Николаевна, старший преподаватель кафедры «Алгебра и начала анализа». Неоценимый вклад в развитие информатики в лицее внес Красильников Михаил Петрович, который, не теряет связи с лицеем и ведет спецкурсы по информатике. Высокую планку преподавания информатики держат учителя – Кагай-оол Маадыр Алексеевич, Михалев Петр Андреевич. Они ежегодно показывают высокий уровень подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, всегда выдвигают участников для республиканских турниров по программированию и занимают призовые места. Ученики с удовольствием ходят на внеурочные и дополнительные занятия по основам WEB-дизайна, 3D моделированию и визуализации и робототехнике.
В лицее работает учитель физики: Сергеева Наталья Александровна, ученики которой неоднократно побеждали в олимпиадах, а со своими научно-исследовательскими работами – в различных конференциях и конкурсах. В лаборатории Физического школьного оборудования разрабатывали методические пособия, мультимедийные цифровые образовательные ресурсы к таким разделам школьного курса физики, как оптика, механика, термодинамика и др.
Английский язык в лицее - это не только одна из учебных дисциплин, но и язык, которым почти все учащиеся владеют так, что позволяет им общаться с англоязычными людьми в разных частях мира. Заслуга в этом учителей: Болат-оол Регина Васильевна, Ооржак Дианы Сергеевны, Ооржак Дианы Валерьевны. МО учителей английского языка ежегодно обновляют «Дневник лицеиста» и проводят разнообразные мероприятия для развития интереса к иностранному языку. Работая сообща, учителя показывают высокие баллы выпускников, выбравших английский язык в качестве предмета для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Также их ученики всегда занимают призовые места в муниципальном и региональном этапах олимпиады по предмету.
История родного края, родной страны стоит в центре воспитательной работы в лицее, которой руководила учитель истории Тулуш Лариса Иргитовна, участвуя в различных экспедициях, собирая интересный, часто уникальный материал о Туве.
Права ребенка и учителей находятся под неусыпным вниманием учителей обществознания, истории и права Лицкевич Галины Орланмаевны и Лицкевич Татьяны Юрьевны. Учащиеся под руководством этих учителей достойно представляют лицей в различных конкурсах со своими исследовательскими работами и олимпиадах республиканского, российского уровней.
Совместная творческая работа по созданию разнообразных цифровых образовательных ресурсов объединила замечательных учителей естественно-научного цикла – Самдан Аелита Сергеевна.
Эстетическим воспитанием учащихся занимается Кагай-оол Кахема Антоновна.
Здоровый образ жизни своим примером демонстрирует учащимся учитель физической культуры Полев Юрий Викторович.
Психологическую помощь - снять стресс, найти выход из ситуации, найти общий язык ребенку и родителю и многое другое – всегда окажет Васильева Елена Викторовна.
В лицее преобладают технологический, естественно-научный профили, тем не менее знанию различных языков уделяется особое внимание. Так, в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования учащимся предложены курсы изучения китайского языка под руководством Оюн Айслу Романовны.
Образовательная среда
В Лицее создана творческая образовательная среда, обладающая комплексом влияний, условий формирования личности по заданному образцу, а также комплексом возможностей для развития личности. В этой среде происходит саморазвитие свободной и активной личности. Она функционирует как среда развития интеллектуальной одарённости всех субъектов образовательного процесса.
Общие помещения
Здание Лицея состоит из двух корпусов. В одном из корпусов расположены жилые помещения гостиничного типа на 16 мест для учащихся из сельских (кожуунных) школ республики.
Помещение столовой рассчитано на 60 мест. Оформление позволяет чувствовать себя здесь, как дома или как в молодежном кафе, где можно, помимо трапезы, и пообщаться с друзьями.
Актовый зал оснащен оборудованием для коллективного просмотра различных аудио- и видеоматериалов. Здесь же находится белый рояль для занятий вокалом.
Учебные помещения
Большинство учебных кабинетов рассчитано на 20 учащихся и 4 кабинета на 10 мест для занятий подгруппой.
Все учебные кабинеты оснащены рабочими станциями, проекторами, телевизорами с видео- или DVD-плеерами, а также настенным экраном и (или) интерактивными досками.
Учебные помещения Лицея обоих корпусов расположены таким образом, что представляют собой некое объединение, позволяющее оптимально организовать учебный процесс.
Так, «Физика» состоит из кабинета физики, лаборатории "Конструирование и моделирование» и лаборантской.
«Информатика» объединяет кабинет информатики, Интернет-центр, «Издательство» и лаборантскую.
В «Общественные дисциплины» входят: кабинет истории, кабинет обществознания, совмещенный с конференц-залом, оборудованным аудиовизуальным комплексом, позволяющим проводить "круглые столы".
«Иностранные языки» – это три кабинета для занятий по подгруппам, один из которых является компьютерным лингафонным кабинетом на базе мобильных ПК, а также есть зал для занятий по постановке речи.
Все учебные кабинеты оформлены с учетом функциональной направленности и эстетики.
Материально-техническая база (МТБ)
Материально-технической базе уделено особое внимание. Обучение в Лицее ведется на оборудовании, соответствующем современным требованиям стандарта образования и образовательной программы Лицея, целью которой является воспитание исследователя и творческой личности.
Все компьютеры Лицея объединены в локальную сеть. В рамках этой структурированной сети организованы ученическая, преподавательская и административная подсети. Каждый пользователь сети имеет уникальную учетную запись и определенные права доступа к различным базам данных Лицея. Также с каждой рабочей станции пользователь имеет доступ в глобальную информационную сеть Internet. Весь трафик контролируется специальным аппаратно-программным комплексом.
Лицей имеет издательский центр, оснащенный необходимым оборудованием для выпуска лицейских газет, журналов в печатном и электронном виде. Также издательство осуществляет подготовку цифровых образовательных ресурсов в научной и методической работе Лицея. В работе издательства активное участие принимают учащиеся, приобретая знания и практические навыки владения издательскими системами.
Телевизионная студия Лицея оборудована техникой, необходимой для создания учебных и документальных фильмов, используемых на уроках "История Тувы" и "География Тувы".
Руководство
Директор Алдын-оол Вера Мартоловна - "Заслуженный работник образования Республики Тыва", "Почетный работник общего образования РФ" |
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Ооржак Диана Валерьевна |
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Хомушку Орлан Дастай-оолович |
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями Лицкевич Татьяна Юрьевна |
Совет Лицея
В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав автономии Государственного лицея РТ в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощению в жизнь государственно-общественных принципов управления, создан орган самоуправления - Совет Лицея.
Совет Лицея работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями Лицея и в соответствии с действующим законодательством и подзаконными актами. Совет Лицея собирается не реже 4 раз в год. Члены Совета Лицея выполняют свои обязанности на общественных началах.
Задачи Совета Лицея:
Разработка плана развития Лицея;
Участие в создании оптимальных условий для организации образовательного процесса в Лицее;
Организация общественного контроля за охраной здоровья участников образовательного процесса, за безопасными условиями его осуществления;
Организация изучения спроса жителей республики на предоставление Лицеем дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;
Оказание практической помощи администрации Лицея в установлении функциональных связей с учреждениями культуры и спорта для организации досуга обучающихся;
Согласование локальных актов Лицея в соответствии с установленной компетенцией.
Состав Совета Лицея:
В состав Совета Лицея избраны представители педагогических работников, учащихся, родителей (законных представителей). Норма представительства в Совете и общая численность членов Совета определяются уставом Лицея. При очередных выборах состав Совета Лицея обновляется не менее чем на треть.
Общие положения:
1. Для ведения протокола заседаний Совета из его членов избирается секретарь;
2. Решения Совета Лицея, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, являются обязательными для администрации Лицея, всех членов коллектива;
3. Совет Лицея имеет следующие права:
член Совета Лицея может требовать обсуждения вне плана любого вопроса, касающегося деятельности Лицея, если его предложение поддержит треть членов всего состава Совета;
предлагать директору Лицея план мероприятий по совершенствованию работы Лицея;
присутствовать и принимать участие в обсуждении вопросов по совершенствованию организации образовательного процесса на заседаниях педагогического совета, методического объединения учителей, родительского комитета Лицея;
заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности родительского комитета, других органов самоуправления Лицея;
участвовать в организации и проведении общелицейских мероприятий воспитательного характера, проводимых для обучающихся;
совместно с руководством Лицея готовить информационные и аналитические материалы о деятельности Лицея для опубликования в средствах массовой информации.
4. Совет Лицея несет ответственность за:
выполнение плана работы;
соблюдение законодательства Российской Федерации и Республики Тыва об образовании в своей деятельности;
компетентность принимаемых решений;
развитие принципов самоуправления Лицея;
упрочение авторитетности и положительного имиджа Лицея.
Методические и иные документы, разработанные в Лицее, для обеспечения образовательного процесса
Учебно-методические пособия разработаны по русскому языку, физике, информатике, психологии, географии, биологии, истории. Сборники по русскому языку (в частности, для учащихся 7-х классов) созданы в силу того, что не хватает обобщающего материала по классам. В лицее некоторые разделы физики преподаются по авторской программе в связи с этим и были созданы пособия. Со времени создания лицея в нем используется балльная система оценок, которая отличается от общепринятой и других альтернативных систем оценки учащихся. Поэтому в лицее разработан и реализован "Дневник лицеиста", в котором отражена эта система. Психологическаий настрой учащегося отслеживается в лицее, что находит отражение в разработанном "Психологическом дневнике..."