A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Праздник ШАГАА для 4, 7, 8 классов (сценарий)

 

Цель: приобщение учащихся к традициям тувинского народа, воспитание потребности в изучении тувинской культуры

 

Документы и материалы, созданные до мероприятия: предварительные задания классам (док.2);

 

найдены и распечатаны изображения домашнего скота (док.3-6);

объявление о мероприятии (док.7);

программа хода мероприятия (док.8);

протоколы для жюри всех конкурсов (док.9);

лист заданий для конкурса пословиц (док. 10);

сценарные слова ведущих (док.11);

презентация-оформление на процедуру награждения (док.12)

 

Ход мероприятия:

 

Предварительно классы-участники готовили рисунок «аала» на листе ватмана; формировали команды для участия в конкурсах; для конкурса чтецов, скороговорок и частушек самостоятельно подбирали материал; готовили выступление с благопожеланием для всех присутствующих на заключительной части праздника.
Структура мероприятия включает в себя три части
1) начало и спортивные состязания классов по перетягиванию каната

2) одновременно проводимые конкурсы в разных помещениях за установленное время (25 минут)

◦ тевек спортзал
◦ аркан спортзал
◦ частушки каб.205
◦ пословицы каб.206
◦ стихи о Туве каб.208
◦ скороговорки каб.301

◦ аал каб.305
3) подведение итогов и награждение участников (актовый зал)

Результативность участия в конкурсах определялась в баллах, которые для наглядности и оформления домашней заготовки «аала» соответствовали изображениям домашнего скота:
1 место 4 балла конь

2 место 3 балла корова

3 место 2 балла баран

4 место 1 балл поросенок

Заключительная часть включала музыкальные номера в исполнении учащихся, а также победителей конкурсов декламации, частушек и скороговорок.
Подготовленные выступления с благопожеланиями конкурсно не оценивались. Представление данного домашнего задания завершало мероприятие.
В листе заданий (док.10) в тексте тувинских пословиц вручную исправлялись специфические для тувинского языка буквы в соответствии с орфографией используемых слов, так как столкнулись с технической проблемой компьютерного набора данных букв и распечаткой текстового документа.
Ведущие.

Спортзал.

 

Н: Экии! Хундулуг эштеривис!Силерге Шагаа таварыштыр байыр чедирип тур бис!

М: Добрый день, дорогие друзья!Поздравляем вас с тувинским традиционным праздником Тувы, Шагаа!

М: Обычаи нашего народа

Загадочны и красивы

Среди этих традиций

Есть праздник Шагаа

Н: Все классы-участники должны были подготовить команды для участия в разных конкурсах и макет аала.

М: Результаты участия жюри будет оценивать, выставляя баллы, а баллы будут обозначаться домашним скотом, который необходим в каждом аале.

Н: Конь – 4 балла.

Корова – 3 балла.

М: Баран – 2 балла

Хорошая зверюшка-свинюшка – 1 балл

Н: Команды, заработав свой скот, должны до конца доработать свой аал. Для оформления аала классы располагаются в 305 кабинете.

М: После общего соревнования все команды всех классов одновременно расходятся на конкурсы обращаем ваше внимание, что продожительность конкурсной части ограничеено по времени. Завершение оформления аалов должно пройти быстро и организованно, чтобы мы могли встретиться в актовом зале в 14.45

Н: Сейчас мы напомним весь список конкурсов.

М: Сейчас в спортзале начнется конкурс по перетягиванию каната.

В этом состязания примут участие все классы.

Н: В 14.15 начинаются конкурсы на станциях.

 

Здесь, в спортзале

 

 

Тевек судья Ховалыг Хеймер-оол Алдын-оолович

Аркан Кагай-оол Маадыр Алексеевич

Армреслинг (по желанию) они же

Стихи (кабинет №208) в жюри Жердинская Ирина Николаевна

Пословицы (кабинет № 206) Лицкевич Галина Орланмаевна

Скороговорки (кабинет №301) Бегзи Аяна Викторовна
Седен-Хуурак Алдынай Биин-ооловна
Частушки (кабинет№204) Алдын-оол Вера Мартоловна
М: Оформление аалов будет оценивать Кагай-оол Кахема Антоновна


Н:

Актовый зал.

 

М: Еще раз здравствуйте, дорогие друзья и гости сегодняшнего дня!

Н: Экии! Хундулуг эштеривис болгаш аалчыларывыс!

М: Друг друга мы приветствуем, мир вам, счастья и добра!

Н: Февраль гуляет во дворе,

И щиплет уши детворе,

И красит уши докрасна,

Уйдет февраль-придет весна.

И в такое прекрасное время

Мы встречаем Новый год – Шагаа!

М: 4а класс подготовил нам праздничный номер.

 

Песня 4а класса

 

М: Праздник Шагаа - это тувинский Новый год. Его празднуют в начале Белого месяца по лунному календарю, то есть где-то в конце января — начале февраля.

Н: Точной даты Шагаа не существует. Ее определяют ламы. Долгое время праздник не был официально узаконен. Лишь в 1987 г. он был возрожден как государственный.

М: В Туве праздник Нового года — это особый рубеж, разделяющий старое и новое, прошлое и будущее, добро и зло. К нему тувинцы готовятся заблаговременно.

За три дня до Шагаа обязательно приглашали сказочника. В сказочной форме сохранились предания о смысле каждого года восточного цикла. Хитрая и юркая Мышь оказалась первой в конкурсе, который объявил Царь зверей: кто раньше всех увидит первые лучи солнца Нового года. Мышь первой возвестила о наступлении нового дня, вот цикл и стал начинаться с года Мыши.

М: По восточному календарю заканчивается год

Н: За несколько дней до его начала всю территорию населенного пункта тщательно убирают. Также тщательно, как внутри, так и снаружи, наводят порядок в жилищах. Одежду, обувь, ковры и другие вещи чистят на снегу, старые и изношенные вещи сжигают.

М: Особое внимание тувинцы уделяют алтарям в домах и храмах, где находятся подношения Будде

Н: По народным традициям, в эти праздничные дни тувинцы играли, соревновались не толко радушно угощали гостей, но и показывали свои таланты и способности.

М: Наш веселый день начался с различных конкурсов и сейчас объявим их результаты

М: Прошел конкурс стихов и самым лучшим чтецом стал -

Н: А ты можешь быстро и четко рассказать какую-нибудь скороговорку?

М: Я попробую (говорит запинаясь).

Кижини кижи дээрге

Кижи кижины дээр,

Кижи кижини дивеске, кижи кижини дивес

Н: (смеется)

М: А вот в конкурсе скороговорок 1 место получил -

М: А сможешь ли ты рассказать какую-нибудь частушку?

Н: Да, я попробую

Караланы корунерем

Кастаа-биле, хулуу-биле

Карам эшти корунерем

Каттыраннаан чаны-биле

М: Даа, не очень рассказал (критикует)

Н: А вот настоящий призер по пословицам-

М: Поздравляем! Можешь перед всеми рассказать свою частушку?

(Рассказывает, кто-то хлопает)

Спасибо.

 

Н: 1 место в конкурсе пословиц получает -

М: Своему классу принес призовое место в конкурсе тевек -

Н: Способности этого человека принесли его аалу победу в конкурсе аркан -

М: Самым сильным в армреслинге стал(а) -

Н: Поздравляем всех победителей конкурсов!

М: Итоги аала, благопожелания 4а, 7а, 8а, 8б ( по тувински)

Н: 4 а класска эки озерин,орениирин кузеп тур бис.

(Выходит 4 а и говорит благопожелания всем)

М: 7 а класска хундуткелди кузеп тур бис.

(Выходит 7 а и говорит благопожелания всем)

Н: 8 а класска кан дег кадыкшылды кузеп тур бис.

(Выходит 8 а и говорит благопожелания всем)

М: 8 б класска аас-кежикти кузеп тур бис.

(Выходит 8 б и говорит благопожелания всем Чингиз и Мелисса)

Н: На этом наше мероприятие подходит к концу.

М: Но не праздник! Традиционно этот народный праздник отмечают с родными, близкими. Мы в лицее все, как семья. Давайте, скажем добрые слова друг другу накануне Нового года. Приглашаем для благопожеланий.

Представители классов выступают

М: Спасибо, что были вместе с нами.

 

Н: Бис-биле турганынар дээш четирдивис.Байырлыг.

Новости

Семья – один из шедевров природы

 

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которой зависит

 безопасность всего большого

 человеческого общества

 Ф. Адлер

Хотелось чтобы вышедшая в Год семьи «Концепция развития личности ребенка в семье: основы семейного воспитания»  одобренная постановлением президиума Российской академии образования от 26 сентября 2024года № 6/2 не осталась не замеченной.

Назначение концепции – сформулировать современные основы развития личности ребенка в семье и его воспитания, помочь родителям в осмыслении и корректировке существующей практики взаимодействия с собственными детьми. Задача концепции – обозначить наиболее острые и актуальные проблемы воспитания ребенка, с тем чтобы дать родителям возможность задуматься над ними, обнаружить собственные ошибки или, напротив, убедиться в правильности выбранного пути.

Читать далее...

 

 

 

Шаг в будущее 2024_2025 учебный год

 Шаг

В разделе "Одаренные дети", "Шаг в будущее" размещены материалы программы "Шаг в будущее", её мероприятиях, официальном участии программы в Десятилетии науки и технологий на 2024-2025 учебный год

 

 

 

«Гармония»

Средний хор «Гармония» ГАНООРТ «Государственного лицея Республики Тыва» участвует в региональном заочном этапе Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов с песнями «Россия, Россией останется!» слова В. Суслова, музыка Я. Дубравина, «Братец Яков» французская народная песня, «Катюша» слова М. Исаковского, музыка М. Блантера. Руководитель хора Монгуш Айбек Манчын-оолович.

Пожелаем удачи!

Республиканская физико-математическая олимпиада

 

В разделе Республиканская физико-математическая олимпиада размещена информация о Республиканской физико-математической олимпиаде среди обучающихся 5-8 классов общеобразовательных организаций Республики Тыва в 2024 году

 

 

Родителям о социально-психологическом тестировании

Родителям о социально-психологическом тестировании

Уважаемые родители 7 – 11 классов!

Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!!

            В период с 15 сентября по 1 октября в 2024/25 учебном году проводится процедура социально-психологического тестирования (далее СПТ) обучающихся в возрасте 13-18 лет по единой методике. Это мероприятие проводится на территории всей Российской Федерации ежегодно с 2019 года.

            Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в СПТ.

 Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

 ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения ваших детей в наркопотребление.

ДА — если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойства в отношении своего ребенка.

ДА — если Вы активны и приветствуете профилактические меры в интересах Ваших детей!

Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!!!

Целью тестирования является выявление скрытой рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению.

Безусловно, Вы - самые близкие и значимые люди для своих детей, Вы беспокоитесь за их настоящее и будущее, - это здоровые эмоции, они заставляют действовать.

            Современный мир — это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно. Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни. Тяга к рискованному поведению - это часть развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром. Выделяют 2 типа рискованного поведения:

  •  Первый — когда подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей самостоятельной жизни. Это рискованное поведение, помогающее развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум, добиваться поставленных целей.
  •  Второй — поведение, включающее виды деятельности, опасные для жизни и здоровья. К ним относятся употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона и т.д. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом, наносить вред своему телу, или провоцировать ситуации с риском для здоровья и жизни.

Вы скажете, что это точно не про вашего ребенка!

К сожалению, так думают 99% родителей!

Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения.

 Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в указанном вопросе?

            Задача родителей вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.

На основании письма Министерства просвещения Российской Федерации от 03.07.2019г № 07-4416, поручения Государственного антинаркотического комитета (далее - ГАК; протокол ГАК от 11.12.2017г № 35) с 2019 года во всех образовательных организациях Российской Федерации была внедрена Единая методика социально-психологического тестирования обучающихся (далее ЕМ СПТ, Методика).

В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:

  •  социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации;
  •  профилактические медицинские осмотры обучающихся (далее ПМО)

С какой целью проводится СПТ обучающихся?

  •  СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от проб и потребления ПАВ.
  •  СПТ является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде.

С какого возраста проводится СПТ?

            В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса) исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя). Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.

Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13 лет, он также может стать участником СПТ при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей.

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?

            Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

            В соответствии с законодательством СПТ является строго конфиденциальным.

Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.

Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации. Можно ли передать результаты СПТ третьим лица? Да, но только в том случае, если один из родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.  

Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества?

СПТ не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку!

СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!!

Государственный лицей Республики Тыва в 2024 году занимает 159 место в рейтинге RAEX лучших школ России Топ-300

 

Поздравляем всех нас с высокой оценкой рейтинга Агенства RAEX! Мы 159-е в Топ - 300 лучших школ России!

VUZ2024 TOP300 Diploma  VUZ2024 Region K Diploma  VUZ2024 Region М Diploma

 

В 2024 году по рейтингу Агенства RAEX лучших школ России Топ-300 по конкурентоспособности выпускников (2024 год) Государственный лицей Республики Тыва - 159.

В 2024 году Государственный лицей Республики Тыва занимает 1 -ое место в рейтинге Агенства RAEX школ Республики Тыва по конкурентоспособности выпускников (2024 год).

В 2024 году Государственный лицей Республики Тыва занимает 3 -ое место в рейтинге Агенства RAEX школ Республики Тыва по количеству выпускников, поступившие в ведущие вузы России.

В 2023 году по рейтингу лучших школ России Топ-200 по конкурентоспособности выпускников (2023 год) Государственный лицей Республики Тыва - 176.

В 2021 году по рейтингу лучших школ России Топ-50 по конкурентоспособности выпускников в сфере "Медицина" Государственный лицей Республики Тыва - 47.

В 2020 году по рейтингу лучших школ России Топ-50 по конкурентоспособности выпускников в сфере "Экономика и управление" Государственный лицей Республики Тыва - 50.

Рейтинг школ республики Тыва, готовящих абитуриентов для лучших вузов технического профиля (2021 год, )

Поздравляем педагогический коллектив, учащихся, выпускников, родителей в 2023 году Государственный  лицей РТ по рейтингу Агенства Rating Review входит в число Топ - 200 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников и занимает 176 место по России.

Государственный лицей Республики Тыва  единственная общеобразовательная организация в Республике Тыва, которая вошла в Топ-200 лучших школ России. Это высокая оценка нашего общего труда и успехов наших детей.