A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

 

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Расширяя свой круг социальных контактов – в детском саду, а затем в школе или вне их – ребёнок переносит сложившиеся модели поведения и отношения к этому кругу на основе уже имеющихся (усвоенных в семье!) алгоритмов. Мои слова подтвердит любой воспитатель в детском саду: поведение детей копирует поведение родителей и близких, их реакции на других детей и взрослых. И воспитатели также расскажут вам о том, что в последние годы малыши стали более агрессивными, не умеют (не имеют навыков!) совместного взаимодействия (играть, общаться). В то же время, молодые мамы гордятся тем, что их 10-месячные, годовалые и чуть старше малыши уже часами играют со смартфонами, телефонами, другими гаджетами и капризничают, если у них пытаются отобрать эти замечательные устройства. Что формируется и не формируется в таком взаимодействии ребёнка и техники?

Если ребенок пользуется телефоном не для учебной деятельности, а для игры, здесь  самый важный момент - что формирует игра: уход от окружающего мира в мир киберпространства, где, чтобы решить проблему, нужно выключить гаджет (впоследствии, не справившись с реалиями мира,  этот навык трансформируется в попытку выключить себя, уничтожить себя…);
         Но мир развивается и вносит свои технологические коррективы в воспитание и обучение посредством интернета. Мы имеем дело с новым явлением: интернет – социальные сети – сообщества по интересам – сообщества могут стать жизненно опасными для ее участников. Еще 15 лет назад человечество не сталкивалось с такой проблемой. Теперь новая эра несет новые угрозы и требует новых пониманий и новых способов решения.

Депрессивные подростки были всегда. И если вы, уважаемый  читатель  этих строк, находитесь в возрастном диапазоне 40+, то вы, может, помните, что  раньше тогдашние пятнадцатилетние, переживавшие несчастную любовь, ад непонимания в семье или кризис из серии «тлен и безысходность», могли объединиться в своих страданиях разве что с парой-тройкой таких же неуравновешенных подружек или унылых одноклассников. Вхождение в XXI век расширило круг общения всегда доступной возможностью в любую минуту выйти в сеть и окунуться в любой поток на выбор: тут группа нытья о бессмысленности жизни, тут сообщество преданных, тут как отомстить одноклассникам, тут – хейтеры родителей, тут собираются потенциальные висельники, а здесь обсуждаем сочетания таблеток, «чтобы не откачали». Пройдет еще несколько лет, и в мире появятся новые законы, преследующие создателей и наказывающие участников таких и других экстремальных сообществ.

Но нам нужно что-то делать сегодня, и лучше понять, что мы, родители, можем сделать, а чего, к сожалению, нет. Да, привлекать внимание общественности к этой проблеме нужно. Да, должны создаваться специальные инстанции, выискивающие и блокирующие подобные ресурсы. Да, нужны петиции, расследования и меры, но, опять же, многим мамам и папам решение проблемы, существующей на мониторе или на экране смартфона их ребенка в соседней комнате за закрытой дверью, нужно уже прямо сейчас, в эту минуту.

Есть исходные данные, представляющие угрозу для ребенка подросткового возраста:

  • депрессивные настроения;
  • влюбленность, виртуальная или реальная;
  • невозможность контроля свободного времени ребенка родителями;
  • конфликты в значимых социальных группах, виртуальных или реальных;
  • проблемы в семье.

И, в целом, эти данные можно отнести к каждому второму подростку, если не к 99 из 100.

Снимаем розовые очки,

уважаемые родители, и допускаем, что

  • ребенок не рассказывает вам обо всех своих проблемах, настроениях и участии в интернет сообществах;
  • считая себя гениями доверительных отношений, придете к нему с «разговором по душам» о экстремистских группах, группе китов или «убей себя об стену», то ваш ребенок моментально не распахнет душу и не сводит вас на экскурсию по своей переписке, не покажет вам свою любимую серию картинок с перерезанными венами и подписями «Самоубийство не решит твоих проблем, оно просто избавит тебя от них»;
  • ваш ребенок – не ангел в мире злобных чудовищ, одни из которых, наверняка по заданию западных врагов, специально создают в России группы, толкающие детей к противоправным действиям, а другие, глупые ровесники, одноклассники и френды в соцсетях, неуклонно воздействуют на вашего ребенка с целью его уничтожить; В октябре 2023 года Кристофер Майер, помощник министра обороны США по специальным операциям, заявил, что они переходят к другой войне. Направление психологических операций (PSYOP), будет радикально усилено…..Это война за умы, за виденье и понимание мира». Поэтому так важно, уважаемые родители, воспользоваться своей суперсилой, которая дана вам до 21 года вашего ребенка, пока окончательно не созреет его головной мозг, – быть лобной долей вашего развивающегося подростка, которая отвечает за эмоциональную зрелость и способность принимать решения, когда становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.
  • решение этой проблемы потребует ваших ресурсов: сил, времени, внимания, терпения и умения, как ни странно, учиться, вникать, узнавать, а, если понадобится, и менять ваш образ жизни, возможно даже место работы или место жительства.

Игры со смертью, чувство власти над другими, провокации, издевательства, секты для разочарованных в жизни, плейлисты, способные самого устойчивого вогнать в жуткую депрессию. Этого много. Это развивается. Это совершенствуется. И бороться с этим можно разве что закатав в асфальт все девайсы мира. Сможем закатать? Нет!

Я предлагаю вам то, что в ваших родительских силах.

1. Вы знаете 5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой.
2. Вы знаете любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики.
3. Вы – взаимные френды во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками.
4. Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях.
5. Ваш ребенок, приходя домой из лицея  или еще откуда-то с удовольствием делится с вами впечатлениями.
6. Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, знаете, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом».
7. Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся.
8. Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка.
9. Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в лицее?», «Какие оценки?», «Что ел?».
10. Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями.

Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка, и есть – главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были.

Почему дети ныряют в виртуальную реальность?

Многие люди подвержены разного рода зависимостям. Видов зависимостей множество. С появлением персональных компьютеров, а позже аффонов и планшетов на нас навалилась новая беда — игровая компьютерная зависимость. Надо понять, что в случае зависимости не ребенок управляет собой, а могущественные силы из его подсознания. Противостоять в одиночку могуществу сил бессознательного не только трудно, но иногда и невозможно. Поэтому мы должны признать, что человек собой не владеет — им владеет зависимость.

Практически любой вид зависимости формируется одинаково и у взрослых и у детей: какая-то ситуация вызывает у человека сильнейшее возбуждение, происходит мощный выброс в кровь биологических веществ, по химическому составу идентичных наркотикам. И беря в руки гаджет, дети начинают свое приятное путешествие по волнам интернета, и, куда заведет это приключение, неизвестно, потому что еще не пройдены все уроки цифровой гигиены.

Зададимся вопросом: какая психологическая потребность вашего ребенка не может быть удовлетворена в его семье или учебе?

Для детей семья — модель мира, другого они не знают. И в этом маленьком мире дети занимают самый высокий пост. Родители им служат. У ребенка складывается картина, где он самый главный, а все другие ему должны. Малыш не учится учитывать потребности других людей, не умеет считывать их ожидания и формировать свое поведение согласно ожиданиям значимых для него окружающих. Другими словами, такой ребенок вырастает эгоистичным и эгоцентричным.

Давайте остановимся, оглянемся и задумаемся: все ли мы правильно делали, с пользой ли для своих детей выстраивали отношения с ними?

Может быть, мы идем неправильной дорогой и еще не поздно что-то изменить?

Для начала мы подумаем, как заполнить пустоту души. Пойдем через семейные традиции на врага – телефон, компьютер.

Мы знаем, что все люди разные. Родители это понимают, но почему-то методы воспитания используют одни и те же. В основном словесные наказания. То есть крики, ругань, оскорбления, угрозы. И это, отнюдь не приближает нас к ребенку, напротив, только отдаляет. Причем на такое расстояние, при котором взаимопонимание становится невозможным. В итоге ребенок озлабливается, отрицая авторитет взрослого, либо становится подавленным, с заниженной самооценкой.

Воспитание — это подбор стимулов для формирования у ребенка мотивации. Поскольку дети разные, то и стимулы тоже должны быть разными. Ребенок избегает общения с родителями. Почему? Ответ очевиден: он заранее знает, что не услышит от родителей ласковых слов, а сразу получит вопрос об уроках или очередное нравоучение. Ребенок устал от нравственных проповедей, срабатывает защита — он их просто не слышит. И здесь родители выталкивают детей в интернет, где любимое чадо подстерегают противоправные сообщества, которые на первых порах переписки предрасположат к себе мнимой заботой, а потом подчинят  себе еще совсем незрелый мозг. И вот уже ваш ребенок думает, как хочет «другой» на том конце интернета, отвергая слова и мысли родителей. И ребенок уже готов позвонить в школу о закладке бомбы или поджечь чью-то дверь по указке. И делать это он будет под сладкие речи о любви от недруга.

Обращайте внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется из интернета; выгоните одну, явится другая.

Краткая формула родительской любви— это быть для ребенка надежной опорой, крепким плечом. Бывает, что уходят в виртуальный мир люди, которым скучно, неуютно, одиноко в реальном мире. Они никак не могут встроиться в социум и убегают из него в мир вымышленный.

Таким образом, родители, предлагая ребёнку любой гаджет в обмен на общение, должны осознать, что навыки познания мира людей и мира в целом формируются у маленького человека через общение с родителями в первую очередь, затем, по мере взросления – с другими людьми.

Хочу закончить японской поговоркой: «Ничто не приведет ни к чему, если ничего не делать (материал взят из разных источников интернета).

Новости

День Героев Отечества

899 декабря — День Героев Отечества
В этот день наша страна отдает дань глубокого уважения тем, кто проявил мужество, стойкость и самоотверженность во имя России.
В Государственном лицее РТ прошёл ряд мероприятий, посвящённых этой значимой дате. На торжественной линейке ребятам напомнили о важности 9 декабря и о тех, чьи подвиги стали примером истинного служения Родине.
Лицеисты написали письма для Героев, вложив в них искренние слова поддержки и благодарности. Также лицеисты собрали и отправили посылки в зону СВО, чтобы передать частичку тепла и заботы тем, кто стоит на защите нашей страны.
В этот день мы говорим: спасибо Вам, Герои! Спасибо за мужество, за честь, за мирное небо, которое вы защищаете. Мы помним, поддерживаем и благодарим каждого из вас!

 

 

 

Волонтеры

87Добрые дела лицеистов: волонтёрство как часть школьной жизни
В Государственном лицее РТ волонтёрская деятельность стала доброй традицией. Лицеисты регулярно участвуют в акциях помощи ветеранам, поддерживают пожилых людей, а также проявляют себя как волонтёры науки, помогая в организации интеллектуальных и просветительских мероприятий.
Ко Дню Добровольца ребята провели добрую акцию- «Тёплая зима для Героя». Ученики собрали тёплые вещи, предметы быта и сухпайки для тех, кто сегодня стоит на защите нашей Родины. Этот жест внимания и поддержки стал выражением благодарности и уважения к нашим героям.
Выражаем благодарность всем лицеистам, их родителям и педагогам за активное участие.

 

 

 

Радиолинейка в Государственном лицее РТ

83Кинолекторий и Радиолинейка в Государственном лицее РТ: о милосердии, равных возможностях и памяти героев
В Государственном лицее РТ прошёл кинолекторий, посвящённый Международному дню инвалидов. Ребята посмотрели фильм о милосердии, взаимопомощи и уважении друг к другу. Этот день призван напомнить нам, что люди с ограниченными возможностями здоровья — такие же полноценные члены общества, как и мы, и имеют те же права и возможности.
Кроме того, 3 декабря лицеисты почтили память героев в рамках Дня неизвестного солдата. Ученицы 9 класса Петкевич Таисия, Эртине Аялга подготовили и провели радиолинейку, в ходе которой рассказали о значении этой памятной даты. Ребята узнали, что этот день посвящён всем погибшим защитникам Отечества, чьи имена остались неизвестными, но подвиг- бессмертен

 

 

Знак качества для образовательных организаций

60Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе всероссийской конференции по оценке качества образования объявил о запуске проекта «Знак качества для образовательных организаций».62
Важно называть и отмечать сильные и успешные школы, тех на кого могут равняться коллеги, у кого можно перенимать опыт и эффективные практики организации работы», - заявил руководитель Рособрнадзора.
«Знак качества для образовательных организаций»
реализуется в двух направлениях:
— Высокие образовательные результаты - это знак, который будет присваиваться общеобразовательным организациям с высокими и при этом объективными образовательными результатами. Этим знаком были отмечены 326 школ из 63 регионов России.
— Высокая культура оценивания - это знак, который будет присваиваться общеобразовательным организациям с высокой объективностью оценивания. Высокую оценку по данному направлению получили 969 школ.
«Мы будем отмечать не только топовые школы больших городов, но и школы, которые в ограниченных социально-экономических условиях показывают хорошие результаты.
Отдельно будем отмечать школы, которые демонстрируют объективные результаты и не боятся этого», - рассказал Анзор Музаев.
Списки первых школ - обладателей почетных номинаций уже размещены на сайте Федерального института оценки качества образования. Знак качества для образовательных организаций присваивается впервые.
Государственный лицей Республики Тыва отмечен «Знаком качества для образовательных организаций» по направлению Высокая культура оценивания.
Поздравляем педагогический коллектив Государственного лицея РТ с присвоением «Знака качества для образовательных организаций»!

Лучшие для лучших: в МФТИ собрались учителя физтехов

Лучшие для лучших: в МФТИ собрались учителя 63физтехов.
Педагоги из России и стран СНГ собрались в МФТИ, чтобы обсудить различные аспекты работы со школьниками, которые в будущем пополнят ряды студентов МФТИ и других технических вузов.
Образовательный форум в рамках проекта «Учителя физтехов» в этом году собрал учителей физики, математики, информатики, биологии и химии из 44 российских регионов и семи стран ближнего зарубежья. На форум была приглашена учитель физики Государственного лицея Республики Тыва Сергеева Наталья Александровна, которая подготовила выпускников, поступивших в МФТИ, МГУ и другие технические вузы ( результаты ЕГЭ по физике от 70 до 94 баллов, средний балл - 74,6 баллов).
Тема встречи: «Траектория будущего с МФТИ: миссия учителя в развитии творческого потенциала через призму естественно-научного образования».
В рамках программы учителя стали участниками серии профессиональных активностей: мастер-классы, круглые столы и дискуссионные площадки. Ключевыми темами для обсуждения стали внедрение инноваций в преподавание естественно-научных дисциплин и разработка стратегий работы с одарёнными детьми. Кроме того, для педагогов организовали отдельная культурно-экскурсионная программа.
По уже сложившейся традиции в рамках торжественного открытия форума были отмечены заслуги педагогов, подготовивших наибольшее количество учеников, ставших студентами МФТИ. Высокой награды — знака отличия
«Учитель Физтеха» — удостоились преподаватели, внесшие значительный вклад в развитие человеческого капитала и работающие на благо развития одарённых детей в сфере физико-математических и естественных наук.
Сообщество учителей физтехов развивается с 2019 года.Ежегодный форум «Учителя физтехов» проходит при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. Основной задачей проекта «Учителя физтехов» является создание активного сообщества увлечённых педагогов, заинтересованных в развитии своих учеников и готовых обмениваться опытом с коллегами.
Гордимся нашим учителем физики Натальей Александровной Сергеевой! Желаем успехов, одаренных учеников, успешных выпускников!

 

 

Тёплая зима для Героя!

68Ученики Государственного лицея присоединились к доброй акции «Тёплая зима для Героя»
Под руководством классного руководителя, Лицкевич Е.С. и советника директора по воспитанию, Хертек Ч.А. лицеисты восьмых классов изготовили блиндажные свечи для участников СВО, которые находятся на передовой, защищая нашу безопасность.
Перед началом работы для обучающихся был проведён специальный мастер-класс, где они узнали, как правильно и безопасно делать такие свечи, почему они так важны для бойцов и каким образом могут помочь в полевых условиях.
Каждый ученик вложил в дело частичку своего тепла, заботы и искреннего желания поддержать наших защитников.
Благодарим наших учеников за участие в такой доброй и нужной акции!

 

 

 

 

Ученики Государственного лицея РТ поздравили самых любимых- своих мам

74Ученики Государственного лицея РТ поздравили самых любимых- своих мам!
В преддверии Дня матери пятиклассники провели яркое и очень душевное мероприятие под руководством классного руководителя Сергеевой Натальи Александровны.
Обучающиеся подготовили тёплые поздравления, творческие номера, прочитали трогательные стихи и выразили свои искренние слова благодарности самым дорогим людям.
Дорогие мамы!
От всей души поздравляем вас с Днём матери! Спасибо вам за вашу любовь, поддержку, мудрость и бесценный труд.
Отдельная благодарность — за ваше активное участие в жизни нашего лицея. Благодаря вам многие наши дела становятся ярче, добрее и теплее.
Пусть в ваших домах всегда будут счастье, гармония и детские улыбки!