A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Высшее достоинство героя состоит в том, чтобы не терять присутствия духа в бурях современности. Жан Поль

Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

А.П. Чехов.

 

    Когда родители, вдруг узнают, что их чадо балуется электронными сигаретами, вейпом или другими табачными изделиями, то сразу возникает вопрос: «Почему?» Как наказать? Что делать?par3

Большинство детей знают о вреде курения, так почему же они продолжают пАрить? По той же причине:  к активному веществу и стимулятору ЦНС развивается привыкание. Никотин, химические вещества  воздействует на центры головного мозга, что и амфитамины и кокаин.

Важно понять, почему ваш ребенок начал закидывать камни в рот.

Есть несколько причин употребления психоактивных веществ.

Социокультурная точка зрения предполагает, что зависимость от курения проявляется в тех семьях, где один из родителей курит. Благодаря сигаретам можно подражать взрослым. Ведь подростковый возраст — рубеж между детством и взрослой жизнью. По сути, игра в переосмысление всего. Подражание взрослым помогает почувствовать себя старше. И если взрослый курит, значит, это круто, а значит, подросткам надо курить тоже. И, если задуматься, сигареты и вправду очень влияют на восприятие возраста. Здесь не рассматривается случай из любопытства пару раз. Спросите себя: «В моей семье курят?» Если да, то и для ребенка это становится нормой.

Сторонники психодинамической точки зрения выдвигают предположение о том, что в том случае, когда родители не удовлетворяют потребности маленького ребенка в заботе, ласке и внимании, материальное обеспеченье ребенка не в счет, здесь важны эмоциональные проявления родителей, то ребенок вероятно, вырастает излишне зависимым от других людей (одноклассников, друзей и др.), ища у них помощи и утешения и пытаясь получить внимание, которых ему не доставало в детстве. Если этот поиск внешних источников включает экпериментирование с психоактивнвми веществами или курение, то подросток с неустойчивой психикой в кризисе подросткового возраста  может выработать зависимость к курению. Спросите себя, уважаемые родители,  как часто вы проводите время со своим ребенком, сколько раз в день вы дарите телесные ласки и как часто разговариваете «по душам». Если ваш ответ «не часто», то уже сейчас, возможно, ваш ребенок пАрит по душам с одноклассниками, а чтобы не отличаться ему приходится взять электронную сигарету в рот. Компания на курение влияет очень сильно. Если все вокруг тебя курят, то сложно самому побороть желание хотя бы попробовать. Это чувство сродни тому, когда все вокруг что-то умеют, а ты нет, и из-за этого ты как будто в стороне.par2

Существует еще одна точка зрения, основанная на теории подкрепления, подростки как «собака Павлова» якорят положительные эмоции. Например, во временном ослаблении состояния напряжения или повышенного настроения выкуренная сигарета играет, как условный рефлекс, обладает подкрепляющим эффектом. Формируется связь: меня никто не понимает - затяжка – мне хорошо – затяжка, то есть, когда пАрю мне хорошо. Тем самым увеличивается вероятность того, что подростки будут стремиться ощутить эти реакции снова и снова, чтобы «вылечить» себя, когда они ощущают напряжение. А напряжение они ощущают чаще всего от неудач в учебной деятельности. Или как у преступника, который возвращается на место преступления,  условно-рефлекторный стимул формируется от места получения положительных эмоций, где выкуривал электронную или обычную сигарету или  вейп например, школьная раздевалка или туалет, может действовать как классический условный рефлекс и доставлять то же удовольствие, которое вызывает сама сигарета.

Результатом недавнего шквала исследований в области получения изображений головного мозга стало предположение о том, что многие, а возможно, и все психоактивные  препараты и наркотики в конечном счете активизируют центр удовольствия, или «проводящий путь удовольствия» в головном мозге (Volkow et al., 1997). Ключевым в этом центре удовольствия является дофамин. Когда дофамин там активирован, человек, в нашем случае подросток, испытывает состояние удовольствия. Музыка способствует активации дофамина в центре удовольствия. Такое же воздействие может оказывать крепкое объятие или похвала. И так же действуют психоактивные вещества. Так что, уважаемые родители, своевременной и честной похвалой вы можете закрепить у подростка любое поведение на уровне рефлекса. 

Любой человек, будь то ребенок или взрослый  будет страдать от синдрома дефицита удовольствия, когда центры удовольствия не получают достаточной активизации в повседневной жизни. Поэтому и подростки обращаются к психоактивнвм препаратам, курению, алкоголю для того, чтобы стимулировать свои центры удовольствия, особенно во время стресса. И здесь мы снова видим замкнутый круг. Материальная любовь родителей лишь на время снимает напряжение, а хочется, чтобы с тобой поговорили, услышали беды и радости, происходящие с тобой в школе. Отговорки родителей, что ты еще маленький. Снова возникает вопрос: как часто вы качественно общаетесь со своим ребенком.

Приходишь в школу, там не успешность, не понимающие учителя, снова стресс. А выкуренная сигарета в компании, где тебя понимают, якорит следующую, что с друзьями мне хорошо. Разорвите цепочку, родители! Пусть в семье будет крепкий тыл у ваших детей.

В нейропсихологии есть еще одна причина курения. Это причина отсылает нас на несколько лет назад, начинается «не здесь и не сейчас», а в момент рождения ребенка.

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество поисковой системы.

Грудное вскармливание и курение. В чем здесь связь? Существуют причины, которые могут стать пусковым механизмом курения вашего ребенка в подростковом возрасте. Тема интимная для каждой женщины. Ребенок рождается с определенным количеством безусловных рефлексов (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонный и др.), обеспечивающих выживаемость в новых условиях этого мира. Многие рефлексы идут с нами по жизни, а другие, появившись и сыграв свою роль, угасают. Это нужно, чтобы мозг больше не тратил на них свою энергию. Среди них сосательный рефлекс, который актуален на протяжении первого года жизни человека, это обусловлено нашей физиологией, природой. Природа определила, что ребенку старше одного года или полутора лет этот рефлекс не нужен. Сосательный рефлекс формируется у ребенка в первые минуты жизни. Через угасание всех рефлексов ребенок должен пройти. Если чаще всего, когда ваш ребенок начинал плакать, то вы сразу давали ему грудь или пустышку, он получал эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, тем самым, этот рефлекс помогал малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее, тогда у ребенка происходит фиксация на уровне мне плохо - мне хорошо, вырастая дети для успокоения могут сосать и грызть шариковые ручки, карандаши, девочки иногда берут в рот кончики своих косичек.  То есть сосание для младенца – это потребность и удовольствие, напрямую не всегда связанная с чувством голода.par1

В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс может вызвать привычку к курению, формируется привычка «засасывать» нервозность и настороженность, вы можете это видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянуться к сигарете, что подтверждает данное предположение. (Здесь нужны пояснения. Вам покажется, что здесь пишется о возрастных ограничениях, но все дети разные, и изменения не происходят ровно день в день. Оказывается, это понятно не всем. Так вот, дети разные не у всех сосательный рефлекс исчезает именно в 1 год. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст один с половиной год). Поэтому, если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Всем людям, а подросткам особенно, важны контакт и принятие. Нарушающим правила подросткам важно, чтобы их замечали и признавали. Если эта потребность не удовлетворена, есть масса способов разрядиться, снять напряжение. Курение — один из них, хоть и вредный.

            Родителям надо понимать, что эта затея требует сил, терпения, времени и уступчивости. Родителю стоит начать диалог с ребенком, акцентируя внимание не на вреде курения, а на своих личных переживаниях по поводу того, что подросток курит. Отец или мать могут рассказать о собственных тревоге, страхе, бессилии, злости.

Цель родительского разговора — создать контакт, пространство уважения и доверия, а не покорности и страха. Установив с ребенком контакт (на это, кстати, может уйти масса времени и не один разговор по душам), родитель сумеет узнать, чего на самом деле хочет ребенок, чего ему не хватает, какие потребности. И тогда родитель сможет либо дать подростку то, что ему необходимо, либо прямо договориться о том, как он может содействовать получению желаемого. Доводы, что вредно не работают. Сейчас ответьте себе, вы знаете, что хочет ваш ребенок? Его любимая музыка? Как зовут его друзей? С кем переписывается в интернете? Кто нравится из противоположного пола?

Проанализируйте вашу семейную ситуацию. Может быть, что вы считаете заботой, ребенком воспринимается как нехватка ощущения независимости и свободы, что в семье многое решают за него и он живет с ощущением отсутствия воли. Противостояние в семье может носить скрытый характер с близкими, с которыми чаще всего по его субъективному мнению   конфликты. При попытке воплотить свои желания в жизнь подростки  сталкиваются с тем, что зависят от родителей и других родственников. На этапе взросления (7-8 класс) важно выстроить уважительные и теплые отношения с ребенком и другими членами семьи.

Благодаря сигаретам детям кажется, что легче справляться со своими проблемами, а их у подростков очень много: ссоры с семьей, плохая учёба, конфликты с друзьями.

Попробуйте поставить себя на место подростка

Теперь давайте вспомним все причины, которые я привела выше, и подумаем, что делать родителям. Если начать резко вводить какие-то санкции в отношении ребенка, то вы не просто испортите с ним отношения, но и не остановите курение.

Лучшее, что можно сделать, — это поговорить. Например, рассказать, насколько вредны сигареты. Или найти разные статьи и видео о том, какие сигареты вреднее.

Главное, что я хочу донести, — не нужно идти против подростка. Стоит понять его, поговорить с ним, рассказать о своём опыте, показать факты. Такой подход не портит отношения с ребёнком, даже улучшает их. Ведь гораздо лучше договариваться, чем воевать. Быть родителем подростка – это как отслужить в армии: «Кто не был, тот будет, кто был – тот не забудет».

Кричать, заставить выкурить всю пачку, сажать под домашний арест, запрещать общаться с «плохими друзьями», лишать карманных денег — всё это пережитки прошлого. Чтобы как-то повлиять на ребёнка, который затеял играть в курильщика, нужно просто с ним правильно поговорить.

Как бы сейчас, это странно не звучало, но таким поведением ребёнок решает для себя важные жизненные задачи при прохождении подросткового кризиса, которого так боятся многие родители.

Их может быть несколько и все они знаковые для его возраста и ваше желание прекратить это может  привести  к протестному поведению – курению.

      • поддержание статуса среди ровесников;
      • любопытство и примеривание на себя роли взрослого;
      • отстаивание своих границ и независимости;
      • попытка кому-либо и что-либо доказать, найти справедливость;
      • попытка поддержать свою самооценку.

Такое поведение выглядит ужасным, но задачи, которые ребёнок решает внутри себя, — позитивные.

Родителям нужно это понять. Только тогда они смогут поговорить с ребёнком, а не кричать и не требовать невыполнимое. Попробуйте его выслушать. Спросите, что он почувствовал, понравилось ли ему. Если он вам скажет, что гордится собой, примите этот факт.

Хочет быть взрослым? Вместе напишите список дел и согласуйте его с подростком важность каждого пункта. Донесите, что отныне относитесь к нему, как к взрослому и он будет нести ответственность за эти дела. Объясните, к каким последствиям приведет невыполнение задач, и какие поощрения будут за сделанные дела. Поощряйте мелкими бонусами. Вырабатывайте условный рефлекс.

Объяснять ничего не нужно. Часто простое проговаривание вслух очень помогает. Например, так: «Знаешь, я сейчас скажу тебе одну вещь, только ты не обижайся. Мне показалось, что ты туда бегаешь только потому, что хочешь приобщиться к кругу старшеклассников. Они тебя принимают и не насмехаются над тобой. Да, в этом есть что-то особенное. Но, может быть, есть и другое, что сделает тебя частью коллектива? Потому что этот путь  – быть принятым через нечто внешнее (дорогие кроссовки, новый смартфон или курение) — он тебя никак не меняет. Тебя принимают ровно там и тогда, когда ты куришь или показываешь свой телефон. Но самое крутое на свете  – это когда ты сам как-то меняешься и растёшь. И тебя принимают таким, какой ты есть». И самое главное, чтобы быть в глазах ребенка авторитетным, достаточно выполнять одно правило: держать слово. Ничто не разочаровывает так, как невыполненные обещания. Сколько раз вы, как родитель не сдерживал данное слово ребенку? Вот вам и протест.

 

 

Помните, что факт сегодня кажущийся мелочным, одиночным и не имеющим значения, завтра в связи с новыми открытиями, может сделаться зерном новой плодотворной отрасли знания.

В подготовке материала использован сайт mel.fm. и книга Комер Р. Патопсихология поведения. – СПБ.:прйм-ЕВРОЗНАК, 2002.-608с.(Серия «Психологическая энциклопедия»)

Новости

День Героев Отечества

899 декабря — День Героев Отечества
В этот день наша страна отдает дань глубокого уважения тем, кто проявил мужество, стойкость и самоотверженность во имя России.
В Государственном лицее РТ прошёл ряд мероприятий, посвящённых этой значимой дате. На торжественной линейке ребятам напомнили о важности 9 декабря и о тех, чьи подвиги стали примером истинного служения Родине.
Лицеисты написали письма для Героев, вложив в них искренние слова поддержки и благодарности. Также лицеисты собрали и отправили посылки в зону СВО, чтобы передать частичку тепла и заботы тем, кто стоит на защите нашей страны.
В этот день мы говорим: спасибо Вам, Герои! Спасибо за мужество, за честь, за мирное небо, которое вы защищаете. Мы помним, поддерживаем и благодарим каждого из вас!

 

 

 

Волонтеры

87Добрые дела лицеистов: волонтёрство как часть школьной жизни
В Государственном лицее РТ волонтёрская деятельность стала доброй традицией. Лицеисты регулярно участвуют в акциях помощи ветеранам, поддерживают пожилых людей, а также проявляют себя как волонтёры науки, помогая в организации интеллектуальных и просветительских мероприятий.
Ко Дню Добровольца ребята провели добрую акцию- «Тёплая зима для Героя». Ученики собрали тёплые вещи, предметы быта и сухпайки для тех, кто сегодня стоит на защите нашей Родины. Этот жест внимания и поддержки стал выражением благодарности и уважения к нашим героям.
Выражаем благодарность всем лицеистам, их родителям и педагогам за активное участие.

 

 

 

Радиолинейка в Государственном лицее РТ

83Кинолекторий и Радиолинейка в Государственном лицее РТ: о милосердии, равных возможностях и памяти героев
В Государственном лицее РТ прошёл кинолекторий, посвящённый Международному дню инвалидов. Ребята посмотрели фильм о милосердии, взаимопомощи и уважении друг к другу. Этот день призван напомнить нам, что люди с ограниченными возможностями здоровья — такие же полноценные члены общества, как и мы, и имеют те же права и возможности.
Кроме того, 3 декабря лицеисты почтили память героев в рамках Дня неизвестного солдата. Ученицы 9 класса Петкевич Таисия, Эртине Аялга подготовили и провели радиолинейку, в ходе которой рассказали о значении этой памятной даты. Ребята узнали, что этот день посвящён всем погибшим защитникам Отечества, чьи имена остались неизвестными, но подвиг- бессмертен

 

 

Знак качества для образовательных организаций

60Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе всероссийской конференции по оценке качества образования объявил о запуске проекта «Знак качества для образовательных организаций».62
Важно называть и отмечать сильные и успешные школы, тех на кого могут равняться коллеги, у кого можно перенимать опыт и эффективные практики организации работы», - заявил руководитель Рособрнадзора.
«Знак качества для образовательных организаций»
реализуется в двух направлениях:
— Высокие образовательные результаты - это знак, который будет присваиваться общеобразовательным организациям с высокими и при этом объективными образовательными результатами. Этим знаком были отмечены 326 школ из 63 регионов России.
— Высокая культура оценивания - это знак, который будет присваиваться общеобразовательным организациям с высокой объективностью оценивания. Высокую оценку по данному направлению получили 969 школ.
«Мы будем отмечать не только топовые школы больших городов, но и школы, которые в ограниченных социально-экономических условиях показывают хорошие результаты.
Отдельно будем отмечать школы, которые демонстрируют объективные результаты и не боятся этого», - рассказал Анзор Музаев.
Списки первых школ - обладателей почетных номинаций уже размещены на сайте Федерального института оценки качества образования. Знак качества для образовательных организаций присваивается впервые.
Государственный лицей Республики Тыва отмечен «Знаком качества для образовательных организаций» по направлению Высокая культура оценивания.
Поздравляем педагогический коллектив Государственного лицея РТ с присвоением «Знака качества для образовательных организаций»!

Лучшие для лучших: в МФТИ собрались учителя физтехов

Лучшие для лучших: в МФТИ собрались учителя 63физтехов.
Педагоги из России и стран СНГ собрались в МФТИ, чтобы обсудить различные аспекты работы со школьниками, которые в будущем пополнят ряды студентов МФТИ и других технических вузов.
Образовательный форум в рамках проекта «Учителя физтехов» в этом году собрал учителей физики, математики, информатики, биологии и химии из 44 российских регионов и семи стран ближнего зарубежья. На форум была приглашена учитель физики Государственного лицея Республики Тыва Сергеева Наталья Александровна, которая подготовила выпускников, поступивших в МФТИ, МГУ и другие технические вузы ( результаты ЕГЭ по физике от 70 до 94 баллов, средний балл - 74,6 баллов).
Тема встречи: «Траектория будущего с МФТИ: миссия учителя в развитии творческого потенциала через призму естественно-научного образования».
В рамках программы учителя стали участниками серии профессиональных активностей: мастер-классы, круглые столы и дискуссионные площадки. Ключевыми темами для обсуждения стали внедрение инноваций в преподавание естественно-научных дисциплин и разработка стратегий работы с одарёнными детьми. Кроме того, для педагогов организовали отдельная культурно-экскурсионная программа.
По уже сложившейся традиции в рамках торжественного открытия форума были отмечены заслуги педагогов, подготовивших наибольшее количество учеников, ставших студентами МФТИ. Высокой награды — знака отличия
«Учитель Физтеха» — удостоились преподаватели, внесшие значительный вклад в развитие человеческого капитала и работающие на благо развития одарённых детей в сфере физико-математических и естественных наук.
Сообщество учителей физтехов развивается с 2019 года.Ежегодный форум «Учителя физтехов» проходит при поддержке Фонда целевого капитала МФТИ. Основной задачей проекта «Учителя физтехов» является создание активного сообщества увлечённых педагогов, заинтересованных в развитии своих учеников и готовых обмениваться опытом с коллегами.
Гордимся нашим учителем физики Натальей Александровной Сергеевой! Желаем успехов, одаренных учеников, успешных выпускников!

 

 

Тёплая зима для Героя!

68Ученики Государственного лицея присоединились к доброй акции «Тёплая зима для Героя»
Под руководством классного руководителя, Лицкевич Е.С. и советника директора по воспитанию, Хертек Ч.А. лицеисты восьмых классов изготовили блиндажные свечи для участников СВО, которые находятся на передовой, защищая нашу безопасность.
Перед началом работы для обучающихся был проведён специальный мастер-класс, где они узнали, как правильно и безопасно делать такие свечи, почему они так важны для бойцов и каким образом могут помочь в полевых условиях.
Каждый ученик вложил в дело частичку своего тепла, заботы и искреннего желания поддержать наших защитников.
Благодарим наших учеников за участие в такой доброй и нужной акции!

 

 

 

 

Ученики Государственного лицея РТ поздравили самых любимых- своих мам

74Ученики Государственного лицея РТ поздравили самых любимых- своих мам!
В преддверии Дня матери пятиклассники провели яркое и очень душевное мероприятие под руководством классного руководителя Сергеевой Натальи Александровны.
Обучающиеся подготовили тёплые поздравления, творческие номера, прочитали трогательные стихи и выразили свои искренние слова благодарности самым дорогим людям.
Дорогие мамы!
От всей души поздравляем вас с Днём матери! Спасибо вам за вашу любовь, поддержку, мудрость и бесценный труд.
Отдельная благодарность — за ваше активное участие в жизни нашего лицея. Благодаря вам многие наши дела становятся ярче, добрее и теплее.
Пусть в ваших домах всегда будут счастье, гармония и детские улыбки!