О лицее
Публикации и разработки
Кроме традиционных учебных занятий, учащиеся лицея вовлечены в активную творческую деятельность. Они принимают участие в деловой игре деловой игре "Государство "Лицей по субботам", что бы получить начальные, а чаще и более высокие, профессиональные навыки и умения.
Для того, чтобы учащиеся имели возможность высказаться, развить навыки письменной речи, p5_300написания статей и т.п., в лицее работает Издательский центр. В издательстве имеется персональные компьютеры, сканер, принтер и ксерокс А3 формата. Тут учащиеся обучаются формам и методам журналистской работы, работе в качестве технических редакторов, наборщиков текстов, компьютерной верстке и макетированию с использованием различных офисных пакетов программ, выпуску периодических издания для подростков.
Деятельность детской редакции осуществляется в рамках дополнительного образования, и имеет давние традиции в лицее: с 1991 года в лицее работали в разное время детская редакция альманаха «Энее-Сай», редакция «Lyceum», которая издавала газеты на русском языке «Окно», «Панорама», «МыВыОни», «Оригинал», «Вместе», «Альфа», «Водопад», журналы «Lyceum», «Вселенная», газеты на английском и немецком языках, «Чаяан» на тувинском языке. С нашими изданиями можно ознакомиться здесь
Знания, полученные во время обучения и практики в Издательском центре ГЛРТ , в редакциях газет, дают возможность работать в практически любой газете и журнале корреспондентами, но особенно в качестве технических редакторов. Все эти навыки позволяют учащимся выпускать газеты к разным событиям в лицее, например Турслет (в этом году посвящен войне 1812 года), предметные недели, конкурсы и т. д..
Меняются детские команды, приходят новые педагоги, но основная идея остается прежней: надо дать возможность ребенку выразить свое видение мира, надо дать обществу возможность услышать ребенка.
Результаты своей деятельности лицеисты и окружающие могут видеть в изданиях Лицея – журналах и газетах (внутрилицейских и городских).
Творческая работа учителей в большей степени касается учебного процесса. Поэтому наши учителя разрабатывают учебно-методические пособия по предметам.
Со дня основания ГЛРТ, учащиеся на классных часах, во внеурочное время, на мероприятиях, в походах проводили фото и видеосъемки.cover4_m Позднее, когда появились технические возможности лицеисты стали использовать эти материалы для монтажа небольших фото, видео зарисовок. Так были сделаны первые законченные работы о жизни лицея, о природе родного края, особенностях национальной культуры и быта. После первых успехов в конкурсе "Юнипресс 98", на Сибирском слете юнкоров "Золотое перо", было принято решение проводить целенаправленную работу по созданию мультимедийных образовательных ресурсов. cover3_mПриобреталось необходимое оборудование, программное обеспечение, расширялись навыки, приобретался опыт в использовании фото-видео техники, программного обеспечения. Своевременно осуществлялась модернизация оборудования, вводились новые дисциплины в рамках дополнительного образования по использованию фото-видеотехники, приемам монтажа и т. п.. В настоящее время в ГЛРТ имеется полупрофессиональная фото-видео техника, программное обеспечение позволяющая проводить весь цикл работ по производсту "Видео" в наиболее расспространенных промышленных форматах. Были созданы творческие группы для изготовления как законченых "фильмов" таких как "Тувинские национальные игры", "Особенности национальной кухни", "Тубунщики", так и фрагментов для дальнейшего использования в мультимедийных дисках, электронных приложений к учебникам cover1_m"История Тувы", "География Тувы", материалов по аудированию на уроках английского языка. Так например, из последних, закончена работа над видеофильмами «Практикум по молекулярной физике для школьников» состоящий из восьми лабораторных работ, «Практикум по оптике» из восьми лабораторных работ. Каждая лабораторная работа включает в себя описание экспериментальной установки, проведение физического эксперимента, измерения, обработку результатов измерения. Фильмы озвучены. Созданные материалы ЦОР могут быть использованы в учебном процессе. Созданы фильмы с демонстрационным экспериментом по оптике, лабораторным экспериментом по механике и электродинамике.
Нетронутая шкатулка
РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕМА: БОГАТСТВО НЕДР ТУВЫ
"НЕТРОНУТАЯ ШКАТУЛКА"
ГЕОГРАФИЯ ТУВЫ 8 КЛАСС
Автор:· Жердинская· Ирина Николаевна
Полезные ископаемые Тувы
I этап. Вводный
Цели урока:
Формирование представления об особенностях природы РТ,
Воспитание гражданственности и патриотизма,
Формирование социально-ответственного поведения в Российском пространстве
Задачи урока:
Дать систему знаний о разнообразии и богатстве ·минерального сырья,
Показать закономерности пространственного распространения·· полезных ископаемых и их запасы,
Обратить внимание на рациональное, комплексное· использование· минеральных ресурсов и их охрану,
Совершенствование навыков работы с контурными ·картами
Цели для учеников:
Узнать:
полезные ископаемые, встречающиеся на территории Республики Тыва
насколько республика обеспечена местным минеральным сырьем
Оборудование: Карты Тувы: физическая, полезных ископаемых; коллекция полезных ископаемых, стенд «Богатство недр Тувы в элементах таблицы Менделеева», диск «Электронное приложение к учебнику «География Тувы», контурные карты
В пластах, слежавшихся, крутых, тяжелых
Из века в век несет земля следы…
(С. Козлова)
II этап Содержательный
Постановка целей и задач урока:
-- О каких следах идет речь?
-- Сегодня мы поговорим о богатствах, которые таит в себе тувинская земля. Еще только небольшая часть этих богатств освоена и используется человеком. На одной из встреч Председатель Правительства РТ Ш. Кара-оол назвал недра Тувы «нетронутой шкатулкой». Что хранит в себе эта «шкатулка» мы сегодня узнаем.
-- Что такое полезные ископаемые?
Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.
Республика Тыва богата разнообразными полезными ископаемыми. О таком разнообразии можно судить, посмотрев на стенд «Богатство недр Тувы в элементах таблицы Менделеева». Практически все элементы таблицы имеются у нас в запасах.· Особенности геологического строения, многоэтапное проявление тектономагматических и рудообразующих процессов определили разнообразие минерально-сырьевой базы Тувы. Сегодня на территории республики с различной степенью детальности разведано более полутора десятков крупных и средних месторождений, часть из которых имеет федеральное и региональное значение. Это прежде всего каменный уголь, медь, молибден, свинец и цинк, кобальт и никель, алюминий, золото, литий, редкие металлы, ртуть, нерудное сырье. Ценность разведанных запасов основных видов полезных ископаемых в республике составляет 14 млрд. долларов США.
Рассмотрим основные месторождения полезных ископаемых. Ближе познакомиться с ними нам поможет заочная экскурсия по геологическому музею Тувинской геолого-разведочной экспедиции. А для более полного усвоения услышанного, по ходу нашего путешествия, наносите месторождения, о которых пойдет речь, на контурную карту, но предварительно нужно найти их на карте полезных ископаемых (выполнение практической работы по ходу рассказа учителя)
1. Каменный уголь
-- Как вы думаете, почему знакомство с богатствами недр Тувы мы начинаем именно с этого полезного ископаемого?
Месторождения: Каа-Хемское, Межегейское, Элегестинское, Эрбекское, Чаданское
На территории Тувы выявлено несколько изолированных друг от друга районов распространения месторождений угля.· Основные запасы и ресурсы угля сосредоточены в Улуг-Хемском угольном бассейне. Площадь бассейна 2500 км², расположен он в центральной, наиболее экономически освоенной части республики. Тектоническая· нарушенность бассейна слабая, гидрогеологические и инженерно-геологические условия простые. Запасы детально разведанных месторождений (Каа-Хемское, Межегейское, Элегестинское, Эрбекское) составляют 628 млн. т. Месторождения разведаны на небольших площадях в краевой зоне бассейна до глубин не более 300 м.· 95% запасов и ресурсов углей бассейна составляют особо ценные марки, как высококачественное сырье для производства металлургического
Разведаны также ·Чаданское и Чангыз-Хадынское месторождения. Месторождение углей в Туве — одно из самых богатых в мире. Запасы угля здесь оцениваются в 1 млрд. т. Без преувеличения его можно назвать уникальным. По своим характеристикам элегестинские угли — лучшие коксующиеся в России и одни из лучших в мире. Они отличаются высокими показателями спекаемости, низкой зольностью и содержанием серы. В России практически не осталось запасов коксующегося угля столь высокого качества.
В настоящее время в Республике Тыва на среднеюрских углях действуют два разреза: Каа-Хемский и Чаданский на базе одноименных месторождений.· Каа-Хемский разрез расположен в 14 км от г. Кызыла на восточном фланге Улуг-Хемского угольного бассейна. Чаданский разрез расположен в 200 км к западу от г. Кызыла и обеспечивает потребности в энергетических углях западные районы республики. Запасы по Чаданскому месторождению утверждены в количестве 13,17 млн. т.
Обеспеченность действующих разрезов запасами достаточная, но масштабная добыча (не менее 3-5 млн. т в год), обуславливает наличие железной дороги.
2. Железные руды в Туве представлены 3 месторождениями: Кара-Сугским — в Улуг-Хемском, Мугурским — в Эрзинском и Улатай-Чоэским — в Овюрском районах. Из руды можно получить железорудные концентраты, пригодные для выплавки чугуна и стали. В рудах месторождений, кроме железа, содержатся флюорит, барит и редкоземельные элементы. Месторождения пригодны для открытой добычи руды.
3. Цветные, легирующие металлы. В рудах Хову-Аксынского месторождения, расположенного на одном из северных отрогов Восточного Танну-Ола, присутствуют кобальт, никель, медь, самородное серебро, висмут, мышьяк. На крайнем северо-востоке и юго-востоке обнаружены медь, тантал, ниобий и другие металлы.
Из цветных металлических ископаемых на хребте Академика Обручева открыто и разведано Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд. Оно содержит свинец, цинк, медь, серебро, золото и другие металлы. : Улуг-Танзекское, Арысканское, Кара-Сугское.
Улуг-Танзекское месторождение апогранитных редкометальных метасоматитов. Оно находится в нагорье Сенгилен, в 415 км от г. Кызыла. Месторождение детально разведано. Главные полезные компоненты — тантал, ниобий и цирконий, сопутствующие — торий, гафний, литий, редкие земли, уран, олово (21,9 тыс. т), рубидий (530,7 тыс. т), криолит (1408 тыс. т).
Арысканское месторождение расположено в северо-восточной Туве, в 220 км от г. Кызыла. В сумме редких земель на долю иттрия приходится 48,1%, церия — 12,7%, диспрозия — 7,2%, европия и иттрия — по 5,4%. В рудах также присутствуют ниобий, тантал, цирконий, уран, торий, гафний. Баянкольского нефелиновых руд (гелий, рубидий)
На крайнем юго-востоке республики — в нагорье Сенгилен — разведано для промышленного освоения несколько месторождений нефелинов. Из них получают глинозем, а из глинозема — алюминий.
Хову-Аксынское месторождение: кобальт, никель, медь, самородное серебро, висмут
Кызыл-Таштыгское месторождение : свинец, цинк, медь, серебро, золото и другие металлы
4. Драгоценные металлы. На территории республики выделяется ряд золотоносных зон. Рудное золото наиболее широко представлено проявлениями легкообогатимых руд золотокварцевой и золотосульфидной формаций. Эти проявления золота являются и источниками аллювиальных россыпей, которые в настоящее время имеют промышленное значение в республике.
Сочетание рудных и россыпных проявлений на основе распространения продуктивных структурно-формационных зон и геоморфологических особенностей позволяет выделение на территории республики 4.-х золотоносных зон — Хемчикско-Куртушибинской, Тапса-Каа-Хемской, Кадыройской и Таннуольской. Месторождения коренного и россыпного золота известны в бассейнах рек Сыстыг-Хем, Хараал, Элегест, Эйлиг-Хем, Каа-Хем и Хемчик.
Месторождения золота: Кызык-Чадр, Уургайлыг, ·Улуг-Саирское, Октябрьское,· Эйлиг-Хемское.
5. Неметаллические полезные ископаемые. Среди них особо выделяется асбест. Месторождения асбеста промышленного значения открыты на территории Барун-Хемчикского и Пий-Хемского районов. Крупное Ак-Довуракское месторождение по запасам уступает лишь Баженовскому на Урале, Джетыгаринскому в Кустанайской области (Казахстан) и Молодежному в Бурятии. На базе Ак-Довуракского месторождения хризотил-асбеста действует комбинат «Тываасбест».
6. Ресурсы сырья для производства строительных материалов.
Разведанные запасы сырья для грубой керамики, цементного производства, керамзита, песчано-гравийных смесей, песков различного назначения, карбонатных пород для производства извести, камней строительных с избытком обеспечивают современную и перспективную потребность в этих видах сырья. Качество сырья высокое, география размещения месторождений благоприятная, разведанные месторождения подготовлены к эксплуатации и в преобладающем большинстве переданы заказчикам. Имеющийся резерв выявленных месторождений позволяет улучшить технологию действующих производств. Для восстанавливаемого Кызылского кирпичного завода необходима замена технологически сложных глин Сук-Пакского месторождения (требуется добавка 40% дегидратированных глин) глинами месторождения Светлого, пригодного для выработки кирпича марки «100» в чистом виде. Потребность республики в лицевом кирпиче светлой фактуре может быть удовлетворена за счет Хольчукского месторождения глин путем создания специализированной линии на Кызылском кирпичном заводе. Месторождения сырья для производства строительных материалов разрабатываются на щебень, бутовый камень,· гравий, песок, вяжущие составы (известняк, мрамор, гипс). Глинистые породы используются для производства строительных кирпича, цемента, керамзита. Отличным материалом для строительства дорог служат пески, гравий и их смеси. Практически неисчерпаемы запасы известняков для производства цемента и строительной извести и могут быть использованы в цветной и черной металлургии, в производстве бумаги.
Камни облицовочные. В республике имеется предварительно разведанное месторождение гранитов Чараш-П с запасами 1917 тыс. м³. Из обследованных многочисленных объектов к числу перспективных и подготовленных к поисково-оценочным работам относятся месторождения Ильинское (граниты), Хемчикское (граниты), Эдыгейское (яшмовидные роговики, диориты), Зубовское (габбро), Эрзинское (граниты) и другие.
7. Поделочные камни. В Бай-Тайгинском районе, на горе Сарыг-Хая, имеется поделочный камень агальматолит. Из него тувинские мастера-камнерезы вырезают фигуры животных, людей, шахматы, шкатулки и другие изделия высокохудожественного национального искусства. В качестве поделочного камня и облицовочного материала могут быть использованы граниты и диориты, которые имеются во многих районах республики.
Агальматолит:·· Бай-Тайгинский район, гора Сарыг-Хая
8. Каменная, самосадочные и калийные солями, которые в настоящее время используются в качестве пищевой и кормовой соли. Крупные залежи каменной соли находятся на Дус-Дагском и Торгалыгском месторождениях. В перспективе каменная соль республики будет использована как сырье для химической промышленности. Самосадочная соль имеется в водах озер Чедер, Дус-Холь, Шара-Нур, Кара-Холь и других.
Каменная соль -Дус-Дагское и Торгалыгское месторождения.
Самосадочная соль -в водах озер Чедер, Дус-Холь, Шара-Нур, Как-Холь
В недрах нашей республики лежат огромные богатства. Образно говоря, мы стоим лишь на пороге подземной кладовой. Впереди — огромная работа по извлечению этих сокровищ, освоению и преобразованию новых территорий, строительству современных промышленных предприятий, которые не только создадут новые рабочие места и расширят налогооблагаемую базу, но и подведут прочный фундамент под всю экономику республики, дадут толчок развитию всех ее отраслей.
В создавшихся экономических условиях реально говорить об освоении лишь богатых месторождений, имеющих высокую конъюнктуру на внутренних и внешних рынках. Из цветных металлов к таким относятся полиметаллическое Кызыл-Таштыгское, законсервированное Хову-Аксынское никеля и кобальта и Баянкольское месторождение высокосортных нефелиновых руд.
Тыва — на 85% дотационный регион. Сейчас государство вынуждено ежегодно направлять в республику в виде дотаций порядка 4,5 млрд. рублей, то есть свыше 150 млн. долларов. строительство железной дороги позволит разрабатывать не только угольные, в частности Элегестинское, но и многие другие месторождения. Благодаря этому Тыва сможет выйти из числа дотационных регионов. Ведь за железной дорогой и разработкой месторождений начнется подъем всего бизнеса, всей экономики Тувы.
III. Закрепление
Решить тестовое задание
IV. Домашнее задание: с. 33-35
Групповое задание:
Группа - геологическая экспедиция, ·разведывающая одно из крупных месторождений (составить описание разработки с точки зрения применения в хозяйстве и освоения с учетом экологического подхода)
“Катушка, вращающаяся в магнитном поле ”
На юбилейной 20 научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащийся 9 класса ГАООРТ ГЛРТ Менги Сан-оол с работой “Катушка, вращающаяся в магнитном поле ” занял первое место в секции "Физика" под руководством учителя физики лицея Сергеевой Натальи Александровны.
В наше время быт человека невозможно представить без применения электроэнергии. Получение, передача и использование переменного тока основано на взаимосвязи электрического и магнитного полей и, в частности, на явлении электромагнитной индукции. Открыл явление электромагнитной индукции Майкл Фарадей в 1831 году. Благодаря открытиям Майкла Фарадея в домах есть свет и тепло, функционируют индукционные и микроволновые печи, возможна сотовая связь. Закон электромагнитной индукции является одним из фундаментальных законов электромагнетизма.
Цель работы: Изготовить прибор для экспериментальной проверки закона электромагнитной индукции Фарадея.
Для достижения цели были решены задачи:
изучена информация по данной теме.
изготовлен прибор для демонстрации явления электромагнитной индукции.
экспериментально проверен закон электромагнитной индукции.
Своими опытами, М. Фарадей доказал, что при всяком изменении магнитного потока, в проводнике возникает индукционный ток.
ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром:
Чтобы экспериментально это подтвердить, нужно уметь измерять ЭДС индукции и скорость изменения магнитного потока. Последнее кажется наиболее трудным, так как нет приборов для измерения величины магнитного потока. Если виток вращать в однородном постоянном магнитном поле тогда магнитный поток через него будет периодически изменяться, и скорость этого изменения можно определить по угловой скорости вращения витка. Чтобы экспериментально подтвердить теорию, необходимо работать не с отдельным витком, а с катушкой, состоящей из множества витков, так как это увеличит ЭДС индукции. Возникающая в катушке из N витков ЭДС индукции в N раз больше, чем для одного витка. В качестве измерительного прибора применен светодиод. Светодиод — это малоинерционный полупроводниковый источник света, который зажигается при определенном пороговом напряжении. Светодиод начинает светиться, когда ЭДС индукции превышает напряжение зажигания.
Так как светодиоды пропускают ток только в одном направлении, катушка со светодиодами при вращении в магнитном поле обозначит две симметричные дуги разного цвета. Длина отрезка, соединяющего ближайшие концы светящихся дуг, обратно пропорциональна индукции магнитного поля и угловой скорости вращения в нем катушки. Если эксперимент подтвердит справедливость этого вывода, то тем самым будет обоснована справедливость закона электромагнитной индукции.
Экспериментальное оборудование.
Ход эксперимента
Опыт 1. К неподвижной катушке быстро подносили магнит. При этом один из светодиодов загорался. Если резко удаляли магнит от сердечника – загорался другой светодиод. Отсюда следует, что при изменении магнитного потока в катушке возникает ЭДС индукции, в зависимости от направления которой загорается синий или зеленый светодиод.
20Опыт 2. Катушка приводилась во вращение и к ней медленно приближался магнит. При этом возникали светящиеся дуги, разделенные промежутками. Отрезок, соединяющий эти промежутки, параллелен направлению магнитного поля. Светящиеся дуги становились ярче и увеличивались в размерах по мере роста скорости вращения катушки и приближения к ней магнита. При изменении направления вращения катушки или направления магнитного поля на противоположное разноцветные дуги меняются местами.
Заключение
Был собран прибор для демонстрации зависимости ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Прибор позволяет наглядно убедиться в зависимости ЭДС индукции от угла поворота витка в постоянном магнитном поле. Таким образом, поставленная цель была достигнута. Исследование по данной тематике, в перспективе, можно углубить и расширить. Например, исследовать вращение катушки в переменном магнитном поле, а также разработать компьютерную программу для исследования зависимости ЭДС индукции от угла поворота витка в постоянном магнитном поле при различных значениях скорости вращения витка и индукции магнитного поля.
Источники:
В. Майер, Р. Майер. Лаборатория на коленке. – М.: Бюро Квантум, 2009. – 160 с (Библиотечка «Квант». Вып. 112. Приложение к журналу «Квант» № 4/2009)
"Тува фронту"
Разработка урока "Тува фронту"
Учитель математики Кравченко Оксана Александровна
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: «Диаграммы»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: вывод алгоритма построения диаграмм, их применение вжизни.
Целевые установки на достижение результатов:
личностные: дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых задач;
предметные: читают диаграммы; прогнозируют результат; сравнивают информацию.
метапредметные: регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения;
познавательные: передают содержание в сжатом или развернутом виде;
коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи согласно речевой ситуации.
Оборудование: компьютер
Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика, 6 класс», М., из-во «Мнемозина», 2012 г.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация, ноутбук ( один на парту).
Материалы для скачивания:
Рабочая тетрадь (скачать материал)
Урок диаграммы (скачать материал)
Самостоятельная работа (скачать материал)
1Проверьте готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал с письменными
-Что общего между этими изображениями? (Информация).
- А как Вы думаете, какой источник несет самую достоверную информацию? ( Архивные документы).
- А что такое архивный документ? (Документ подлежащий хранению из-за его важности и значимости.
Сегодня нам предоставляется уникальная возможность поработать с архивными документами, которые собраны в книге, выпущенная ограниченным тиражом всего 3тыс. экземпляров. Называется Тува – Фронту. Под редакцией нашего земляка Сергея Кужугетовича Шойгу, который в конце мая отметит свой 60-летний юбилей.
Сергей Кужугетович Шойгу
Министр Обороны РФ
- Какая информация представлена? ( Данные взяты из доклада о поездке в Тувинскую область по вопросам административного и эконмического состояния области).
Так как информация записывалась на слух, то в названии некоторых кожуунов допущены ошибки.
Назовите пожалуйста самый малочисленный кожуун? Терехоль
Назовите пожалуйста самый многочисленный кожуун? Б. Хемчик
Какое место по численности населения занимал Кызыл? 7 место
Какой кожуун занимал 4 место? Танды
Назовите кожуун или кожууны численность которых находилась в пределах от 3700 та до 5500 та? Обюр и Эрзин
- В каком виде представлена данная информация? (В виде диаграмм)
Итак, тема урока…Цели урока какие?
Диаграммы
В рабочей тетради на стр. 4 есть текст, открываем. О Герое СССР - Хомушку Чургуй-ооле Намгаевиче
Ваша задача, построить диаграмму на стр.5.
Итак, проверяем. Слайд с проверкой. Где информация представлена нагляднее? Значит для чего нужны диаграммы?
-Что нужно для того, чтобы построить диаграмму? ( Построить две оси, выбрать их название, отметить единичный отрезок).
Пояснительный текст к диаграмме
Пояснительный текст к диаграмме или диаграммам
Какие виды диаграмм бывают? Что изображено на данной диаграмме? Что отмечено на горизонтальной оси? На вертикальной? Чему равна цена деления?
Как вы правильно отметили диаграмма это математическая модель представления информации.
В рабочей тетради на стр.6-8 есть текст архивного документа, изучив который, вы построите диаграмму на стр.9. Приступаем.
- О чем этот архивный документ? Что будет изображено на диаграмме?
Посмотрите, награждали не только военных, но и обыкновенных рабочих, которые внесли огромный вклад в победу над фашистской Германией.
Проверяем. Каких орденов и медалей было вручено больше всего? Где удобнее искать эту информацию? В документе или на диаграмме?
Если даны количественные данные, то проще построить столбчатую диаграмму, а если дано значение части от целого, то нагляднее будет круговая диаграмма. Открываем тетради на стр. 10.
Нужно найти какую часть составляет каждая специализация военнослужащего. Что нужно сделать?
Посчитайте сумму. Найдите часть от целого. Считаем три знака после запятой. Затем переведем в %. Что нужно сделать, чтобы дробь перевести в %? Округляем до целых. 1 вариант-снайперы 0,459, 2 вариант –Истребители танков 0,336, 3 вариант – танкисты 0,040, 4 вариант – радисты 0,054, 3 ряд пулеметчики 0,109.
И так проверяем. Свой вариант свой проверяет.
А теперь, чтобы проверить
правильность наших подсчетов, откройте ноутбуки.
Введите все данные, посмотрите, правильно ли вычислили % соотношение? Если пролистаете вниз, то сразу построились несколько видов диаграмм. Как определить при помощи круговой диаграммы, кого типа информации было больше?
Мы с вами строили столбчатые диаграммы вручную. Это трудно было? А если данных будет больше или числа будут большие удобно будет строить? Нет.
Люди придумали как облегчить построение диаграмм. При помощи программы Exsel. Открываем второй лист. В рабочей тетради на стр. 11 есть документ. Работая по этому документу заполните таблицу на ноутбуках. 1 ряд Танды-Кызыл, 2 ряд Эрзин –Кызыл, 3 ряд Б. Хемчик – Кызыл. Вносим данные. Все выделяем при помощи мыши удерживая левую кнопку мыши…алгоритм.
- То есть мы можем сравнивать
сразу информацию по нескольким типам.
Этот же алгоритм, у вас есть в учебниках на стр. 228, если вдруг забыли, как мы сегодня строили.
В каком виде вам удобнее сравнивать информацию?
А теперь закрываем ноутбуки.
Внимание на экран.
1.Верно ли утверждение, что второе место по численности населения занимал кожуун Б. Тайга? Нет. Почему?
2.Верно ли, что в 1944 году, количество мужчин и женщин было одинаковое? Да
3.В скольких районах ТНР численность мужчин и женщин было от 1000-4000. (11).
4.Верно ли, что Тува в годы войны была сельскохозяйственной республикой? Да.
Поднимите руку, кто ответил на все вопросы верно? У кого была одна ошибка?
И так чем мы занимались сегодня на уроке?
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Мы достигли своей цели?
Кто сможет рассказать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке:
я – знаю
я – запомнил
я - смог
Image1
И так чем мы занимались сегодня на уроке?