Что происходит со мной? Я делю мир на «черное» и «белое». В этот период подросток сталкивается с первыми проблемами: изменение скорости мышления, изменение почерка в худшую сторону, появление запаха от тела. Каждое утро нужно привыкать к "новым" габаритам тела и отражению лица в зеркале, к пальцам, к координации движений, к скорости мышления (которая почему-то начинает падать), а влечения и желания нарастают. Все эти изменения раздражают, пугают, а затем просто злят подростка. Подросток вынужден ежедневно учиться почувствовать границы своего тела, принимать "новое" тело и верить, что этот образ сегодня примут другие, что сегодня не скажут "Ты неуклюжий", "У тебя что руки-крюки?", "Ты что-то тупишь?", "Ты безобразно стал писать", "Ты что так воняешь?"…, И это мучительное ежедневное чувство, что сегодня поддержат и поймут. Важная задача этого периода заключается в том, чтобы создать новую концепцию самого себя. Как писала Франсуаза Дольто "…ребёнок умирает, чтобы вновь родится взрослым". И это нормально, если подросток в этот период обращаться к фильмам ужасов, черепам, чёрным силуэтам людей и т.д. Подросток может буквально лежать, отвернувшись к стенке, или слушать безумно громкую музыку, прыгать с крыш гаражей, цепляться за машины во время движения и катиться по снегу, как будто подросток хочет заглушить в себе ту боль души, которая у него есть, и о которой ему не с кем поговорить. Здесь две главные вещи: это тело и родители. Поэтому подростки провокативны. Они «нарываются», конфликтуют, перечат, не хотят компромиссов, «достают» и «достают». Я подростка должно стать сильным, и поэтому оно должно работать, ему для стимуляции процессов рассматривания и оценивания нужны конфликты. Обязательно нужны конфликты со взрослыми, только в них закаляется Я. Мы родители и взрослые не хотим конфликтов, потому что научились их разрешать, но подростки нуждаются в них, чтобы было на чем учиться.
И усилия подростка в самостановящейся личности однажды дают удивительный результат превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя.