Терпимость не есть равнодушие и безразличие к добру и злу, терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и к их жизненному пути
Николай Бердяев
Подростковый возраст - важнейший период в психо¬социальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе и семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад воспитания и образования в развитие культуры мира на Земле.
Каковы основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости? Среди них следующие:
воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах".
Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Этот результат мы можем увидеть в ВОВ или у скинхедов. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:
оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
игнорирование (отказ в беседе, в признании);
негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
преследования, запугивания, угрозы;
дискриминация по признаку пола и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
И в этом мире различий важно научить подростка нами взрослыми и учителям и родителям не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.
Важно научить ребенка рефлексии, чтобы он мог вечером с родителями поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Как часто вы это делаете, уважаемые родители?
Какие вопросы можно задавать, которые концентрируют подростка на внутреннем мире
Что ты сейчас чувствуешь?
Что показалось тебе сегодня в лицее наиболее интересным, новым, неожиданным?
Какой был лучший момент твоего дня?
Какой был худший момент вашего дня?
Если бы твой день был цветным, какого бы он был цвета?
Если бы у твоего дня был голос, чтобы он рассказал?
Тебе нравится делиться с другими детьми?
Разговоры "здесь и теперь" с непосредственными чувствами и ощущениями необходимы, так подростки постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом эмпатии. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.
В какие игры вы можете поиграть вы в выходной день с детьми на развитие толерантности?
Упражнение «Мы вместе»
Отправляйтесь в выходные с детьми в кулинарное путешествие. Пусть это станет вашим семейным ритуалом. Цель: выявление индивидуальных и общезначимых человеческих ценностей, обсуждение традиций разных народов, еды, одежды.
Выбирается ведущий из семьи, который зачитывает вопросы. Можно составить свои вопросы. И в продолжение этой игры приготовьте одно из блюд национальной кухни, за которое проголосует вся семья.
Угадайте или предположите, в какой стране готовят эти блюда, то есть чьё это блюдо?
Пицца, спагетти, лазанья (Италия).
Тортилья, поэлья, гаспачо (Испания).
Хот-дог, чипсы, поп корн (США).
Галушки, борщ (Украина).
Суши, терняки (Япония).
Лягушачьи лапки, луковый суп «Оливье» (Франция).
Уха, пельмени, щи, окрошка, блины (Россия).
Талган, тара, тарак (Тыва)
Сациви, шашлык (Грузия).
Сабза, плов (Узбекистан).
Чак-чак, беляши, пахлава (Татарстан) и т.д.
А как можно договориться с человеком, если не понимаешь его языка?
Верно, с помощью жестов, глаз, мимики. И, несмотря на различия во внешности, все люди испытывают одни и те же чувства: гнев, боль, зависть, радость, страх и т.п. И мы, даже не зная языка, можем понять, что чувствует человек, посмотрев ему в лицо, глаза.
Упражнение «Стекло»
Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми.
Ход игры: Дети разбиваются на пары: 2 ребенка или взрослый - ребенок
Задание: представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать, бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.
Упражнение «Пантомима».
Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми, снижение страха публичных выступлений, страха социальных контактов. Материалы: заранее заготовленные листочки с надписями предметов.
Задание: заранее на листочках всеми членами семьи пишутся слова, которые предстоит угадать и складываются в шляпу. Желающий тянет листочек, после чего изображает предмет (живой или неживой), который там написан, не произнося никаких звуков. Задача остальных членов семьи догадаться что изображается.
Упражнение «Рисуем сказку»
Цель: развивать умение творческого воображения и сотрудничества.
Все члены семьи объединяются в две группы. Каждая группа получает лист ватмана или А4. Задание: участникам поочередно предлагается нарисовать какой-нибудь предмет (яблочко, солнышко, дом, человека) рисунки должны размещаться друг за другом. Группы обмениваются плакатами. Предлагается придумать небольшую сказку - историю по рисункам. В сказке не пропускать ни одного рисунка. Представители от группы озвучивают сказку.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый член семьи обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передает свой лист соседу справа, а сам получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Упражнение «Представление с чужих слов»
Цель: научить детей оценивать себя с позиции другого человека («увидеть себя глазами других»); помочь осознать, каким его видят окружающие; развивать способность детей к рефлексии.
Каждый участник должен охарактеризовать себя от имени своих знакомых, родных, друзей. Выбрать надо одного человека.
Задание: вы должны немного рассказать о себе, но от лица вашего друга, мамы, папы, тети и т.д. Вы сами выбираете, от имени кого будете говорить. Начинайте так: «Я - подруга Леи. Хочу сказать о ней …», «Я - мама Гелцена …».
В конце обсуждение: легко/нелегко было говорить от другого лица; удалось ли передать их точку зрения.
Статью хочется закончить словами Далай Ламы XIV: «Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста. В статье использованы материалы из федеральной целевой программы»
"Формирование установок толерантного сознания
и профилактика экстремизма в российском обществе»