И девочкам, и мальчикам нужно рассказывать
об ответственности за каждый кусочек чувств,
потому что за всё приходится платить жизнью.
А.С.Макаренко
Возраст первой любви
Уважаемые родители! Значительную роль в гармоничном развитии нашего подрастающего поколения играет половое воспитание – это трудная и чрезвычайно деликатная проблема, она требует кропотливой систематической работы семьи, лицея и врачей.
За последнее десятилетие, как в нашей стране, так и в городе, резко изменилось сексуальное поведение молодых людей. Возросла сексуальная активность подростков, порождающая комплекс проблем:
· Нежелательная беременность;
· Болезни, передаваемые половым путем, включая СПИД;
· Половые преступления против несовершеннолетних.
Подростки в силу своей психо-социальной уязвимости не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации легко становятся жертвами своей безграмотности в вопросах ответственного поведения и безопасного секса.
Чтобы помочь, надо владеть информацией.
Психосексуальное развитие — один из важных аспектов индивидуального психического развития человека. Оно охватывает первые четыре возрастных периода становления и динамики сексуальности, а окончание психосексуального развития означает вступление в период зрелой сексуальности.
Почему надо заниматься нравственно-половым воспитанием своих любимых детей в семье? Ведь не зря я поставила на первое место роль семьи в половом воспитании, затем уже лицей и врачи.
Это обусловлено следующими причинами:
1. Некоторые родители или дети, сталкиваясь в семейной или общественной жизни с темой или событием, имеющим отношение к сексуальности, настолько смущаются, что они просто не могут обсуждать эту тему.
2. Некоторые родители ждут, пока дети начнут задавать им вопросы о сексуальности, но дети об этом не спрашивают, или родители не замечают вопросов, заданных в косвенной форме.
3. Некоторые родители просто не имеют необходимой информации - за исключением простейших сведений о том, откуда берутся дети, - чтобы ответить на вопросы своих детей.
4. Когда дети вступают в пубертатный период и перед ними встают новые задачи, характерные для подросткового возраста, они особенно сильно стремятся добиться независимости в таких областях, как половые отношения и сексуальность.
5. В большинстве семей у детей мало возможностей поговорить о вопросах пола и сексуальности со своими родителями, а ведь это умение необходимо людям любого возраста. Тихие семейные беседы за чашкой чая помогают подготовить мальчиков и девочек к взаимопониманию со своими будущими супругами, научить их принимать разумные решения и нести за них ответственность.
Предлагаю вам ознакомиться с материалом, который поможет вам понять, что же творится в душе у вашего чада, когда буйствуют гормоны.
Отечественная школа сексопатологов под руководством Г.С.Васильченко выделяет три этапа формирования психосексуального развития:
1. Формирование полового самосознания.
2. Формирование стереотипа полоролевого поведения.
3. Формирование психосексуальных ориентации, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации.
Половое самосознание — это то, кем человек себя осознает, мужчиной или женщиной. При нормальном половом самосознании мальчики, родившиеся с мужскими половыми признаками, осознают себя мальчиками, девочки — соответственно — девочками.
На развитие полового самосознания влияют условия воспитания и ближайшее окружение — родители, родственники, сверстники. В процессе своего развития ребенок обучается различать пол окружающих людей и начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу (мужскому или женскому), осознает необратимость своей половой принадлежности — если ребенок осознал себя мальчиком, то это убеждение остается у него на всю жизнь. После этого периода изменить половое самосознание ребенка уже трудно.
Стереотип полоролевого поведения — это поведение, соответствующее полу человека. Его формирование происходит в возрасте 7-13 лет. Представляете, целых 7 лет! Как труден это период! У нас в головном мозге существуют определенные структуры мозга (в первую очередь, гипоталамус), ответственные за половое поведение. Если во внутриутробном периоде они развиваются нормально, то поведение ребенка будет правильным. То есть, мальчик, родившийся с мужскими половыми признаками, в дальнейшей жизни будет вести себя как мальчик. В этом периоде происходит выбор половой роли (мужской или женской), которая соответствует психическим и физическим особенностям ребенка и идеалам представления о мужественности и женственности.
В периоде формирования полоролевого поведения, с 7 до 13 лет, происходит социализация ребенка — то есть, осознание себя членом общества и усвоение нравственно-этических норм поведения, принятых в обществе у определенного пола, у ребенка формируется коллективное сознание. Мальчик обучается общаться со сверстниками. Развиваются и совершенствуются эмоциональные реакции, оформляется преобладающее настроение, формируется характер. Так как у подростков этого возраста еще не развита эмпатическая составляющая их личности, часто можно услышать жалобы, чаще мальчиков своим родителям, что его в школе дразнят «голубой», чьё полоролевое поведение напоминает поведение девочек — они чересчур ласковые, изнеженные, послушные, тихие, предпочитают общаться с девочками, для своих одноклассников они «другие» по поведению. Ни в каком другом возрасте психологические различия между полами не акцентируются столь резко и настойчиво, как в подростковом и юношеском. Увы, свободный доступ в интернет и просмотр You Tube канала, Tik-Tok и других контентов способствуют такому просвещению подростков. Это слово пришло к нам в обиход из глубин Интернета. В старших классах это уходит. Поэтому важно ставить программу родительский контроль на телефон вашего ребенка.
Общество и группа сверстников более терпимы к женским половым ролям, чем к мужским, которые могут разворачиваться в более широком регистре: например, девочки могут выбрать модель «свой парень» и получить признание своего семейного и социального окружения.
Психосексуальная ориентация — это направленность влечения на представителя противоположного или своего пола. Формирование психосексуальных ориентаций происходит в возрасте 12-26 лет. Вдумайтесь в эти цифры! 15 лет жизни! Предыдущие два этапа протекают на относительно стабильном гормональном фоне ребенка. В период становления сексуальности начинает интенсивно функционировать эндокринная система, в первую очередь, половые железы, которые вырабатывают половые гормоны. Параллельно развиваются нервная система, индивидуальные особенности темперамента и характера — формируется личность.
Современная наука твердо установила, что биологический пол сам по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной. Чтобы это произошло, подросток должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую ей мужскую или женскую половую роль.
Психосексуальная идентификация, составляющая важный аспект формирования личности, начинается буквально с момента рождения, когда определяют пол новорожденного и затем соответствующим образом его воспитывают. Осознание своей половой принадлежности во всех возрастах является одним из наиболее важных и устойчивых стержневых элементов самосознания. Период полового созревания и непосредственно следующие за ним годы в этом отношении особенно важны.
Психосексуальное развитие тесно связано с представлениями подростка о себе.
Подростка очень волнует, насколько его наружность, характер и поведение соответствуют стереотипным представлениям о «мужественности» и «женственности», принятым в обществе в целом или в его непосредственном окружении. Изменения в строении тела и вторичные половые признаки играют роль чрезвычайно важного социального символа: они обозначают одновременно взрослость и пол. Отсюда - повышенная чувствительность и интерес подростка к своему телу и к телу своих сверстников и одновременно застенчивость, стыдливость. В подростковом возрасте происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо. Сексуальная стадия протекает на фоне либидо и первыми опытами половых отношений.
Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости профилактики ранней беременности у подростков. Это связано с тем, что в последние годы постоянно снижается возраст вступления в первые половые отношения. Ранняя беременность это беременность в возрасте от 13 до 18 лет. В это время наступает у девочек переходный возраст, гормональная перестановка. По медицинским меркам считается, что беременность, наступившая до 18 лет, является ранней. Именно к этому возрасту женский организм полностью созревает и готов к вынашиванию и рождению ребенка. Большинство ранних беременностей являются незапланированными. Статистика показывает, что в России 70% беременностей заканчивается абортами, 15% выкидышами и всего 15% родами. Но даже среди этих 15% есть риск смерти ребенка или матери во время родов. Считают, что основная проблема ранней беременности заключается в недостаточном половом воспитании, или отсутствии как такового. Во многих семьях эти темы считаются запретными. В основном, решение проблемы нежелательной беременности на 90 % зависит от обстановки дома и от воспитания родителей. То есть, если психологический контакт с матерью нарушен и девочка не находит понимания со стороны родителей, то она начинает стремиться вести рискованный образ жизни как бы «назло». Приобретение книг и средств контрацепции детям не снижает риск беременности, так как в первую очередь надо привить им желание пользоваться подобными методами для сохранения своего здоровья и социальных возможностей. Поэтому ранняя беременность в подростковом возрасте чаще является следствием неправильного полового воспитания. Широкая пропаганда здорового образа жизни, обучение навыкам ответственного поведения за свое здоровье, предоставление грамотной и доступной информации подросткам может реально помочь в решении данной проблемы.
А теперь поговорим о женской привлекательности.
Информация будет не полной, если мы не привлечем богатый факторологический материал по истории отношения к привлекательности женщин в различные эпохи у разных народов.
Как это было раньше и как теперь к этому относятся?
Самые выдающиеся женщины остались в истории не только благодаря своей красоте. Стоит в связи с этим вспомнить одну только Жанну Д’Арк. Однако проблема внешности, осложненная проблемами женской добродетели, занимала серьезное место в истории. Такое же место занимала история борьбы женщин за признание своего человеческого достоинства вне зависимости от принадлежности к полу.
Каждое время, будь то античность, Средние века, Новое время или современная история порождали свои идеал женщины и женской красоты. Действительно, самой природой на женщин возложено передавать по наследству совершенство физических форм и благородство пластики. Почти во все времена страстный культ женщин был источником поэтического и художественного вдохновения. Женская красота, которую не щадило время, увековечена в мраморе, холсте, гипсе, стихотворных и прозаических строках. Без культа красоты женского тела человек мог бы не узнать прелести любовных увлечений и остался бы грубым и уродливым животным.
Каждая эпоха предлагала свой вариант эталона женской красоты, внутренней и внешней.
В Библии, в «Песне песней» юноша так хвалит свою возлюбленную: «Волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои - как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни; уста - как половинки гранатового яблока; шея - как столп Давидов, сооруженный для орудий; нос твой - башня Ливана, обращенная к Дамаску».
В античности, по законам Ликурга, девочка воспитывалась одинаково с мальчиками, но только до той поры, пока ее не отдавали замуж. Если до замужества она получала одинаковое с мальчиками воспитание, активно участвуя в общественной жизни своего города, то по выходе замуж она немедленно была отдалена от всех радостей жизни и даже, по обычаю, обязана была ходить с покрытым лицом. Однако суровая спартанская конституция недолго смогла противостоять стремлению женщин к свободе. Несмотря на давление со стороны общественных устоев, находились натуры, которые, пользуясь слабыми сторонами своих притеснителей, достигали высокого общественного статуса и обретали желаемые свободы.
В Древнем Египте четыре тысячелетия назад был культ богини Хатор - покровительницы любви и веселья. Чуть позднее - около 35 веков назад - в Древнем Египте возникла любовная лирика, искусная и изощренная в своих взлетах. Любовь, которая в ней запечатлена, не была простым чувственным влечением. В ней были духовные чувства - во многом похожие на нынешние.
Культ женской красоты существовал у всех древних народов. В силу сформировавшихся в древности предрассудков, нашедших отражение в обычаях общественных законах, женщина не могла претендовать на равноправие в образовании и социальном статусе. Будучи слабее мужчины по физической силе, женщина занимала подчиненное положение и, чтобы выжить и обрести свое жизненное пространство, пользовалась тем, чем ее наделила природа - физической красотой. Культ женской красоты у древних народов, отраженный в произведениях культуры, занимал в ней одно из главенствующих мест. Богини любви и красоты, как свидетельствует содержание древних мифов, господствовали над другими богами. Распространяя культ наслаждения, древние религии заложили истинную цивилизацию, облагородили нравы и развили в народе страсть к искусствам.
В Средние века католицизм через церковные устои, укрепляющие семью, сделал все возможное для порабощения женщины. Бессильная освободиться от тирании мужа и не находя спасения в церкви, женщина нередко прибегала к самоубийству или при помощи услужливой ворожеи отравляла ненавистного супруга. Не желая беспрекословно терпеть притеснения, женщины воззвали к благородному рыцарству, и их голос был услышан. Знаменитые рыцари совершали бескорыстные подвиги во имя освобождения женщин, чаще движимые платонической любовью, чем поиском взаимности дам. «Даме и девушке, - гласит одна из рыцарских поэм, - никогда нельзя отказать в совете или помощи. Женщин должно уважать и всеми силами отстаивать их права». Культ поклонения прекрасному полу нашел горячих приверженцев. Рыцарская любовь подняла женщину, в рыцарстве она нашла вознаграждение за свои страдания. Даже будучи рабыней у мужа, она стала царицей разновозрастных для поклонников, которые свитой верноподданных окружали ее, в награду за верность служения, получая чистую, идеальную любовь. В честь красавиц слагают мадригалы, распевают серенады, бьются на турнирах и сражениях. Женщина, которую католицизм рассматривал как источник греха, превратилась в «венец созданья». В обращенной к ней любви, однако, было больше ритуала, чем подлинного чувства. Одновременно с коленопреклонением жило наивно снисходительное отношение к женщине. Герой старофранцузской повести о любви обозначил это рассогласование в одной своей фразе: «Женщина не может так любить мужчину, как он ее. Ведь любовь женщины живет в ее глазах, в кончиках грудей и в пальцах ног, а любовь мужчины заключена в его сердце, откуда уйти не может».
Таким образом, в недрах эпохи Средних веков, которая являлась связующим звеном древнего мира с новым, проблема женской красоты проявилась с особенной силой. Свидетельством тому стали совершенно серьезные философско-художественные произведения и научные трактаты, посвященные проблеме женской красоты и женской самостоятельности.
М Фичино (1433-1499) знаменит тем, что создал комментарий к знаменитому «Пиру» Платона. Красота души есть сверкание, утверждает М. Фичино. Оно проявляется в согласии между ученостью и нравами. Красота тела есть сияние линий и красок. Красота души есть сияние, влекущее другую душу. Красота тела доступна только для зрения, красота души воспринимается только умом. Что ищут влюбленные друг в друге, если не красоту? Любовь есть желание наслаждаться красотой в полной мере.
Другие авторы рассматривали женскую красоту как отблеск божественной благодати на лице человека. Исходя из этого, любовь понималась как тяготение к божественному лучу, которое вдохнул в человека бог. Чем свободнее от плоти любовь, тем она возвышеннее и совершеннее.
Вообще во времена средневековья, несмотря на различия в культурах стран, к женской красоте предъявлялись весьма завышенные требования. Например, красивая женщина в Японии должна была иметь крошечные ножки и ручки, тщательно причесанные волосы, глаза мадонны и сердце ребенка. Улыбка никогда не должна исчезать с ее губ. Испанцы утверждали, что совершенная по красоте женщина должна иметь тридцать признаков. В том числе: три из них должны быть белые (кожа, зубы и руки), три - черные (глаза, брови и ресницы), три - длинных (талия, волосы и руки), три - узких (губы, талия и щиколотки) и три - полных (плечи, икры и бедра).
Эпоха Возрождения принесла свободу в женские нравы. В эту эпоху брак и семья мало-помалу уничтожались; женские монастыри уподоблялись храмам Афродиты; королевские дворцы наполнились титулованными куртизанками, сановными прелюбодеями и вельможными сводниками. Знаменитое литературное произведение эпохи Возрождения - «Декамерон» Бокаччо - яркое тому свидетельство.
История Нового времени знаменовала собой расцвет науки, живописи, литературы, поэзии, театра. Женщины, за ничтожным исключением, не поддались великому прогрессу, оставаясь все такими же легкомысленными и ветреными, смотрящими на жизнь через призму тщеславия и честолюбия. «Чего хочет женщина - того хочет Бог» - пословица, сложившаяся в это время, превосходно определила настроение времени. Это также то время развития парикмахерского искусства, активного создания и употребления косметики, обуви на каблуках, легкомысленных одежд, подчеркивающих женские прелести. Проводившая полдня перед зеркалом дама не имела возможности заняться самообразованием, семьей, хозяйством.
В России XVII-XIX веков мы обнаруживаем несколько иное отношение к женской красоте. На словесных и живописных портретах заметна ориентация на каноны европейской красоты, и изображенные на них дворянские женщины отличаются нежностью лица, белизной и изяществом рук, гибкостью стана. Однако одновременно с этим отдается заслуженная дань умению этих женщин преуспевать в науках, управлять крестьянской усадьбой, контролировать бюджет, создавать уют в доме. Красота женщины из простого народа видна в здоровом цвете лица и крепком телосложении, позволяющем выполнять тяжелую крестьянскую работу, содержать хозяйство.
В современной жизни существует достаточно свидетельств потребительского отношения к женской красоте, как со стороны мужчин, так и со стороны самих женщин. Добившись, благодаря своей внешней привлекательности, мужа с высоким социальным и материальным положением, женщина становится красивым атрибутом его жизни, как престижный автомобиль, дорогая мебель или гардероб. Женщине, по сравнению с мужчиной, требуется приложить больше усилий для карьерного или статусного продвижения. К ней будут менее снисходительны, нежели к мужчине, если она допустит ошибку. Промах или оплошность могут стоить ей карьеры там, где мужчину всего лишь дружески пожурят.
В представления о женщине современного мира в России значительное место занимают образование, профессиональная карьера, прочная семья. По-прежнему высокое место занимают ценности женской привлекательности, здоровья, досуга. Просматривается негативное отношение к тому, чтобы девушка курила, употребляла алкоголь и наркотики, была вовлечена в преступный мир. Не одобряется, если девушка долгое время пользуется помощью родителей, выходит замуж по расчету, без любви.
Итак, проблема женской привлекательности рассмотрена нами через явление юношеской идентичности в контексте жизненного самоопределения молодых людей. Это тот период взросления, когда важно определить свое отношение к внешности. Станет ли для девушек их внешность чем-то вроде пропуска в привлекательный для них мир? И каким будет этот мир? На что следует сделать ставку в своем вхождении во взрослую среду? Что будет востребованным и значимым годы спустя, когда яркая внешность отступит перед молодостью и красотой новых поколений девушек?
Ответ на эти вопросы в следующей статье. В рамках программы по половому воспитанию в ГЛРТ планируется провести социально-психологическое исследование того, что составляет содержание женской привлекательности для мальчиков и девочек.
(В статье использованы материалы Интернета и книги. Возраст первой любви. Воспитание чувств. Методическое пособие/ Т.В. Черникова, И.В. Камышанова.-М.: Глобус, 2006. – 183 с. – (Воспитательная работа). Методические материалы по половому воспитанию среди детей и подростков ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал» г. Кызыла)