“Катушка, вращающаяся в магнитном поле ”
На юбилейной 20 научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащийся 9 класса ГАООРТ ГЛРТ Менги Сан-оол с работой “Катушка, вращающаяся в магнитном поле ” занял первое место в секции "Физика" под руководством учителя физики лицея Сергеевой Натальи Александровны.
В наше время быт человека невозможно представить без применения электроэнергии. Получение, передача и использование переменного тока основано на взаимосвязи электрического и магнитного полей и, в частности, на явлении электромагнитной индукции. Открыл явление электромагнитной индукции Майкл Фарадей в 1831 году. Благодаря открытиям Майкла Фарадея в домах есть свет и тепло, функционируют индукционные и микроволновые печи, возможна сотовая связь. Закон электромагнитной индукции является одним из фундаментальных законов электромагнетизма.
Цель работы: Изготовить прибор для экспериментальной проверки закона электромагнитной индукции Фарадея.
Для достижения цели были решены задачи:
изучена информация по данной теме.
изготовлен прибор для демонстрации явления электромагнитной индукции.
экспериментально проверен закон электромагнитной индукции.
Своими опытами, М. Фарадей доказал, что при всяком изменении магнитного потока, в проводнике возникает индукционный ток.
ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром:
Чтобы экспериментально это подтвердить, нужно уметь измерять ЭДС индукции и скорость изменения магнитного потока. Последнее кажется наиболее трудным, так как нет приборов для измерения величины магнитного потока. Если виток вращать в однородном постоянном магнитном поле тогда магнитный поток через него будет периодически изменяться, и скорость этого изменения можно определить по угловой скорости вращения витка. Чтобы экспериментально подтвердить теорию, необходимо работать не с отдельным витком, а с катушкой, состоящей из множества витков, так как это увеличит ЭДС индукции. Возникающая в катушке из N витков ЭДС индукции в N раз больше, чем для одного витка. В качестве измерительного прибора применен светодиод. Светодиод — это малоинерционный полупроводниковый источник света, который зажигается при определенном пороговом напряжении. Светодиод начинает светиться, когда ЭДС индукции превышает напряжение зажигания.
Так как светодиоды пропускают ток только в одном направлении, катушка со светодиодами при вращении в магнитном поле обозначит две симметричные дуги разного цвета. Длина отрезка, соединяющего ближайшие концы светящихся дуг, обратно пропорциональна индукции магнитного поля и угловой скорости вращения в нем катушки. Если эксперимент подтвердит справедливость этого вывода, то тем самым будет обоснована справедливость закона электромагнитной индукции.
Экспериментальное оборудование.
Ход эксперимента
Опыт 1. К неподвижной катушке быстро подносили магнит. При этом один из светодиодов загорался. Если резко удаляли магнит от сердечника – загорался другой светодиод. Отсюда следует, что при изменении магнитного потока в катушке возникает ЭДС индукции, в зависимости от направления которой загорается синий или зеленый светодиод.
20Опыт 2. Катушка приводилась во вращение и к ней медленно приближался магнит. При этом возникали светящиеся дуги, разделенные промежутками. Отрезок, соединяющий эти промежутки, параллелен направлению магнитного поля. Светящиеся дуги становились ярче и увеличивались в размерах по мере роста скорости вращения катушки и приближения к ней магнита. При изменении направления вращения катушки или направления магнитного поля на противоположное разноцветные дуги меняются местами.
Заключение
Был собран прибор для демонстрации зависимости ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Прибор позволяет наглядно убедиться в зависимости ЭДС индукции от угла поворота витка в постоянном магнитном поле. Таким образом, поставленная цель была достигнута. Исследование по данной тематике, в перспективе, можно углубить и расширить. Например, исследовать вращение катушки в переменном магнитном поле, а также разработать компьютерную программу для исследования зависимости ЭДС индукции от угла поворота витка в постоянном магнитном поле при различных значениях скорости вращения витка и индукции магнитного поля.
Источники:
В. Майер, Р. Майер. Лаборатория на коленке. – М.: Бюро Квантум, 2009. – 160 с (Библиотечка «Квант». Вып. 112. Приложение к журналу «Квант» № 4/2009)
"Тува фронту"
Разработка урока "Тува фронту"
Учитель математики Кравченко Оксана Александровна
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: «Диаграммы»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: вывод алгоритма построения диаграмм, их применение вжизни.
Целевые установки на достижение результатов:
личностные: дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых задач;
предметные: читают диаграммы; прогнозируют результат; сравнивают информацию.
метапредметные: регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения;
познавательные: передают содержание в сжатом или развернутом виде;
коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи согласно речевой ситуации.
Оборудование: компьютер
Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика, 6 класс», М., из-во «Мнемозина», 2012 г.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация, ноутбук ( один на парту).
Материалы для скачивания:
Рабочая тетрадь (скачать материал)
Урок диаграммы (скачать материал)
Самостоятельная работа (скачать материал)
1Проверьте готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал с письменными
-Что общего между этими изображениями? (Информация).
- А как Вы думаете, какой источник несет самую достоверную информацию? ( Архивные документы).
- А что такое архивный документ? (Документ подлежащий хранению из-за его важности и значимости.
Сегодня нам предоставляется уникальная возможность поработать с архивными документами, которые собраны в книге, выпущенная ограниченным тиражом всего 3тыс. экземпляров. Называется Тува – Фронту. Под редакцией нашего земляка Сергея Кужугетовича Шойгу, который в конце мая отметит свой 60-летний юбилей.
Сергей Кужугетович Шойгу
Министр Обороны РФ
- Какая информация представлена? ( Данные взяты из доклада о поездке в Тувинскую область по вопросам административного и эконмического состояния области).
Так как информация записывалась на слух, то в названии некоторых кожуунов допущены ошибки.
Назовите пожалуйста самый малочисленный кожуун? Терехоль
Назовите пожалуйста самый многочисленный кожуун? Б. Хемчик
Какое место по численности населения занимал Кызыл? 7 место
Какой кожуун занимал 4 место? Танды
Назовите кожуун или кожууны численность которых находилась в пределах от 3700 та до 5500 та? Обюр и Эрзин
- В каком виде представлена данная информация? (В виде диаграмм)
Итак, тема урока…Цели урока какие?
Диаграммы
В рабочей тетради на стр. 4 есть текст, открываем. О Герое СССР - Хомушку Чургуй-ооле Намгаевиче
Ваша задача, построить диаграмму на стр.5.
Итак, проверяем. Слайд с проверкой. Где информация представлена нагляднее? Значит для чего нужны диаграммы?
-Что нужно для того, чтобы построить диаграмму? ( Построить две оси, выбрать их название, отметить единичный отрезок).
Пояснительный текст к диаграмме
Пояснительный текст к диаграмме или диаграммам
Какие виды диаграмм бывают? Что изображено на данной диаграмме? Что отмечено на горизонтальной оси? На вертикальной? Чему равна цена деления?
Как вы правильно отметили диаграмма это математическая модель представления информации.
В рабочей тетради на стр.6-8 есть текст архивного документа, изучив который, вы построите диаграмму на стр.9. Приступаем.
- О чем этот архивный документ? Что будет изображено на диаграмме?
Посмотрите, награждали не только военных, но и обыкновенных рабочих, которые внесли огромный вклад в победу над фашистской Германией.
Проверяем. Каких орденов и медалей было вручено больше всего? Где удобнее искать эту информацию? В документе или на диаграмме?
Если даны количественные данные, то проще построить столбчатую диаграмму, а если дано значение части от целого, то нагляднее будет круговая диаграмма. Открываем тетради на стр. 10.
Нужно найти какую часть составляет каждая специализация военнослужащего. Что нужно сделать?
Посчитайте сумму. Найдите часть от целого. Считаем три знака после запятой. Затем переведем в %. Что нужно сделать, чтобы дробь перевести в %? Округляем до целых. 1 вариант-снайперы 0,459, 2 вариант –Истребители танков 0,336, 3 вариант – танкисты 0,040, 4 вариант – радисты 0,054, 3 ряд пулеметчики 0,109.
И так проверяем. Свой вариант свой проверяет.
А теперь, чтобы проверить
правильность наших подсчетов, откройте ноутбуки.
Введите все данные, посмотрите, правильно ли вычислили % соотношение? Если пролистаете вниз, то сразу построились несколько видов диаграмм. Как определить при помощи круговой диаграммы, кого типа информации было больше?
Мы с вами строили столбчатые диаграммы вручную. Это трудно было? А если данных будет больше или числа будут большие удобно будет строить? Нет.
Люди придумали как облегчить построение диаграмм. При помощи программы Exsel. Открываем второй лист. В рабочей тетради на стр. 11 есть документ. Работая по этому документу заполните таблицу на ноутбуках. 1 ряд Танды-Кызыл, 2 ряд Эрзин –Кызыл, 3 ряд Б. Хемчик – Кызыл. Вносим данные. Все выделяем при помощи мыши удерживая левую кнопку мыши…алгоритм.
- То есть мы можем сравнивать
сразу информацию по нескольким типам.
Этот же алгоритм, у вас есть в учебниках на стр. 228, если вдруг забыли, как мы сегодня строили.
В каком виде вам удобнее сравнивать информацию?
А теперь закрываем ноутбуки.
Внимание на экран.
1.Верно ли утверждение, что второе место по численности населения занимал кожуун Б. Тайга? Нет. Почему?
2.Верно ли, что в 1944 году, количество мужчин и женщин было одинаковое? Да
3.В скольких районах ТНР численность мужчин и женщин было от 1000-4000. (11).
4.Верно ли, что Тува в годы войны была сельскохозяйственной республикой? Да.
Поднимите руку, кто ответил на все вопросы верно? У кого была одна ошибка?
И так чем мы занимались сегодня на уроке?
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Мы достигли своей цели?
Кто сможет рассказать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке:
я – знаю
я – запомнил
я - смог
Image1
И так чем мы занимались сегодня на уроке?
Уроки
В профессиональной деятельности подготовка учителя к уроку рассматривается как важнейший элемент педагогического мастерства, как элемент педагогической техники, от умения владеть которой зависит степень воздействия учителя на учащихся. В этом помогают методические разработки, в которых отражена не только методическая подготовленность учителя, но и его творчество, талант, стиль преподавания, стремление дать ученику сегодня то, что завтра поможет ему в реализации своих возможностей.
Разработка урока учителя математики Кравченко О.А. "Тува фронту"
Уроки учителя физики и астрономии Сергеевой Н.А. “Катушка, вращающаяся в магнитном поле ” , "Неделя астрономии" (смотреть материал)
Разработка урока учителя географии Жердинской И.Н. "Нетронутая шкатулка"
Локальная сеть лицея
Локальная вычислительная сеть (далее ЛВС) лицея создана для решения задач информационного сопровождения образовательного процесса в лицее.
Компьютерная сеть ГАНООРТ "ГЛРТ" размещена в двух здания лицея и охватывает все учебные и другие помещения связанные с обучением обучающихся. Пользователями ЛВС являются учителя, работники, обучающиеся лицея и их родители. Содержание, конфигурация и функциональные возможности ЛВС являются составной частью общего информационного пространства лицея. Основу ЛВС составляет кабельная система, содержащая магистральную кабельную подсистему, горизонтальную кабельную подсистему, этажные горизонтальные кроссы и телекоммуникационные розетки рабочих мест пользователей.
Всего к ЛВС лицея подключена 91 рабочая станция, функционируют 7 серверов различного назначения, используются 11 коммутаторов, контроллер WiFi точек доступа. Для доступа к ресурсам сети Интернет и удаленного доступа к ресурсам ЛВС лицея в распоряжении пользователей имеется канал связи с достаточной пропускной способностью.
В ЛВС ГЛРТ организована сетевая файловая система. Сетевые папки организованы и структурированы по смысловому и иерархическому принципу. Всего организовано 6 структурированных папок: «администрация», "общее руководство", "файлообменник", "журнал", "учебная часть", "учителя", " работники». Все работники образовательной организации сгруппированы по должностному принципу, в соответствии с установленными правами имеют определенный доступ к соответствующим группам папок. Доступ к сетевым папкам организован максимально удобным способом для учителя. Для пользователя работа в сетевых папках не отличается с работой в "домашней папке".
Доступ к информации справочного характера осуществляется посредством web-технологий. Эта информация хранится на локальном web-сервере. Регламентированный доступ к информации также возможен с использованием протокола SFTP и удаленно по технологии VPN.
Установленные прикладные программы обеспечивают потребности базовых и дополнительных образовательным программ основного и среднего общего образования.
Для системы управления имеется необходимое программное обеспечение, в которой группы пользователей имеют установленный доступ. Создана и постоянно пополняется база цифровых образовательных ресурсов. Имеется возможность всем работникам и обучающимся лицея работать в "Интернете". Одновременно с этим, решены вопросы информационной безопасности.
Краткое описание работы локальной сети
Для размещения серверного оборудования выделено отдельное помещение. В помещениях первого этажа размещены основные узловые коммутационные шкафы ЛВС, имеются дополнительные коммутационные шкафы компьютерной. Всего в лицее установлено 6 кабельных кроссов. Установленные патч-панели в кабельных кроссах позволяют коммутировать активное оборудование в соответствии с решаемыми задачами. В кабельных кроссах кроме патч-панелей установлено активное оборудование — коммутаторы различной емкости, в двух коммутационных шкафах установлены коммутаторы 3-го уровня. В основе структуры ЛВС лицея лежит топология «Звезда». Кабельные кроссы объедены кабельными каналами необходимой ёмкости, что позволяет обслуживать систему, а также при крайней необходимости произвести прокладку дополнительных кабелей. Дополнительно, в кабельных кроссах установлены патч-панели кабелей учрежденческой (местной) автоматической телефонной станции. Имеющая избыточность в кабельной системе ЛВС лицея позволяет устанавливать дополнительное оборудование в учебных кабинетах, например IP-оборудование. Такая организация позволяет достаточно гибко изменять конфигурацию и настройку сети лицея.
Локальная сеть лицея организована по принципу КЛИЕНТ-СЕРВЕР с Единым центром аутентификации.
Для оптимизации структуры и работы сеть лицея сегментирована на 10 подсетей.
Из любой Пользовательской подсети пользователи ЛВС лицея имеют авторизованный доступ к ресурсам и сервисам.
Файлы документов работников лицея хранятся на файловом сервере в сетевых папках пользователей. Сетевые папки структурированы по принципу направлений деятельности и персональной принадлежности. Информация справочного характера или длительного пользования хранится на локальных сайтах ЛВС лицея.
Ежесуточно производится инкрементальное резервное копирование актуальных данных пользователей на сервере резервного копирования.
Для удаленного доступа к информации, пользователям лицея выданы сертификаты.
Организован доступ родителей обучающихся в лицее к информации об успеваемости.
В качестве основной операционной системой в лицее определена Linux. На всех серверах ГАНООРТ ГЛРТ используется дистрибутив Gentoo. На рабочих станциях дистрибутивы Gentoo, Linux Mint, Ubuntu.
Дополнительно, в учебных кабинетах на рабочих станциях в качестве второй операционной системы установлена Windows разных версий. Пользователи работая в операционной системе Windows не имеют возможности работы в ЛВС лицея. Потребности в операционной системе Windows продиктованы использованием Интерактивных досок и Windows приложениями учебного характера.
Информатизация в лицее
Информатизация в лицее - неотъемлемая составная часть сопровождения образовательного процесса, организации деятельности и управления лицеем, а также взаимодействия участников образовательного процесса.
Ее физическую основу составляет лицейская компьютерная сеть, которая объединяет имеющиеся в лицее средства вычислительной техники в единую информационную среду и связывает их с Интернетом. Обеспечивается удаленный доступ зарегистрированным пользователям в соответствии с установленными правами ко всем ресурсам сети лицея. Особенность организации сети лицея в том, что она поддерживает единое цифровое информационное пространство, позволяет единообразно применять информационные технологии при решении любых образовательных задач.
целью создания информационной среды являются:
обеспечение технологических условий для осуществления эффективного образовательного процесса;
разработка, хранение и использование информационных ресурсов для достижения целей образовательного процесса и управления образовательной организацией;
реализация прав участников образовательного процесса на эффективное использование средств информатизации с целью повышения качества учебной и профессиональной деятельности и формирования информационной культуры;
реализация электронного обучения и дистанционных технологий;
повышение эффективности управления образовательной организацией.
Работа по строительству такой сети осуществляется на основе лицейской Программы информатизации. Руководит этой работой в лицее учитель информатики Маадыр Алексеевич Кагай-оол. Технологические вопросы строительства, развития и модернизации сети лицея осуществляет системный администратор Валерий Шангыр-оолович Чаш.
В 2015-16 учебном году проводилась подготовительная работа по организации сетевого взаимодействия с образовательными организациями Республики Тыва. В начале 2016-17 учебного года ГАООРТ "Государственный лицей республики Тыва" организовал удаленный доступ по защищенным каналам связи с выбранными школами Республики Тыва для апробации сетевого взаимодействия и масштабирования многобалльной накопительной системы оценки качества обученности учащихся используемой в лицее с 1995 года. Для выбранных школ республики была развернута система папок с регламентированными документами.
Текущее состояние информатизации в лицее:
повышение квалификации в области ИКТ - 2;
количество кабинетов информатики и работающих компьютеров в учебных кабинетах - 2;
используемая операционная система в классах - семейства Linux;
информация об используемых учебниках и программах по информатике;
количество работающих компьютеров в организации - 91;
количество работающих компьютеров в организации по свободной ОС - 91.