A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные


Еще раз о возрастных особенностях младших подростков период адаптации к школе

Какие они, младшие подростки? Это возраст максимальных различий между сверстниками по физическим данным, по физиологи­ческому созреванию.p003 1314Неко­торых 11—12-летних девочек можно смело назвать девушками: вы­сокие, уже пользуются косметикой, интересуются противоположным полом; другие — еще совсем девочки, обычно держатся отдельно от «взрослых» одноклассниц. Третьи очень походят на мальчиков — за­диристые, с короткой стрижкой, и с пренебрежением относятся к «девушкам». Мальчики тоже разные, но в большинстве своем сильно отстают от девочек в физиологическом развитии, в росте, поэтому держатся поодаль от всех девочек. Одни мальчики активны, иногда агрессивны, занимаются спортом сами или заядлые спортивные болельщики. Они, как правило, выше и сильнее остальных. Другие — интеллектуалы, больше заняты своим внутрен­ним миром и отношениями с одним-двумя друзьями.

Но все же есть особенности, объединяющие всех 11—13-летних.

1.Они уже не дети и точно не хотят быть похожими на детей. Копи­руют у старших подростков стиль одежды, речи, многие ходят с плейерами, нарочито хотят быть похожими на взрослых, на под­ростков и отделиться от детей.
2.Девочки и мальчики внутри одного класса практически не об­щаются между собой. Если девочки и общаются с мальчиками, то более старшего возраста.
3.В этом возрасте идет активная смена увлечений: разнообразные кружки и секции, кумиры, интерес к музыкальным течениям, компьютерным играм. Причем эти увлечения объединяют подрост­ков в стихийные «клубы фанатов», часто это друзья по Интернету.
4.Постепенно происходит смена ценностей: теперь важно мнение не родителей, не учителей, а сверстников или «старших дру­зей» — вожатых, тренера, лидера подростковой компании. Ребя­та этого возраста — яркие максималисты, делят мир на «черное и белое», яростно борются за справедливость, отстаивают право быть взрослыми. Причем, конечно, не очень понимают, как это — быть взрослым? Они хотят иметь все права (как взрослые) и ни­каких обязанностей (как дети).
5.Подростки в этом возрасте очень чувствительны, вспыльчивы, обидчивы. Не знают, что делать со своими чувствами.

6.Почти у каждого подростка возникают серьезные отношения со сверстником своего пола — появляется «лучший друг». Вместе с этим возникают проблемы — ревность, зависть, разная степень открытости отношений.

Подростковый кризис пятиклассников и шестиклассников совпадает с периодом адаптации к лицею. В начале обучения в пятом классе учащиеся переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе:

· Резкое изменение условий обучения;

· Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к учащемуся разными учителями;

· Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.

Поэтому родителям необходимо обратить внимание на значимость эмоционального близкого общения со своим ребенком в этот сложный для них период. Нужно, чтобы взаимоотношения с младшим подростком не сводилось к психологической формуле: Трудности в общении + любовь детей к родителям = снижение искренности. Суть формулы в том, что ребенок меняется, но видит, как окружающих тревожат эти перемены. Он замечает, что взрослым с ним становится трудно. При этом он не хочет огорчать горячо любимых родителей, боится потерять их расположение. А родители боятся взросления ребенка, не принимают в нем новых, неудобных для себя качеств, и возможны два варианта развития событий:

1. Ребенок проявляет прежнее детское непосредственное по­ведение, которое постепенно перерастает в инфантильное.

2.Ребенок ищет пути проявления самостоятельности (ко­торые могут быть очень разными), например, использует ненормативную лексику, рисует бутылки, сигареты и т.п.
Представим себе, что ребенок вас не слушается. Напри­мер, не хочет вставать, хотя давно пора собираться в лицей. Или совершает какой-то поступок, который кажется не­допустимым, например, начинает громко спорить с вами при гос­тях. Словом, демонстрирует то, что называется плохим по­ведением. Как обычно поступаем, мы родители? Наверное, начинаем с замечаний. А потом, видимо, наказываем?

Эффективно ли наше воздействие? Да, если под этим по­нимать лишь изменение поведения в данный момент. Но абсолютно неэффективно, если вспомнить, что регулярные наказания порождают страх. Иногда за этим следует фор­мирование агрессивности, потому что родитель становится для ребенка прекрасным образцом соответствующего пове­дения.

Ребенок, привыкший вести себя прилично, опасаясь внеш­них воздействий, не развивает внутренний контроль над сво­им поведением. И безусловно, в отсутствие авторитетов он найдет способы действовать так, как он хочет, только с еще большей интенсивностью. Например, младший подросток, который со­блюдает все нормы приличия дома, потому что боится стро­гого отца, может стать школьным драчуном или злостным нарушителем дисциплины на уроках.

Но если наказание неэффективно, тогда как следует реа­гировать на так называемое плохое поведение ребенка?

Основная идея — необходимо воспринимать плохое пове­дение как информацию, как послание ребенка. «Что он го­ворит своим поведением?» — вот первая реакция эффектив­ного родителя на любой негативный поступок подростка.

Обычно послания детей можно отнести к одной из четы­рех групп.

1. Привлечение внимания

В этом случае ребенок считает, что если взрослые заняты им, значит, они его любят. Но позитивное внимание ему получать слишком трудно. Поэтому привычным становится привлечение внимания через негативные поступки. Получа­ется, что суть послания: «Заметьте меня! Покажите, что лю­бите!»p002 1314

 

Как обычно реагируют родители, да нередко и педагоги, на такое привлечение внимания? Замечаниями, собствен­ными сильными эмоциональными реакциями, лишь закреп­ляющими плохое поведение ребенка.

Есть сказка, которая рисует перспекти­вы развития ребенка, привлекающего внимание таким об­разом.

Сказка о мячике, который забыл, что он волшебный

Жил однажды на земле волшебный мячик. Одна половин­ка его была темно-коричневой, а вторая — нежной. Как это — нежной? Дело в том, что мячик наш был не простой, а волшебный. И нежная его половина становилась нежно - золотистой, если в душе поселялся солнечный свет. Нежно - голубой, если он думал о любимых клумбах с цветами. Не­жно - розовой, если он мечтал о любви.

Но вот мячик пошел в школу. И стал потихоньку прятать от окружающих свою нежную сторону, потому что очень бо­лезненными казались ему даже самые безобидные насмеш­ки друзей, очень болезненными были самые легкие уколы взрослых. Все чаще он поворачивался к людям своей корич­невой половинкой, которая со временем становилась все более темной. А люди, которые познакомились с мячиком совсем недавно, даже и не знали, что он не сплошь коричне­вый, потому что видели только эту сторону. Наблюдали стран­ные поступки и резкие выпады. Не понимали, что он на самом деле хочет не обидеть их, а всего лишь заявить о себе. «Я существую, заметьте меня, обратите на меня внимание!» — даже не говорили, а громко кричали эти странные поступки. А взрослые называли это грубым нарушением поведения, стыдили, вызывали родителей.

И тогда мячик принял решение: «Раз они меня не любят, я вообще никогда не буду показывать им свою нежную сторо­ну, буду все время коричневым. Пусть считают меня пло­хим, если им так этого хочется».

Шло время. Сверстники и учителя привыкли, что среди них находится темно-коричневый мячик. Даже родители только иногда вспоминали, что когда-то в прошлом он мог быть нежно-золотистым, нежно – голубым, нежно - розовым. А потом... потом и сам мячик забыл, каким он был прежде.

Наступило следующее потом, еще одно потом. И наконец пришла весна. Она заявляла о себе набухшими почками и прорывавшимся временами солнечным светом. И это было уже не зимнее солнце, потому что оно заставляло восхи­щаться всем вокруг, любить все окружающее, дарило веру в сказку, в волшебство.

«Волшебство, волшебство, — задумчиво перебирал эти слова в памяти наш мячик. — Но разве меня это касается? Вспом­нил! — вдруг воскликнул он. — Я же волшебный».

И мячик начал искать себя. Свои нежные стороны. Удив­ляясь, он открывал в себе на той нежной стороне щедрость и добродушие, кротость и безмятежную улыбку.

«Надо же, я совсем не знал, какой я, — думал он, — ока­зывается, я только начинаю узнавать себя. И наверное, это здорово, когда ты можешь узнать себя. Только ты сам дол­жен быть готов к этому.

И тогда ты почувствуешь свою силу, богатство и с удиви­тельной легкостью поскачешь в гору, которая называется Жизнь».

Не стоит акцентировать внимание на плохих поступках, о чем предупреждает нас сказка, но и длительное их игнори­рование дает ненамного лучший результат, поскольку младший подросток может начать вести себя еще хуже.

Главная задача для родителей — дать почувствовать ребенку, что его любят (погладить, обнять его, улыбнуться).

2. Борьба за власть, или «Кто у нас главный?»

Как правило, эти послания используют дети со слабым Я. Для них заставить кого-то поступить по-своему — возмож­ность почувствовать собственную силу. «Пусть мне будет пло­хо. Меня накажут, но на какой-то миг я почувствую себя сильным», — так формулировали бы дети причины своих поступков, если бы умели это делать.

Понимая это, родитель найдет способ предъявлять свои требования в мягкой форме, а главное — предоставлять пра­во выбора: «Какой пастой ты будешь чистить зубы?», «После какого фильма ты сразу пойдешь спать?» Иногда по­лезно согласиться с желанием ребенка, отложив его «на по­том»: «Я куплю тебе новый сотовый телефон обязательно, но потом, ког­да... (будут деньги, время, настроение и т.п.).

Понятно, что детям со слабым Я нужно постоянно полу­чать подтверждение их значимости для окружающих. И мы можем помогать им чувствовать себя уверенно, показывать, что видим их сильные стороны и относимся с уважением к их мнению.

3. Месть, или «Я хочу тебя наказать»

Если ощущение собственной никчемности становится слишком мучительным и невыносимым, ребенок начинает вымещать свою обиду всеми доступными способами. Он может совершать дикие поступки, которые сильно ранят и заставляют мучиться от обиды родителей. Но вам придется сдер­живаться, потому что иначе начнутся военные действия. На какое-то время остановитесь, просто подумайте, расслабь­тесь, «остудите сердце», а потом переходите к конструктив­ным действиям.

Стоит поговорить с подростком о собственных ощущениях и его чувствах, о настоящих причинах его несколько неадек­ватного поведения и о возможных последствиях. Полезно признать и свои ошибки, которые всегда найдутся. А себе повторять слова: «Это просто жизнь проверяет, как сильно я люблю своё чадо, насколько я умею принять его та­ким, какой он есть».

4. Слабость, или «Я буду контролировать тебя собственной слабостью»

Такие дети склонны подчеркивать свои слабость и не­умелость. Они просят помощи и бывают за нее очень бла­годарны. Конечно, какое-то время это даже приятно, пото­му что дает возможность взрослым почувствовать свою силу, необходимость, компетентность. Но через некоторое время начинает раздражать, а затем и беспокоить: «Почему подросток не справляется сам? Почему он делает уроки только со мной?» Крайний вариант проявления слабости — уход в болезнь. Вспомним, как крутится вся семья вокруг болею­щего ребенка.

Как поступать в этом случае родителям? Прежде всего не начинать его жалеть. Конечно, нужно сопереживать ребен­ку, проявлять участие. Но жалость — это не только сочув­ствие. Жалея, мы, как правило, исходим из того, что все неприятности и неудачи приходят извне, сами по себе, а ребенок здесь вовсе ни при чем. Жалость лишает и детей, и взрослых стремления к мобилизации в трудной ситуации, к поиску ресурсов для ее разрешения.

Необходимо доступными способами подбадривать ребен­ка, демонстрировать свою веру в его силы, побуждать к дей­ствиям, хотя бы к первому шагу.

Итак, мы «прочитали» послание младшего подростка, которое содер­жалось в его плохом поведении, и теперь можно начинать действовать. Как?

Родителям необходимо:p001 1314

•не мешать ребенку взрослеть
•учиться откровенности и учить этому ребенка:
а) сократить до минимума число советов и поучений;

б) рассказывать о себе, не прятать от себя и ребенка стра­хи, тревоги;

в) не давать оценок тому, что расскажет взрослеющий подросток (это хорошо, умно – это глупо, плохо);

г) обсуждать другие возможные варианты поведения в той или иной ситуации, отличающиеся от тех, которые выбрал подросток (но не настаивать на них);

д) проявлять интерес к школьным делам, обсуждать сложные ситуации, вместе искать выход из конфликтов;

е) не рассчитывать на то, что ребенок вырастет таким, как хотят родители;

Только родители могут существенно повлиять на процесс адаптации детей к лицею, поскольку они находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми и помочь успешно преодолеть возрастной кризис.

 

 

Елена Васильева

Новости

12 декабря — День Конституции Российской Федерации

12 декабря — День Конституции Российской Федерации
94Конституция Российской Федерации — это основной закон нашей страны, который должен знать каждый гражданин. Понимание конституционных норм и умение применять их в жизни делают наше общество более справедливым, а также обеспечивают защиту прав и свобод каждого человека. Конституция обладает высшей юридической силой и действует на всей территории России.
В рамках этого значимого дня советником директора по воспитанию Хертек Ч.А. была проведена интеллектуальная игра «Знатоки Конституции РФ» среди обучающихся 8–11 классов. Лицеисты проявили эрудицию, умение работать в команде и показали отличные знания основного закона нашего государства.
Поздравляем участников и благодарим всех за активность и интерес к правовой культуре!

 

 

 

 

Чемпионат по спортивным играм «Движение Первых»

Чемпионат по спортивным играм «Движение Первых»
98Обучающиеся 8–10 классов Государственного лицея РТ приняли активное участие в республиканском этапе Чемпионата по спортивным играм «Движения Первых», где соревновались в дисциплине стритбол 3×3.
За главные призы чемпионата боролись сильнейшие команды со всех районов республики.
С триумфом победу одержала команда девушек Государственного лицея РТ под руководством тренера Полева Ю.В.
Состав команды:
Сандык Лана
Данзурун Алдын-Сай
Ондар Аселя
Ховалыг Севил
Ортеней Диана
На этом успехи не закончились! Наша команда также одержала победу в Чемпионате по фиджитал-спорту «Движения Первых», подтвердив, что лицеисты сильны не только в классическом спорте, но и в современных форматах соревнований.
Поздравляем команду и тренера Полева Ю.В. Гордимся вами и желаем новых достижений, ярких игр и уверенных побед в следующих соревнованиях!

 

 

Физико-математическая олимпиада — 2025!

Физико-математическая олимпиада — 2025!
1115 декабря, на базе Государственного лицея состоялся очный этап ежегодной республиканской физико-математической олимпиады. Олимпиада проходит по трем предметам: математике, физике и информатике среди учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений республики. Напоминаем, что первый отборочный тур олимпиады проходил заочно через образовательную платформу do.slrt.ru, в результате которого были из 593 заявок и участников отобраны 136 учащихся со всей республики, набравшие максимальное количество баллов.
Все участники олимпиады прибыли в лицей и в 9:03 начался инструктаж, а после и сама олимпиада. Каждый предмет длился 2 часа. В 15:00 состоялось торжественное закрытие олимпиады. Дети с нетерпением ждали результатов олимпиады. В начале закрытия председатель олимпиады Куулар Дажы Альбертович выступил с речью о том, как важно изучение таких предметов как математика, физика и информатика. Гослицей как учреждение с технологическим профилем заинтересовано в том, чтобы дети изучали эти три предмета. Более того члены предметной комиссии донесли до участников значимость участия в олимпиадах с целью развития потенциала учащихся по предметам технологического профиля.110

В результате заочного и очного этапа выявлены следующие победители и призеры:
МАТЕМАТИКА
🥇лауреаты I степени
1. Даваа Сайын-Белек Русланович, ученик 5 класса МБОУ СОШ №1 г. Кызыла;
2. Ховалыг Алескандра Кановна, ученица 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
3. Минчей Асель Омаковна, ученица 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
4 .Монгуш Максим, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ».
5. Стариков Роман Андреевич, ученик 8 класса ФГКОУ «КзПКУ»


🥈лауреаты II степени
1. Бегзин-оол Виктория Сандроевна, ученица 5 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
2. Ламажык Сайын-Белек Чаяанович, ученик 6 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
3. Херел Эртине Кежикович, ученик 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
4. Хомушку Санчай Олегович, ученик 7 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
5. Бады Алексей Оолакович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
6. Кулдун Соян Темирович, ученик 7 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
7. Сат Темирлан Орланович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
8. Камаа Александра Айдыновна, ученица 8 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»

🥉лауреаты III степени
1. Сарыглар Долгар Темировна, ученица 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
2. Даваа Менги Ай-Дашович, ученик 6 класса МБОУ «СОШ №3 г.Кызыла»;
3. Салчак Артем Белекович, ученик 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
4. Ондар Асель Чингисовна, ученица 8 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
5. Дараа Долаан Маратович, ученик 8 класса МБОУ Гимназия № 5 г. Кызыла;
6. Ламажай Дарима Буяновна, ученица 8 класса МБОУ «СОШ №20 имени Героев Отечества города Кызыла»;
7. Ховалыг Андрей Болатович, ученик 8 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
8. Дадарыкпай Дугер Сайдашович, ученик 8 класса ФГКОУ «КПКУ».

ФИЗИКА
🥇лауреаты I степени
1. Ооржак Чингис Ренатович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ».
🥈лауреаты II степени
1. Бады Алексей Оолакович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
2. Тепл-оол Тамерлан Евгеньевич, ученик 8 класса ФГКОУ «КзПКУ».
🥉лауреаты III степени
1. Шыырап Артур Валерьевич, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ».

ИНФОРМАТИКА
🥇лауреаты I степени
1. Монгуш Мерген Аржаанович, ученик 5 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
2. Ховалыг Александра, ученица 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
3. Яговдик Макар Александрович, ученик 7 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
4. Ооржак Байыр Шакторович, ученик 8 класса ФГКОУ «КзПКУ».
🥈лауреаты II степени
1. Кыргыс Ай-Бес Сай-Дашович, ученик 5 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
2. Херел Эртине Кежикович, ученик 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
3. Сарыглар Долгар Темировна, ученица 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
4. Санчат Санчаа-Белек Орланович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
5. Дуюгбан Долаан Алексеевич, ученик 8 класса ФГКОУ «КзПКУ».
🥉лауреаты III степени
1. Сат Андрей От-Сурунович, ученик 5 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
2. Ооржак Чингис Ренатович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
3. Ховалыг Севил Артышовна, ученица 8 класса ГАНООРТ «ГЛРТ».

Каждому участнику олимпиады были вручены сертификаты, а учителей, подготовивших победителей и призеров, наградили благодарственными письмами от Министерства образования Республики Тыва.
Благодарим юных любителей точных наук и их наставников за участие в олимпиаде. Ждем Вас в следующем году!

 

 

День Героев Отечества

899 декабря — День Героев Отечества
В этот день наша страна отдает дань глубокого уважения тем, кто проявил мужество, стойкость и самоотверженность во имя России.
В Государственном лицее РТ прошёл ряд мероприятий, посвящённых этой значимой дате. На торжественной линейке ребятам напомнили о важности 9 декабря и о тех, чьи подвиги стали примером истинного служения Родине.
Лицеисты написали письма для Героев, вложив в них искренние слова поддержки и благодарности. Также лицеисты собрали и отправили посылки в зону СВО, чтобы передать частичку тепла и заботы тем, кто стоит на защите нашей страны.
В этот день мы говорим: спасибо Вам, Герои! Спасибо за мужество, за честь, за мирное небо, которое вы защищаете. Мы помним, поддерживаем и благодарим каждого из вас!

 

 

 

Волонтеры

87Добрые дела лицеистов: волонтёрство как часть школьной жизни
В Государственном лицее РТ волонтёрская деятельность стала доброй традицией. Лицеисты регулярно участвуют в акциях помощи ветеранам, поддерживают пожилых людей, а также проявляют себя как волонтёры науки, помогая в организации интеллектуальных и просветительских мероприятий.
Ко Дню Добровольца ребята провели добрую акцию- «Тёплая зима для Героя». Ученики собрали тёплые вещи, предметы быта и сухпайки для тех, кто сегодня стоит на защите нашей Родины. Этот жест внимания и поддержки стал выражением благодарности и уважения к нашим героям.
Выражаем благодарность всем лицеистам, их родителям и педагогам за активное участие.

 

 

 

Радиолинейка в Государственном лицее РТ

83Кинолекторий и Радиолинейка в Государственном лицее РТ: о милосердии, равных возможностях и памяти героев
В Государственном лицее РТ прошёл кинолекторий, посвящённый Международному дню инвалидов. Ребята посмотрели фильм о милосердии, взаимопомощи и уважении друг к другу. Этот день призван напомнить нам, что люди с ограниченными возможностями здоровья — такие же полноценные члены общества, как и мы, и имеют те же права и возможности.
Кроме того, 3 декабря лицеисты почтили память героев в рамках Дня неизвестного солдата. Ученицы 9 класса Петкевич Таисия, Эртине Аялга подготовили и провели радиолинейку, в ходе которой рассказали о значении этой памятной даты. Ребята узнали, что этот день посвящён всем погибшим защитникам Отечества, чьи имена остались неизвестными, но подвиг- бессмертен

 

 

Знак качества для образовательных организаций

60Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе всероссийской конференции по оценке качества образования объявил о запуске проекта «Знак качества для образовательных организаций».62
Важно называть и отмечать сильные и успешные школы, тех на кого могут равняться коллеги, у кого можно перенимать опыт и эффективные практики организации работы», - заявил руководитель Рособрнадзора.
«Знак качества для образовательных организаций»
реализуется в двух направлениях:
— Высокие образовательные результаты - это знак, который будет присваиваться общеобразовательным организациям с высокими и при этом объективными образовательными результатами. Этим знаком были отмечены 326 школ из 63 регионов России.
— Высокая культура оценивания - это знак, который будет присваиваться общеобразовательным организациям с высокой объективностью оценивания. Высокую оценку по данному направлению получили 969 школ.
«Мы будем отмечать не только топовые школы больших городов, но и школы, которые в ограниченных социально-экономических условиях показывают хорошие результаты.
Отдельно будем отмечать школы, которые демонстрируют объективные результаты и не боятся этого», - рассказал Анзор Музаев.
Списки первых школ - обладателей почетных номинаций уже размещены на сайте Федерального института оценки качества образования. Знак качества для образовательных организаций присваивается впервые.
Государственный лицей Республики Тыва отмечен «Знаком качества для образовательных организаций» по направлению Высокая культура оценивания.
Поздравляем педагогический коллектив Государственного лицея РТ с присвоением «Знака качества для образовательных организаций»!