Еще раз о возрастных особенностях младших подростков период адаптации к школе
Какие они, младшие подростки? Это возраст максимальных различий между сверстниками по физическим данным, по физиологическому созреванию.Некоторых 11—12-летних девочек можно смело назвать девушками: высокие, уже пользуются косметикой, интересуются противоположным полом; другие — еще совсем девочки, обычно держатся отдельно от «взрослых» одноклассниц. Третьи очень походят на мальчиков — задиристые, с короткой стрижкой, и с пренебрежением относятся к «девушкам». Мальчики тоже разные, но в большинстве своем сильно отстают от девочек в физиологическом развитии, в росте, поэтому держатся поодаль от всех девочек. Одни мальчики активны, иногда агрессивны, занимаются спортом сами или заядлые спортивные болельщики. Они, как правило, выше и сильнее остальных. Другие — интеллектуалы, больше заняты своим внутренним миром и отношениями с одним-двумя друзьями.
Но все же есть особенности, объединяющие всех 11—13-летних.
1.Они уже не дети и точно не хотят быть похожими на детей. Копируют у старших подростков стиль одежды, речи, многие ходят с плейерами, нарочито хотят быть похожими на взрослых, на подростков и отделиться от детей.
2.Девочки и мальчики внутри одного класса практически не общаются между собой. Если девочки и общаются с мальчиками, то более старшего возраста.
3.В этом возрасте идет активная смена увлечений: разнообразные кружки и секции, кумиры, интерес к музыкальным течениям, компьютерным играм. Причем эти увлечения объединяют подростков в стихийные «клубы фанатов», часто это друзья по Интернету.
4.Постепенно происходит смена ценностей: теперь важно мнение не родителей, не учителей, а сверстников или «старших друзей» — вожатых, тренера, лидера подростковой компании. Ребята этого возраста — яркие максималисты, делят мир на «черное и белое», яростно борются за справедливость, отстаивают право быть взрослыми. Причем, конечно, не очень понимают, как это — быть взрослым? Они хотят иметь все права (как взрослые) и никаких обязанностей (как дети).
5.Подростки в этом возрасте очень чувствительны, вспыльчивы, обидчивы. Не знают, что делать со своими чувствами.
6.Почти у каждого подростка возникают серьезные отношения со сверстником своего пола — появляется «лучший друг». Вместе с этим возникают проблемы — ревность, зависть, разная степень открытости отношений.
Подростковый кризис пятиклассников и шестиклассников совпадает с периодом адаптации к лицею. В начале обучения в пятом классе учащиеся переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе:
· Резкое изменение условий обучения;
· Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к учащемуся разными учителями;
· Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Поэтому родителям необходимо обратить внимание на значимость эмоционального близкого общения со своим ребенком в этот сложный для них период. Нужно, чтобы взаимоотношения с младшим подростком не сводилось к психологической формуле: Трудности в общении + любовь детей к родителям = снижение искренности. Суть формулы в том, что ребенок меняется, но видит, как окружающих тревожат эти перемены. Он замечает, что взрослым с ним становится трудно. При этом он не хочет огорчать горячо любимых родителей, боится потерять их расположение. А родители боятся взросления ребенка, не принимают в нем новых, неудобных для себя качеств, и возможны два варианта развития событий:
1. Ребенок проявляет прежнее детское непосредственное поведение, которое постепенно перерастает в инфантильное.
2.Ребенок ищет пути проявления самостоятельности (которые могут быть очень разными), например, использует ненормативную лексику, рисует бутылки, сигареты и т.п.
Представим себе, что ребенок вас не слушается. Например, не хочет вставать, хотя давно пора собираться в лицей. Или совершает какой-то поступок, который кажется недопустимым, например, начинает громко спорить с вами при гостях. Словом, демонстрирует то, что называется плохим поведением. Как обычно поступаем, мы родители? Наверное, начинаем с замечаний. А потом, видимо, наказываем?
Эффективно ли наше воздействие? Да, если под этим понимать лишь изменение поведения в данный момент. Но абсолютно неэффективно, если вспомнить, что регулярные наказания порождают страх. Иногда за этим следует формирование агрессивности, потому что родитель становится для ребенка прекрасным образцом соответствующего поведения.
Ребенок, привыкший вести себя прилично, опасаясь внешних воздействий, не развивает внутренний контроль над своим поведением. И безусловно, в отсутствие авторитетов он найдет способы действовать так, как он хочет, только с еще большей интенсивностью. Например, младший подросток, который соблюдает все нормы приличия дома, потому что боится строгого отца, может стать школьным драчуном или злостным нарушителем дисциплины на уроках.
Но если наказание неэффективно, тогда как следует реагировать на так называемое плохое поведение ребенка?
Основная идея — необходимо воспринимать плохое поведение как информацию, как послание ребенка. «Что он говорит своим поведением?» — вот первая реакция эффективного родителя на любой негативный поступок подростка.
Обычно послания детей можно отнести к одной из четырех групп.
1. Привлечение внимания
В этом случае ребенок считает, что если взрослые заняты им, значит, они его любят. Но позитивное внимание ему получать слишком трудно. Поэтому привычным становится привлечение внимания через негативные поступки. Получается, что суть послания: «Заметьте меня! Покажите, что любите!»
Как обычно реагируют родители, да нередко и педагоги, на такое привлечение внимания? Замечаниями, собственными сильными эмоциональными реакциями, лишь закрепляющими плохое поведение ребенка.
Есть сказка, которая рисует перспективы развития ребенка, привлекающего внимание таким образом.
Сказка о мячике, который забыл, что он волшебный
Жил однажды на земле волшебный мячик. Одна половинка его была темно-коричневой, а вторая — нежной. Как это — нежной? Дело в том, что мячик наш был не простой, а волшебный. И нежная его половина становилась нежно - золотистой, если в душе поселялся солнечный свет. Нежно - голубой, если он думал о любимых клумбах с цветами. Нежно - розовой, если он мечтал о любви.
Но вот мячик пошел в школу. И стал потихоньку прятать от окружающих свою нежную сторону, потому что очень болезненными казались ему даже самые безобидные насмешки друзей, очень болезненными были самые легкие уколы взрослых. Все чаще он поворачивался к людям своей коричневой половинкой, которая со временем становилась все более темной. А люди, которые познакомились с мячиком совсем недавно, даже и не знали, что он не сплошь коричневый, потому что видели только эту сторону. Наблюдали странные поступки и резкие выпады. Не понимали, что он на самом деле хочет не обидеть их, а всего лишь заявить о себе. «Я существую, заметьте меня, обратите на меня внимание!» — даже не говорили, а громко кричали эти странные поступки. А взрослые называли это грубым нарушением поведения, стыдили, вызывали родителей.
И тогда мячик принял решение: «Раз они меня не любят, я вообще никогда не буду показывать им свою нежную сторону, буду все время коричневым. Пусть считают меня плохим, если им так этого хочется».
Шло время. Сверстники и учителя привыкли, что среди них находится темно-коричневый мячик. Даже родители только иногда вспоминали, что когда-то в прошлом он мог быть нежно-золотистым, нежно – голубым, нежно - розовым. А потом... потом и сам мячик забыл, каким он был прежде.
Наступило следующее потом, еще одно потом. И наконец пришла весна. Она заявляла о себе набухшими почками и прорывавшимся временами солнечным светом. И это было уже не зимнее солнце, потому что оно заставляло восхищаться всем вокруг, любить все окружающее, дарило веру в сказку, в волшебство.
«Волшебство, волшебство, — задумчиво перебирал эти слова в памяти наш мячик. — Но разве меня это касается? Вспомнил! — вдруг воскликнул он. — Я же волшебный».
И мячик начал искать себя. Свои нежные стороны. Удивляясь, он открывал в себе на той нежной стороне щедрость и добродушие, кротость и безмятежную улыбку.
«Надо же, я совсем не знал, какой я, — думал он, — оказывается, я только начинаю узнавать себя. И наверное, это здорово, когда ты можешь узнать себя. Только ты сам должен быть готов к этому.
И тогда ты почувствуешь свою силу, богатство и с удивительной легкостью поскачешь в гору, которая называется Жизнь».
Не стоит акцентировать внимание на плохих поступках, о чем предупреждает нас сказка, но и длительное их игнорирование дает ненамного лучший результат, поскольку младший подросток может начать вести себя еще хуже.
Главная задача для родителей — дать почувствовать ребенку, что его любят (погладить, обнять его, улыбнуться).
2. Борьба за власть, или «Кто у нас главный?»
Как правило, эти послания используют дети со слабым Я. Для них заставить кого-то поступить по-своему — возможность почувствовать собственную силу. «Пусть мне будет плохо. Меня накажут, но на какой-то миг я почувствую себя сильным», — так формулировали бы дети причины своих поступков, если бы умели это делать.
Понимая это, родитель найдет способ предъявлять свои требования в мягкой форме, а главное — предоставлять право выбора: «Какой пастой ты будешь чистить зубы?», «После какого фильма ты сразу пойдешь спать?» Иногда полезно согласиться с желанием ребенка, отложив его «на потом»: «Я куплю тебе новый сотовый телефон обязательно, но потом, когда... (будут деньги, время, настроение и т.п.).
Понятно, что детям со слабым Я нужно постоянно получать подтверждение их значимости для окружающих. И мы можем помогать им чувствовать себя уверенно, показывать, что видим их сильные стороны и относимся с уважением к их мнению.
3. Месть, или «Я хочу тебя наказать»
Если ощущение собственной никчемности становится слишком мучительным и невыносимым, ребенок начинает вымещать свою обиду всеми доступными способами. Он может совершать дикие поступки, которые сильно ранят и заставляют мучиться от обиды родителей. Но вам придется сдерживаться, потому что иначе начнутся военные действия. На какое-то время остановитесь, просто подумайте, расслабьтесь, «остудите сердце», а потом переходите к конструктивным действиям.
Стоит поговорить с подростком о собственных ощущениях и его чувствах, о настоящих причинах его несколько неадекватного поведения и о возможных последствиях. Полезно признать и свои ошибки, которые всегда найдутся. А себе повторять слова: «Это просто жизнь проверяет, как сильно я люблю своё чадо, насколько я умею принять его таким, какой он есть».
4. Слабость, или «Я буду контролировать тебя собственной слабостью»
Такие дети склонны подчеркивать свои слабость и неумелость. Они просят помощи и бывают за нее очень благодарны. Конечно, какое-то время это даже приятно, потому что дает возможность взрослым почувствовать свою силу, необходимость, компетентность. Но через некоторое время начинает раздражать, а затем и беспокоить: «Почему подросток не справляется сам? Почему он делает уроки только со мной?» Крайний вариант проявления слабости — уход в болезнь. Вспомним, как крутится вся семья вокруг болеющего ребенка.
Как поступать в этом случае родителям? Прежде всего не начинать его жалеть. Конечно, нужно сопереживать ребенку, проявлять участие. Но жалость — это не только сочувствие. Жалея, мы, как правило, исходим из того, что все неприятности и неудачи приходят извне, сами по себе, а ребенок здесь вовсе ни при чем. Жалость лишает и детей, и взрослых стремления к мобилизации в трудной ситуации, к поиску ресурсов для ее разрешения.
Необходимо доступными способами подбадривать ребенка, демонстрировать свою веру в его силы, побуждать к действиям, хотя бы к первому шагу.
Итак, мы «прочитали» послание младшего подростка, которое содержалось в его плохом поведении, и теперь можно начинать действовать. Как?
Родителям необходимо:
•не мешать ребенку взрослеть
•учиться откровенности и учить этому ребенка:
а) сократить до минимума число советов и поучений;
б) рассказывать о себе, не прятать от себя и ребенка страхи, тревоги;
в) не давать оценок тому, что расскажет взрослеющий подросток (это хорошо, умно – это глупо, плохо);
г) обсуждать другие возможные варианты поведения в той или иной ситуации, отличающиеся от тех, которые выбрал подросток (но не настаивать на них);
д) проявлять интерес к школьным делам, обсуждать сложные ситуации, вместе искать выход из конфликтов;
е) не рассчитывать на то, что ребенок вырастет таким, как хотят родители;
Только родители могут существенно повлиять на процесс адаптации детей к лицею, поскольку они находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми и помочь успешно преодолеть возрастной кризис.
Елена Васильева