A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

 

Как помочь подростку выбрать будущую профессию

 

Каждый должен брать на свои плечи труд,

Соразмерный его силам, так как, если

тяжесть его окажется случайно чрезмер-

ной, то он может поневоле упасть в грязь.

Данте.

 

Можно сказать, что человек рождается дважды, т.к. выбор профессии – его второе рождение. Рождение профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Поэтому родителям очень важно помочь своему подростку придать уверенности в своих силах и побудить к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.psih081112 1

Как говорил Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сде­лать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли подросток ее освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение?

Семья — это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматри­вают ее как средство самореализации и самовыражения, то ре­бенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жиз­нью напрямую связана с работой, и наоборот.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам извест­ны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «военным, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать веро­ятный выбор. Подросток как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответ­ствует его собственным интересам и склонностям. С другой сто­роны, он очень хорошо представляет данную профессию и от­дает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская про­фессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей — что необходимо готовиться к урокам и прове­рять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профес­сию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, по­нять, что им движет.psih081112 2

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтраль­ной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, на­пример: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать архе­ологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомне­ниями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеет­ся запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом ва­рианте не задумываются, и наша задача — поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного ва­рианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора про­фессии и тревогу подростка. Обсудить с подростком пути его бу­дущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать перевод­чиком?» Тревожному подростку можно предложить пофантази­ровать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к треть­им лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать фут­болистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высоко­оплачиваемую профессию. Очень важно, чтобы родители часть ответственности возло­жили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подрост­ка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии — это его самостоятельный выбор.psih081112 3

Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, маль­чик может хотеть стать специалистом в области нанотехнологий, а девочка — актрисой, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь — са­мому решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответ­ственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощуще­ние, что данную профессию подросток выбрал сам, значитель­но стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

И наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути са­моопределения они идут не одни, что рядом находится взрос­лый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали.

 

Новости

Мы-граждане России!

56Каникулы- это не только время отдыха, но и возможность провести время с пользой и хорошим настроением! На базе Центра детских инициатив советником директора по воспитанию, Хертек Ч.А., совместно с классными руководителями и педагогами дополнительного образования, для лицеистов была подготовлена насыщенная программа.
Для 5–6 классов прошёл «День настольных игр». Ребята с азартом и весёлым настроением играли в любимые игры — UNO, Доббль и тувинскую игру «Аът чарыштырары».
Для 7–8 классов состоялся киновечер. Просмотр фильма «Каникулы оффлайн» стал поводом для разговора о дружбе, сохранении родного языка и традиций.
Для 9–11 классов прошёл товарищеский матч с учениками МБОУ СОШ №7, а завершили день в уютной атмосфере— на гитарнике в лицее.
Осенние каникулы в лицее получились по-настоящему яркими, дружными и вдохновляющими!

 

 

Виртуальность встречается с реальностью: финал «Фиджитал Игры Первых»!

Виртуальность встречается с реальностью: финал «Фиджитал Игры Первых»!
На арене спортивной школы «Субедей» состоялось яркое событие, где технологии и спорт объединились в единое целое. Школьники и студенты соревновались в супер-дисциплинах на стыке реального и цифрового мира - лазертаг и MLBB.53Обучающиеся Государственного лицея тоже стали частью этой захватывающей фиджитал-битвы и команда «WTEAM» заняла III место.
Состав команды:
Намдал Миндугжап — 11А
Алдын-оол Дугжут — 11А
Сарыг-оол Дмитрий — 11А
Ховалыг Мерген — 11А
Суглай-оол Айдыс — 11Б
И это ещё не всё! Команды юношей и девушек продолжают борьбу в виртуальном и реальном баскетболе.Поздравляем команду и желаем новых побед в мире фиджитал-спорта!

 

 

Музей МВД

Обучающиеся 8 «А» класса вместе с классным руководителем Лицкевич Е.С. посетили музей МВД по Республике Тыва. Экскурсия была посвящена Дню памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга.49Ребятам рассказали о сотрудниках, которые отдали свою жизнь, защищая людей. Они увидели личные вещи героев, фотографии и документы, услышали истории о смелости и верности присяге.
Для школьников эта экскурсия стала важным уроком: уважать полицейских; помнить, что безопасность - это ежедневный труд и риск; ценить мужество людей, которые готовы жертвовать собой ради других.
Мы благодарим сотрудников МВД за их службу и склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся из задания.

 

 

 

Каникулы!

45Каникулы- это не только время отдыха, но и возможность провести время с пользой и хорошим настроением! На базе Центра детских инициатив советником директора по воспитанию, Хертек Ч.А., совместно с классными руководителями и педагогами дополнительного образования, для лицеистов была подготовлена насыщенная программа.
Для 5–6 классов прошёл «День настольных игр». Ребята с азартом и весёлым настроением играли в любимые игры — UNO, Доббль и тувинскую игру «Аът чарыштырары».
Для 7–8 классов состоялся киновечер. Просмотр фильма «Каникулы оффлайн» стал поводом для разговора о дружбе, сохранении родного языка и традиций.
Для 9–11 классов прошёл товарищеский матч с учениками МБОУ СОШ №7, а завершили день в уютной атмосфере— на гитарнике в лицее.
Осенние каникулы в лицее получились по-настоящему яркими, дружными и вдохновляющими!

 

 

 

 

Первая помощь

42Ученики 8 «Б» класса Государственного лицея- участники республиканского этапа Чемпионата Первых по оказанию первой помощи!
Наши обучающиеся достойно представили лицей, продемонстрировав уверенные навыки и знания в жизненно важных ситуациях.
Они оказывали помощь при различных сценариях: проводили сердечно-лёгочную реанимацию (СЛР); помогали человеку, который подавился; обрабатывали раны и оказывали помощь при порезах; показывали, как поддержать человека при испуге и стрессе.
Наша команда демонстрировали не только знания, но и ответственность, внимательность и готовность прийти на помощь в любой ситуации.
Гордимся нашими учениками и желаем им дальнейших успехов и побед!

 

 

 

 

День отца

24 копия27 копия16 октября в Государственном лицее состоялось мероприятие- «Мужской разговор: от истоков к будущему», приуроченное к празднику Дня отца. Гостями встречи стали отцы наших лицеистов- Потылицын В.З., Ховалыг А.В. и Уванчаа Д.М. Они поделились своими историями становления, рассказали, как нашли своё дело, к чему стремились и какие трудности преодолевали на пути к выбранной профессии. Мужчины говорили о семейных традициях, о значении труда и ответственности, о том, что значит быть настоящим мужчиной и отцом — примером для своих детей. Мы выражаем искреннюю благодарность всем отцам за их бесценный вклад в воспитание подрастающего поколения, за отцовскую мудрость, поддержку и участие в жизни лицея.

 

 

в Национальном театре им. Виктора Кок-оола!

Обучающиеся Государственного лицея Республики Тыва в Национальном театре им. Виктора Кок-оола!
В рамках профориентационного проекта «Профэкспедиция» Движения Первых лицеисты посетили Национальный театр имени Виктора Кок-оола, где познакомились с удивительным миром театрального искусства.20
Экскурсия началась с рассказа об истории театра: как он создавался, кто стоял у его истоков и почему носит имя выдающегося деятеля культуры- Виктора Кок-оола.22
Самой захватывающей частью стало посещение закулисья - того места, куда зрители обычно не попадают. Ученики узнали, как настраивается свет для каждого спектакля, побывали в гардеробной и гримёрной, где актёры готовятся к выходу на сцену, и почувствовали настоящую атмосферу творчества!
Особенным моментом встречи стало общение с режиссёром спектакля «Тын» Монгушом С.Б., заслуженным артистом Республики Тыва. Ребята задали вопросы о театральной профессии и получили вдохновляющие ответы. А завершением насыщенного дня стал просмотр спектакля «Тын», который никого не оставил равнодушным. Экскурсия помогла школьникам ближе познакомиться с одной из самых интересных профессий - профессиях актёра и работника театра, а также пробудила интерес к миру искусства и культуры родной республики!