Образование – то, что остается после того,
когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн
Каждый родитель, конечно, хочет дать своему ребенку качественное образование. Однако стоит учитывать его возможности, способности и желания. Даже если ребенок ещё маленький, то есть возможность определить, где он будет чувствовать себя комфортнее и увереннее. Не нужно увеличивать свою самооценку и амбиции при помощи малыша, который может оказаться попросту не готовым к тяжелым нагрузкам. Поэтому при выборе учебного заведения следует присмотреться к своему чаду.
Приведу одно из воспоминаний, которое принадлежит выдающемуся австрийскому ученому, исследователю поведения животных и человека, Конраду Лоренцу.
Конец лета, пожалуй, самое чудесное время года в северо - альпийских долинах……. В это время года я часто вновь переживаю минуту, которую помню удивительно ясно, хотя с тех пор прошло семьдесят лет. Я уверен, что тогда еще не учился в школе и даже не умел читать. Мы гуляли по заливным лугам Дуная, и я, непослушно убежав вперед, несмотря на запрет моей опасливой матери и даже еще более опасливой тетушки Ядвиги, стоял среди кустов почти на самом берегу. У меня над головой раздались странные металлические звуки, и я увидел высоко в небе стаю диких гусей, летящих вниз по реке. Человеческие эмоции развиваются очень рано и остаются неизменными до конца жизни. Я и сегодня вновь ощущаю то, что ощутил тогда. Я не знал, куда летят эти гуси, но мне хотелось отправиться с ними. Меня переполняла романтическая жажда странствий, от которой вздымалась грудь и сердце готово было разорваться. И впервые – это я знаю точно – во мне возникло непреодолимое желание выразить себя творчески.
…Романтика моего детства… пробуждается вновь, когда высоко надо мной пролетают наши дикие гуси, и детская мечта становится явью, когда они, словно в волшебной сказке, спускаются на мой зов.
К. Лоренц осуществлял эту детскую мечту в течение всей своей жизни. Он не расставался с дикими гусями, выращивая, приручая их, исследуя их поведение. В своих работах К. Лоренц сделал ряд замечательных открытий, за которые был удостоен Нобелевской премии в возрасте семидесяти лет.
Открытие собственного призвания или жизненной мечты может случиться у ребенка как «удар молнии» от одного яркого события, как мы это увидели в только что описанном примере. Но далеко не всегда встреча с предметом будущего увлечения запечатлевается сразу и навсегда. Чем больше увлечен ребенок, тем яснее он чувствует и отстаивает свой путь. Самое важное понять потребности и мотивы вашего ребенка.
А что нужно ребенку?
Психологи выявили и описали базисные потребности, которые появляются на свет вместе с ребенком. Детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, наконец, к свободе и самоопределению.Потребности превращаются в мотивы, или побудители, поведения. Случается, что потребность «встречается» с тем, что ее удовлетворяет. Говорят еще иначе: она «находит» свой предмет. С этого момента предмет начинает привлекать ребенка, побуждать и направлять его действия. Он становится мотивом.
Так, ребенок ищет общение с матерью, потому что она удовлетворяет его потребность в любви. Он учится ползать, ходить, говорить, и тем самым реализует потребность в росте, развитии и совершенствовании. Чем старше ребенок, тем больше предметов, людей, дел и событий начинают связываться с его потребностями, то есть становятся мотивами. Например, подросток играет в футбол: что ему это дает? Посмотрим на то, какие его потребности при этом удовлетворяются. Во-первых, он получает разрядку физической энергии, удовлетворяет потребность в упражнениях тела. Во-вторых, он пытается овладеть техническими приемами, реализуя общую потребность в совершенствовании. В-третьих, он общается со сверстниками – потребность в общении с ребятами того же возраста у него очень сильна. В-четвертых, забивая гол или давая хороший пас, он чувствует себя отличившимся, и его самооценка растет. В-пятых, возможно, на трибуне сидят зрители, и это подогревает его еще больше. Заметим, что ко всему этому добавляется еще и то, что он проявил личную инициативу – договорился о месте и времени встречи, может быть, о составе команды – и, таким образом, подключилась очень общая базисная потребность в самоопределении. Все вместе взятое насыщает его занятие футболом острыми положительными переживаниями. И в результате этого футбол становится его самостоятельным мотивом. Он посвящает ему много времени и сил. На месте футбола может быть любой кружок, который посещает ребенок.
Теперь посмотрим на ситуацию с уроками в лицее. Сами по себе они кажутся ребенку не очень, интересны. Их задают каждый день, то есть нет возможности выбирать, что и как учить. Когда учить – тоже определяют родители, говоря: «Пока не выучишь, не пойдешь играть в свой футбол». Таким образом, не только нет самоопределения, но, наоборот, есть приказы и принуждения. Дальше – уроки несколько запущены, так как под внешним давлением и без интереса они выполняются на скорую руку. Это приводит к плохим отметкам. К тому же становится трудно понимать новый материал по математике или русскому языку, потому что не усвоен предыдущий. Из-за многих неудач гаснет желание бороться и преодолевать учебные трудности. От переживаний неуспеха страдает самооценка. Дома за двойки и тройки следуют выговоры и наказания, потребность общаться с родителями постепенно сходит на нет и даже уходит в минус. В результате с учебой возникла большая проблема. Никакого самостоятельного мотива из нее не получилось. Напротив, она стала тем, что подростка отталкивает.
Из этих примеров мы можем понять механизм возникновения и, наоборот, исчезновения мотивов. Если воспользоваться метафорой, то можно сказать, что наши эмоции подобно кристаллам оседают и накапливаются на предмете, деле, человеке, с которым мы имеем дело. И если кристаллы положительные, радостные и светлые, то предмет или преподающий учитель начинают «светиться» сами, становятся самостоятельными мотивами. Если же кристаллы отрицательные, то, выпадая на предмет, они как бы отравляют его. Занятие начинает от себя отталкивать, даже если раньше оно чем-то нравились. В таких случаях говорят: «отбили охоту» и здесь на первое место могут проявиться психосоматические расстройства.
Таким образом, эмоции служат путеводным ориентиром в деле воспитания ребенка, показывая, насколько мы учитываем законы «жизни» его потребностей и мотивов.
Из сказанного выше следуют два практических правила:
– При воспитании ребенка необходимо следить за успешным удовлетворением его потребностей и мотивов.
– Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому мы хотим приобщить ребенка.
Ребенку важно найти свой путь, но каждый ребенок проходит через адаптацию, и важно, уважаемые родители, разглядеть вовремя такое понятие, как болезни адаптации, когда защита душевного равновесия происходит через повреждение телесного здоровья.
Болезни адаптации имеют следующие общие черты:
•имеют сезонные обострения весной и осенью, когда организму предъявляются повышенные требования в связи с изменением погодно – климатических условий.
• развитие или обострение происходит при стрессогенных факторах, в период адаптации к изменившимся условиям жизни (урбанизация, поступление в учебное заведение, неблагоприятная атмосфера в семье, развод родителей и др.).
По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех больных, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных.
К данному разряду болезней и состояний относят:
•Артериальную гипертензию
•ИБС
•Язвенную болезнь
•Нейродермит
•Язвенный колит
•Сахарный диабет
•Ревматоидный артрит
•Бронхиальную астму
•Нейродермит
•Височно-нижнечелюстной синдром.
Читая эту статью, возможно, вы вспомните, как вам когда-то звонил классный руководитель и говорил, что сегодня у вашего сына или дочери в лицее поднималось давление. И первая ваша реакция была: ведь у меня пятиклашка или шестиклассник или семиклассник, какое давление!? Увы и ах! Так, психологам хорошо известно, что люди, страдающие артериальной гипертензией, относятся к А типу. К этому психологическому типу относятся люди высоко мотивированные на работу. В условиях учебных нагрузок, когда имеется конкурирующий момент, у данного типа людей наблюдается склонность к гиперактивации симпато-адреналовой системы и агрессивным реакциям, что и дает повышение давления.
В то же время лица, страдающие язвенной болезнью или язвенным гастритом, склонны совершенно к другому типу реагирования на встречающиеся трудности. У них развивается тревожность, ограничительное поведение и уход в себя, что снижает межличностную коммуникацию с одноклассниками и родителями.
Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные психические и физические нагрузки и избегнуть заболевания. Однако если какая-либо ситуация вызывает тягостную фиксацию и душевный разлад, люди с психосоматической отягощенностью не могут правильно оценить и описать своё душевное состояние, что способствует развитию заболевания. Родителям нужно хорошо понять суть и специфику психосоматики. Разумеется, родители — это не профессиональные психологи, они не могут знать все тонкости детской психики и считывать проблемы по едва уловимым признакам. Но, как минимум, нужно знать, на что следует обращать особое внимание, какие моменты могут приводить к негативным последствиям.
Ниже перечислены все долговременные психотравмирующие ситуации в семье, которые являются основными источниками проблем.
Одна из причин психологических травм детей – пренебрежение интересами ребенка, навязывание ему моделей поведения, удобных родителям, а не ему самому.
Ещё одной длительной психотравмирующей ситуацией является недостаток ласки и понимания, недостаточное внимание к детским проблемам, оценивание их с сугубо взрослой позиции — «подрастет и забудет все эти глупости», «нельзя потакать капризам, иначе вырастет избалованным», «нас воспитывали в строгости, и ничего — стали вполне благополучными людьми». В этом, конечно, есть определенная доля истины, не все капризы и прихоти ребенка должны безоговорочно исполняться. Но сами по себе капризы нужно рассматривать как сигнал о том, что ребенок чего-то недополучает, и задача родителей разобраться — чего именно. Это совсем не обязательно может быть то, о чем он сам просит (покупка нового телефона, разрешать часами играть в компьютерные игры и т.п.). Просьбы ребенка — это его попытки избавиться от негативных переживаний тем способом, который ему понятен и доступен. А в действительности речь может идти о том, что ему просто не хватает родительского тепла и участия в его детской жизни.
К сожалению, говоря о семье, нельзя обойти и образовательную среду как психотравмирующий фактор для ребенка.
Лицеисты в общей сложности по 7 — 8 ч в сутки проводят в лицее за партой на уроках и дома за письменным столом, готовя домашнее задание. По времени это полный рабочий день взрослого человека. А по напряженности умственных усилий и величине энергетических затрат сложно еще сказать, что тяжелее. Для ослабленных детей, имеющих предрасположенность к каким-либо заболеваниям, это непосильный темп.
На различных этапах обучения отсеиваются некоторые ученики, а уровень остальных достаточно высок, это заставляет детей стремиться к большим успехам. В нашем лицее обучается небольшое количество детей, поэтому за детьми следят больше, чем в школах, а о прогулах и ухудшающейся успеваемости классные руководители немедленно сообщают родителям. Боязнь оказаться неуспешным вызывает повышенную нервозность, особенно в подростковом возрасте, когда обострено чувство собственного достоинства и самолюбие, особенно если дома к ребенку предъявляют высокие требования родители (учиться только на «4» и «5»). Требования в лицее ко всем равные. Лицеисты обязаны одинаково хорошо успевать и по гуманитарным предметам, и по точным, и по физкультуре. Это зачастую может является психотравмирующим фактором. И как бы ребенок ни бравировал, сколько бы ни говорил, что его не волнует успеваемость, отношение к нему учителей, мнение родителей — негативные переживания это не отменяет.
Поэтому семья должна стать тихой гаванью после учебы, а не разворачивающимися военными действиями между природной эгоцентричностью ребенка и изначальной властью родителя по вечерам. Хочется обратить внимание родителей на бережное отношение к переживаниям детей.
Ценности и жизненная философия родителей задают вектор на пути развивающегося ребенка, и от примера, который показывают родители, от моральных качеств взрослых зависит чистота воздуха, которым дышат дети в семье.
Есть известная притча.
«Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!»
Мы, взрослые, воздвигаем храм судьбы ребенка каждый день, и от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом добра, радости и человечности.
В статье использованы материалы из книги Ю.Б.Гиппенрейтер. «Продолжаем общаться. Так?»