Советы психолога
Безусловное принятие ребенка часть 1
1 часть
Быть родителем – это воспитывать в себе предельное смирение;
невозможно быть родителем и не ошибаться. Опыт неудач добавляет Вам силы.
Сальвадор Минухин
Уважаемые родители, хочу познакомить Вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой в этой статье. Принцип этот - безусловное принятие.
Что он означает?
Безусловно, принять ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, Ваш помощник по дому, для младшего братишки или сестренки и так далее, а просто так,
просто за то, что он есть!
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если...». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере родителей, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? Л потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда Вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…..».
Известный семейный терапевт Вирджинии Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз и день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны как, пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Родители, Вы не представляете, сколько раз в разговоре дети произносят на консультации у психолога: после своего рождения, я стала самой большой неприятность у своих родителей, лучше бы я не рождалась.
Попробуем представить, сколько же десятков, если не сотни раз слышала эта девочка или мальчик, прежде чем прийти к подобному заключению, что она (он) не такая (ой), плохая (й), всем надоедает, сущее наказание для своих родителей... И все пережитое воплощается в неврозе и депрессии.
Мы далеко не всегда следим ла своими обращениями к «колючему» подростку. Как - то в «Учительской газете» было опубликовано покаянное письмо матери: она с опозданием поняла, что нанесла душевную рану своему сыну. Мальчик ушел из дома, написав в записке, чтобы его не искали: «Мама, ты сама сказала, что тебе без меня лучше». Вот ведь как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят». Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» или «Я столько денег трачу на твое обучение» дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их смысл. У них своя эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым.
Давайте посмотрим, во что развивается комплекс непринятия по мере взросления детей. Вот отрывок из разговора четырнадцатилетней девочки с психологом.
«Я не верю, что с матерью могут быть дружеские отношения. У меня самый нелюбимый день — это воскресенье. Мама в этот день меня ругает. Если бы она со мной, вместо того чтобы орать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла... Ее тоже можно попять, она хочет сделать ил меня хорошего человека, а получает несчастного. Мне надоело так жить. Прошу у вас помощи! Помогите мне!!!».
С обидой, одиночеством, а порой и отчаянием приходят дети к психологу. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по- человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай!», «убери!», «принеси!», «помой!». И через все это порой пробиваются нотки теплой детской заботы о родителях: «Как ее успокоить?», «Ей тоже трудно», «Ее тоже можно понять...». Правда, так говорят в основном дети до тринадцати-четырнадцати лег. А те, кто постарше, уже очерствели. Они просто не хотят видеть, родителей, не хотят находиться с ними под одной крышей, хотят быстрее поступить в ВУЗ и уехать из родительского гнезда.
А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид: «Не жизнь, а одно мучение...», «Иду домой, как на поле биты». «По ночам перестала спать - все плачу...».
Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.
Конечно, и родители нуждаются в помощи. Я надеюсь, что эту помощь вы получите через эту статью. А сейчас давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям, безусловно, принимать ребенка и показывать ему это.
Пожалуй, главная из них — это настрой на «воспитание», о котором речь уже шла выше.
Вот типичная реплика одной мамы. «Как же я буду его обнимать, если он еще не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу».
И мама встает па путь критических замечаний, напоминаний, требований. Кому из нас не известно, что вероятнее всего сын или дочь отреагируют всевозможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков — старая проблема, то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, резонных педагогических соображений попадает в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего о напряжения, частых конфликтов.
Где же ошибка? Ошибка была в самом начале, дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них. Упомянем о других возможных причинах эмоционального непринятия или даже отталкивания ребенка. Иногда родители о них не подозревают, иногда их осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос.
Причин таких много. Например, ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие» вот и теперь он (она) им не очень нужен. Они мечтали о мальчике, а родилась девочка. Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у нее глухую неприязнь.
Скрытая причина может стоять и за усиленным воспитательным настроем родителя. Ею может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем родственникам свою крайнюю необходимость, незаменимость. Иногда в таких случаях сами родители нуждаются в помощи консультанта. И все равно, первый шаг можно и нужно сделать: самостоятельно задуматься о возможной причине своего непринятия ребенка. А следующими шагами будут задания, к которым мы и подошли.
Домашнее задание для родителей
Задание первое
Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
Задание второе
Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего самого лучшего родственника (или подругу). Как вы покалываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок вот он приходит, домой из лицея и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь испортить его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.
Задание третье
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.
Задание четвертое
Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.
Удачи Вам и психологического благополучия!
Позитивное мышление - успех в жизни!
«Разум дан человеку для того, чтобы разумно жить, а не для того только, чтобы он видел, что живет неразумно»
(В.Г. Белинский).
Начинается новый учебный год, и хотелось бы поговорить о позитивном мышлении, развитие которого поможет пройти по волнам 2018/2019 учебного года без штормовых явлений. Наше будущее – результат нашего мышления сегодня. Можем ли мы влиять на внешние обстоятельства? Интересный вопрос — мы не выбираем жизнь, страну, родителей, окружающий мир, но выбираем своё отношение к действительности, можем трансформировать ее. Бывает, что в одинаковых условиях кто-то чувствует счастье, а другой — грусть, мир — одинаков, люди и мысли разные. Кто живёт на стороне позитива, всегда более счастлив и удачлив, находит новые возможности и шансы для роста. А другие утверждают: везунчики, так как сами не верят в свои силы и не могут преуспеть.
Позитивный человек – это в первую очередь тот, кто способен справиться со своими отрицательными мыслями, превратить их в позитивное настроение, несмотря на наличие сложностей и жизненных неудач. Такие личности всегда притягательны для общества. Они заряжают своей силой окружающих, дарят позитивный настрой.
Позитивное мышление - успех в жизни!
Прежде чем разобраться в том, как изменить образ мышления на позитивный, необходимо понять свой психический склад. Кто вы интроверт или экстраверт? Интроверт – личность, решение задачи у которой направлено во внутренний мир. Человек старается разобраться, что от него требуется в данный момент. Он работает с информацией, не пытаясь сопротивляться обстоятельствам или окружающим его людям, доставившим дискомфорт. Эмоциональный фон интроверта всегда ровный, не имеет перепадов, они никогда не ищут шумных компаний. Одиночество для них - привычная и любимая среда. Позитивный настрой для таких людей - труднодостижимая цель.
Экстраверты осознают, что все испытания преодолимы и требуются для совершенства личности. Справиться с ними поможет изменение каких-то черт характера. В большинстве случаев этот тип личности характерен для людей, склонных рассматривать жизненные трудности как способ самосовершенствования. Перед экстравертами редко встает вопрос: как настроить себя на позитив. Обычно это те люди, которые заряжают своим жизнелюбием окружающих. Такой подход сравним с нахождением человека в школе жизни, где он может перейти на новый уровень. Таким образом, можно сказать, что позитивное и негативное мышление характеризуют личность как экстраверта, так и интроверта. Позитивное мышление – более высокая ступень развития мыслительного процесса, которая базируется на извлечении выгоды во всем, что окружает человека. Девиз оптимиста звучит так: каждая неудача – шаг к победе. В тех случаях, когда люди с негативным мышлением сдаются, экстраверты прилагают вдвое больше усилий, чтобы добиться желаемого результата. Позитивное мышление дает шанс личности экспериментировать, получать новые сведения и принимать дополнительные возможности в окружающем мире. Человек постоянно развивается, и никакие страхи не сдерживают его. Поскольку происходит фокусировка на позитиве, даже в неудачах личность находит для себя выгоду и подсчитывает то, чему удалось научиться благодаря поражению. Рассматриваемый вид мышления обычно характеризует экстравертов. Личность, видящую во всем окружающем только положительное, можно охарактеризовать следующим образом: поиск преимуществ во всем; большой интерес к получению новой информации, поскольку это дополнительные возможности; неугомонное стремление улучшать свою жизнь; создание идей, планирование; стремление много работать ради достижения поставленных целей; нейтральное и позитивное отношение к окружающим людям; наблюдение за успешными людьми, благодаря чему учитывается их опыт и знания; поиск ответов на вопрос о том, почему запланированное обязательно реализуется; спокойное отношение к своим достижениям. На основании вышесказанного можно смело сделать вывод о том, что совершенные человеком открытия и достижения – результат кропотливой работы людей, у которых позитивный образ мышления. Как сформировать положительное мышление? Как настроить себя на позитив, когда вокруг слишком много проблем и сложностей, окружающие кажутся черствыми, учеба трудной, а с лучшей подругой или другом в ссоре?
Психологи рекомендуют в каждой, даже самой тяжелой ситуации, искать что-то полезное. Позитивное мышление достигается путем долгой работы над собой. В чем же она заключается. Именно поэтому, чтобы подрастающее поколение имело позитивное мышление, следует как можно чаще говорить с детьми, объяснять им, что не следует бояться, нужно верить в себя и стремиться к успеху. Учите детей ключевым словам для позитивного мышления. По большому счету это все, что мы повторяем регулярно. Например, вы можете вспомнить, как некоторые ваши друзья говорят: «Ну, ты же знаешь у всех дети как дети, а у меня все не как у людей». Причем имеются в виду какие-то неудачи. Другой пример. Не получается у вашего ребенка что-то сделать, и тут же выскочила фраза: «Ты как всегда: у всех дети как дети, а ты....!», или «Ты неудачник!», или «У тебя постоянно все хуже всех!».
Чрезвычайно важно понять, что при таком настрое и таких словах, ни о каком развитии позитивного мышления у вас и вашего чада не стоит и мечтать. Даже если что-то действительно идет не так, как вам бы хотелось, лучше по-другому сформулируйте мысль и скажите: «Сейчас у тебя не получилось, но в следующий раз обязательно получится» или «Если получилось у других то, несомненно, получится и у меня».
Научите вашего ребенка концентрироваться на хорошем. Находите любые возможности сконцентрироваться на позитивном и закрепить результат. Для этого заведите «Дневник достижений», куда ваш ребенок каждый вечер будет записывать те хорошие события, которые с ним будут происходить в лицее или дома, в общем в жизни. Пунктов не может быть менее 5, но лучше попытаться написать 15. Кстати, самая популярная отговорка от ведения дневника, которую я слышу на занятиях «Познай себя» с лицеистами: «У меня ничего хорошего в жизни не происходит». Потому и не происходит, потому что дети и мы взрослые перестали замечать счастливые, приятные моменты нашей жизни. Начните вместе с ребенком с 1 сентября заполнение дневника с совсем незначительных вещей: я рано проснулся без будильника, выполнил домашнее задание по всем предметам, на завтрак поел любимый омлет и т.п. Суть этого занятия — «запустить механизм» позитивного мышления, начать мыслить позитивно, если ребенок считает, что находится в «мертвой точке».
Задача родителя - научить своего ребенка быть счастливыми в повседневной жизни.
Взаимодействуя с окружающим миром, душа ребенка извлекает из него те ценности, которые доставляют ей чудесные переживания. Ребенку всегда нужно, чтобы его чувства понимали и уважали. Вы можете спокойно и внимательно слушать его, признавать его чувства словами «да», «понятно». Необходимо научиться находить альтернативу наказанию, обратить внимание ребенка на то, как он может принести пользу, позволить ему ощутить последствия своего плохого поведения.Ежедневно, обучаясь в лицее, дети не столько совершенствуют мыслительные операции в учебной деятельности, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно создание личных индивидуальных достижений, оцениваемое ребенком как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении (Глассер У.). Говоря об успехе, мы имеем в виду не столько удачу или счастливый случай, сколько хорошую результативность в достижении намеченного, а также связанное с этим индивидуальное осознание и общественное признание полученного учащимся результата. Проговорите вместе, что на пути к намеченной целей, в любом деле возможен неуспех. Какие техники он может использовать в трудных ситуациях? Можно применить технику «Идущее вниз сравнение - 1». Человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении. Техника «Идущее вниз сравнение -2». Преодолеть стресс удается легко, если неприятную ситуацию сравнить с еще более неприятной. «Могло бы быть еще хуже». Техника «Идущее вверх сравнение» - вспомнить о своих успехах в других ситуациях или областях. Вместе с ребенком почитайте «Дневник достижений». Над рабочим столом развешайте жизнеутверждающие афоризмы, выбранные совместно с ребенком: «Я никогда не сомневался! И это дало мне преимущество над всем миром» — Наполеон Бонапарт; «Жизнь — как езда на велосипеде. Чтобы сохранить равновесие ты должен двигаться» — Альберт Эйнштейн и т. п.
Будьте жизнерадостными и позитивными, и у вашего ребенка позитив станет ведущим качеством!
Для кого мы учимся?
Образование – то, что остается после того,
когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн
Каждый родитель, конечно, хочет дать своему ребенку качественное образование. Однако стоит учитывать его возможности, способности и желания. Даже если ребенок ещё маленький, то есть возможность определить, где он будет чувствовать себя комфортнее и увереннее. Не нужно увеличивать свою самооценку и амбиции при помощи малыша, который может оказаться попросту не готовым к тяжелым нагрузкам. Поэтому при выборе учебного заведения следует присмотреться к своему чаду.
Приведу одно из воспоминаний, которое принадлежит выдающемуся австрийскому ученому, исследователю поведения животных и человека, Конраду Лоренцу.
Конец лета, пожалуй, самое чудесное время года в северо - альпийских долинах……. В это время года я часто вновь переживаю минуту, которую помню удивительно ясно, хотя с тех пор прошло семьдесят лет. Я уверен, что тогда еще не учился в школе и даже не умел читать. Мы гуляли по заливным лугам Дуная, и я, непослушно убежав вперед, несмотря на запрет моей опасливой матери и даже еще более опасливой тетушки Ядвиги, стоял среди кустов почти на самом берегу. У меня над головой раздались странные металлические звуки, и я увидел высоко в небе стаю диких гусей, летящих вниз по реке. Человеческие эмоции развиваются очень рано и остаются неизменными до конца жизни. Я и сегодня вновь ощущаю то, что ощутил тогда. Я не знал, куда летят эти гуси, но мне хотелось отправиться с ними. Меня переполняла романтическая жажда странствий, от которой вздымалась грудь и сердце готово было разорваться. И впервые – это я знаю точно – во мне возникло непреодолимое желание выразить себя творчески.
…Романтика моего детства… пробуждается вновь, когда высоко надо мной пролетают наши дикие гуси, и детская мечта становится явью, когда они, словно в волшебной сказке, спускаются на мой зов.
К. Лоренц осуществлял эту детскую мечту в течение всей своей жизни. Он не расставался с дикими гусями, выращивая, приручая их, исследуя их поведение. В своих работах К. Лоренц сделал ряд замечательных открытий, за которые был удостоен Нобелевской премии в возрасте семидесяти лет.
Открытие собственного призвания или жизненной мечты может случиться у ребенка как «удар молнии» от одного яркого события, как мы это увидели в только что описанном примере. Но далеко не всегда встреча с предметом будущего увлечения запечатлевается сразу и навсегда. Чем больше увлечен ребенок, тем яснее он чувствует и отстаивает свой путь. Самое важное понять потребности и мотивы вашего ребенка.
А что нужно ребенку?
Психологи выявили и описали базисные потребности, которые появляются на свет вместе с ребенком. Детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, наконец, к свободе и самоопределению.Потребности превращаются в мотивы, или побудители, поведения. Случается, что потребность «встречается» с тем, что ее удовлетворяет. Говорят еще иначе: она «находит» свой предмет. С этого момента предмет начинает привлекать ребенка, побуждать и направлять его действия. Он становится мотивом.
Так, ребенок ищет общение с матерью, потому что она удовлетворяет его потребность в любви. Он учится ползать, ходить, говорить, и тем самым реализует потребность в росте, развитии и совершенствовании. Чем старше ребенок, тем больше предметов, людей, дел и событий начинают связываться с его потребностями, то есть становятся мотивами. Например, подросток играет в футбол: что ему это дает? Посмотрим на то, какие его потребности при этом удовлетворяются. Во-первых, он получает разрядку физической энергии, удовлетворяет потребность в упражнениях тела. Во-вторых, он пытается овладеть техническими приемами, реализуя общую потребность в совершенствовании. В-третьих, он общается со сверстниками – потребность в общении с ребятами того же возраста у него очень сильна. В-четвертых, забивая гол или давая хороший пас, он чувствует себя отличившимся, и его самооценка растет. В-пятых, возможно, на трибуне сидят зрители, и это подогревает его еще больше. Заметим, что ко всему этому добавляется еще и то, что он проявил личную инициативу – договорился о месте и времени встречи, может быть, о составе команды – и, таким образом, подключилась очень общая базисная потребность в самоопределении. Все вместе взятое насыщает его занятие футболом острыми положительными переживаниями. И в результате этого футбол становится его самостоятельным мотивом. Он посвящает ему много времени и сил. На месте футбола может быть любой кружок, который посещает ребенок.
Теперь посмотрим на ситуацию с уроками в лицее. Сами по себе они кажутся ребенку не очень, интересны. Их задают каждый день, то есть нет возможности выбирать, что и как учить. Когда учить – тоже определяют родители, говоря: «Пока не выучишь, не пойдешь играть в свой футбол». Таким образом, не только нет самоопределения, но, наоборот, есть приказы и принуждения. Дальше – уроки несколько запущены, так как под внешним давлением и без интереса они выполняются на скорую руку. Это приводит к плохим отметкам. К тому же становится трудно понимать новый материал по математике или русскому языку, потому что не усвоен предыдущий. Из-за многих неудач гаснет желание бороться и преодолевать учебные трудности. От переживаний неуспеха страдает самооценка. Дома за двойки и тройки следуют выговоры и наказания, потребность общаться с родителями постепенно сходит на нет и даже уходит в минус. В результате с учебой возникла большая проблема. Никакого самостоятельного мотива из нее не получилось. Напротив, она стала тем, что подростка отталкивает.
Из этих примеров мы можем понять механизм возникновения и, наоборот, исчезновения мотивов. Если воспользоваться метафорой, то можно сказать, что наши эмоции подобно кристаллам оседают и накапливаются на предмете, деле, человеке, с которым мы имеем дело. И если кристаллы положительные, радостные и светлые, то предмет или преподающий учитель начинают «светиться» сами, становятся самостоятельными мотивами. Если же кристаллы отрицательные, то, выпадая на предмет, они как бы отравляют его. Занятие начинает от себя отталкивать, даже если раньше оно чем-то нравились. В таких случаях говорят: «отбили охоту» и здесь на первое место могут проявиться психосоматические расстройства.
Таким образом, эмоции служат путеводным ориентиром в деле воспитания ребенка, показывая, насколько мы учитываем законы «жизни» его потребностей и мотивов.
Из сказанного выше следуют два практических правила:
– При воспитании ребенка необходимо следить за успешным удовлетворением его потребностей и мотивов.
– Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому мы хотим приобщить ребенка.
Ребенку важно найти свой путь, но каждый ребенок проходит через адаптацию, и важно, уважаемые родители, разглядеть вовремя такое понятие, как болезни адаптации, когда защита душевного равновесия происходит через повреждение телесного здоровья.
Болезни адаптации имеют следующие общие черты:
•имеют сезонные обострения весной и осенью, когда организму предъявляются повышенные требования в связи с изменением погодно – климатических условий.
• развитие или обострение происходит при стрессогенных факторах, в период адаптации к изменившимся условиям жизни (урбанизация, поступление в учебное заведение, неблагоприятная атмосфера в семье, развод родителей и др.).
По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех больных, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных.
К данному разряду болезней и состояний относят:
•Артериальную гипертензию
•ИБС
•Язвенную болезнь
•Нейродермит
•Язвенный колит
•Сахарный диабет
•Ревматоидный артрит
•Бронхиальную астму
•Нейродермит
•Височно-нижнечелюстной синдром.
Читая эту статью, возможно, вы вспомните, как вам когда-то звонил классный руководитель и говорил, что сегодня у вашего сына или дочери в лицее поднималось давление. И первая ваша реакция была: ведь у меня пятиклашка или шестиклассник или семиклассник, какое давление!? Увы и ах! Так, психологам хорошо известно, что люди, страдающие артериальной гипертензией, относятся к А типу. К этому психологическому типу относятся люди высоко мотивированные на работу. В условиях учебных нагрузок, когда имеется конкурирующий момент, у данного типа людей наблюдается склонность к гиперактивации симпато-адреналовой системы и агрессивным реакциям, что и дает повышение давления.
В то же время лица, страдающие язвенной болезнью или язвенным гастритом, склонны совершенно к другому типу реагирования на встречающиеся трудности. У них развивается тревожность, ограничительное поведение и уход в себя, что снижает межличностную коммуникацию с одноклассниками и родителями.
Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные психические и физические нагрузки и избегнуть заболевания. Однако если какая-либо ситуация вызывает тягостную фиксацию и душевный разлад, люди с психосоматической отягощенностью не могут правильно оценить и описать своё душевное состояние, что способствует развитию заболевания. Родителям нужно хорошо понять суть и специфику психосоматики. Разумеется, родители — это не профессиональные психологи, они не могут знать все тонкости детской психики и считывать проблемы по едва уловимым признакам. Но, как минимум, нужно знать, на что следует обращать особое внимание, какие моменты могут приводить к негативным последствиям.
Ниже перечислены все долговременные психотравмирующие ситуации в семье, которые являются основными источниками проблем.
Одна из причин психологических травм детей – пренебрежение интересами ребенка, навязывание ему моделей поведения, удобных родителям, а не ему самому.
Ещё одной длительной психотравмирующей ситуацией является недостаток ласки и понимания, недостаточное внимание к детским проблемам, оценивание их с сугубо взрослой позиции — «подрастет и забудет все эти глупости», «нельзя потакать капризам, иначе вырастет избалованным», «нас воспитывали в строгости, и ничего — стали вполне благополучными людьми». В этом, конечно, есть определенная доля истины, не все капризы и прихоти ребенка должны безоговорочно исполняться. Но сами по себе капризы нужно рассматривать как сигнал о том, что ребенок чего-то недополучает, и задача родителей разобраться — чего именно. Это совсем не обязательно может быть то, о чем он сам просит (покупка нового телефона, разрешать часами играть в компьютерные игры и т.п.). Просьбы ребенка — это его попытки избавиться от негативных переживаний тем способом, который ему понятен и доступен. А в действительности речь может идти о том, что ему просто не хватает родительского тепла и участия в его детской жизни.
К сожалению, говоря о семье, нельзя обойти и образовательную среду как психотравмирующий фактор для ребенка.
Лицеисты в общей сложности по 7 — 8 ч в сутки проводят в лицее за партой на уроках и дома за письменным столом, готовя домашнее задание. По времени это полный рабочий день взрослого человека. А по напряженности умственных усилий и величине энергетических затрат сложно еще сказать, что тяжелее. Для ослабленных детей, имеющих предрасположенность к каким-либо заболеваниям, это непосильный темп.
На различных этапах обучения отсеиваются некоторые ученики, а уровень остальных достаточно высок, это заставляет детей стремиться к большим успехам. В нашем лицее обучается небольшое количество детей, поэтому за детьми следят больше, чем в школах, а о прогулах и ухудшающейся успеваемости классные руководители немедленно сообщают родителям. Боязнь оказаться неуспешным вызывает повышенную нервозность, особенно в подростковом возрасте, когда обострено чувство собственного достоинства и самолюбие, особенно если дома к ребенку предъявляют высокие требования родители (учиться только на «4» и «5»). Требования в лицее ко всем равные. Лицеисты обязаны одинаково хорошо успевать и по гуманитарным предметам, и по точным, и по физкультуре. Это зачастую может является психотравмирующим фактором. И как бы ребенок ни бравировал, сколько бы ни говорил, что его не волнует успеваемость, отношение к нему учителей, мнение родителей — негативные переживания это не отменяет.
Поэтому семья должна стать тихой гаванью после учебы, а не разворачивающимися военными действиями между природной эгоцентричностью ребенка и изначальной властью родителя по вечерам. Хочется обратить внимание родителей на бережное отношение к переживаниям детей.
Ценности и жизненная философия родителей задают вектор на пути развивающегося ребенка, и от примера, который показывают родители, от моральных качеств взрослых зависит чистота воздуха, которым дышат дети в семье.
Есть известная притча.
«Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!»
Мы, взрослые, воздвигаем храм судьбы ребенка каждый день, и от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом добра, радости и человечности.
В статье использованы материалы из книги Ю.Б.Гиппенрейтер. «Продолжаем общаться. Так?»
Взращивать или не бывает успеха без неудач
“Мы не рискуем не потому, что все так трудно.
Все так трудно, потому что мы не рискуем”.
Сенека
2 сентября 2019 года для лицеистов начался 2019/2020 учебный год, который даст старт новым открытиям, ощущениям, победам или поражениям. И во всех этих начинаниях каждому ребенку нужна будет ваша помощь и поддержка, уважаемые родители. В чем же задача родителей? В воспитании? А что такое воспитание? Одно из определений: воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также через организацию жизнедеятельности……..(Большой Энциклопедический словарь). Но в обычной жизни воспитание сводится к таким действиям как, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Если ребенок не слушается – заставить; грубит –наказать; обижен - сказать: «На обиженных воду возят, сам виноват». Я бы подобрала другое слово: помощь в развитии, становлении. Чтобы ребенок, когда вырастет, смог бы жить среди людей самостоятельно и достойно.
Памятник мамам и дочкеПосмотрите на памятник мамам и дочке в Солт-Лейк-Сити. Эта статуя необычна во многом: они динамичны, правдивы, эмоциональны и изящны. Скульптор настолько живо запечатлел момент, когда мама кружит свою дочь, что невольно можно подумать «А это точно статуя?». Или скульптура «Мама, влюбленная в своего ребенка» (Местоположение неизвестно). В каждом памятнике отражается поддержка и безусловная любовь родителя. Взрослый – носитель знаний, мудрости, этических принципов. И все это он передает ребенку. У каждого ребенка свой темп развития и роста. И нельзя вмешиваться в этот процесс неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны, помогать детям расти – их роль в этом.
Известный американский психолог Карл Роджерс говорил, что взрослого по отношению к ребенку можно сравнить с садовником, который ухаживает за растением. Садовник его Скульптура Мама влюбленная в своего ребенкаполивает, обеспечивает ему свет, удобряет почву. Иными словами, он растение оберегает, подпитывает, защищает, но не тянет за верхушку! Если вы будете «тянуть за верхушку», вы его не вырастите.
Что значит «поливать», «удобрять», «давать свет» в отношении ребенка? Это, прежде всего, создавать обстановку положительного настроя. Например, если говорить о школьных занятиях, важно, чтобы ребенок хотел учиться, чтобы ему было интересно.
Позитивное отношение ребенка к учебе надо беречь как зеницу ока! Для этого нужно делать две вещи. Во-первых, оставлять его в покое, давать возможность самому решать задачи, делать выводы, добиваться результатов. А во-вторых, деликатно помогать при затруднениях. Причем только тогда, когда ребенок сам просит о помощи. Родители слишком часто пресекают спонтанную активность ребенка: «Не лезь!», «Не бери!», «Не смотри!», «Не слушай!», «Не бегай!», «Не копайся!». Так, проявляя неуважение к его интересам и потребностям, они наносят большой вред развитию. К способности ребенка развиваться за счет и в меру собственных сил нужно относиться с большим вниманием и доверием! Поддерживать его каждый раз и в каждом месте, где он стремится себя проявить.
Любить ребенка – значит удовлетворять одну из самых главных его потребностей, без этого он просто не может нормально развиваться. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, чтобы он чувствовал себя кому-то нужным. Надо не стесняться говорить много теплых ласковых слов. «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть!». Не забывайте также обнимать ребенка. Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка по несколько раз в день, объясняя, что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми. Вспомните, как в детстве ваш ребенок, играя, периодически подбегал к вам и прижимался коленкам, постоит – и идет дальше «исследовать мир». У детей есть потребность «подзаряжаться» родительской любовью. И ребенку сразу становилось не страшно, потому что мама здесь, недалеко, и она его любит. С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение книжечки перед сном, и просто разговоры по душам. Семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы чувствовать – «мы вместе». В наше время подменяются понятия любви к ребенку. Ведь взращивая ребенка, мы помогаем ему стать человеком, то есть учим руководствоваться не только инстинктами и желаниями получать удовольствие. Мы не можем не ставить ему ограничения, необходимые для его же блага, а это значит временами его огорчать. Но некоторым родителям бывает трудно это делать – они не хотят огорчать ребенка и готовы удовлетворять любые его желания: делать все, чтобы ему было хорошо. Однако на самом деле они не помогают ему стать человеком, навязываются с нежностями, которые приятны им самим, впихивают в него лишнюю пищу, оберегают от холода, жары, микробов, дурных влияний, влезают в его жизнь с усиленной заботой. Когда в ребенке не видят личность с ее самостоятельными потребностями, заслуживающими внимания и уважения, а проявляют только свою слепую преданность, свое животное чувство – это совсем не та любовь, которая ему нужна.Что значит «дружеская» любовь к ребенку? Это – понимание, уважение его личности, доверие к нему. Некоторые родители боятся говорить детям о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять авторитет. А на самом деле теряют контакт. Когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят, что мы тоже живые люди – и, в свою очередь, начинают доверять нам родителям. Есть семьи, где сына воспитывает одна мама. Например, ситуация, видя, что сын тоскует по отцу, можно сказать: «Я вижу, что тебе трудно без папы, и мне тоже трудно. Был бы у тебя папа, а у меня муж, было бы нам жить намного лучше». Так мама доверила мальчику свое переживание, они еще поговорили, и обоим стало легче, они сблизились. Сблизились как просто два человека, друга в общей печали. Да, с ребенком надо дружить. Конечно, он младше нас, он меньше знает, у него меньше опыта, мы в ответе за него. Но это наш друг.
Существует два вида ошибок при «взращивании» юного поколения: тактические и стратегические. Тактические, обычно совершаются в каждодневном общении, в совместных делах. Стратегические ошибки более сложные. Они определяются тем, насколько родитель в целом тревожится о своем ребенке, насколько готов отпускать его на самостоятельный путь, насколько уважает свободу его выбора. Одним словом, насколько родитель авторитарно контролирует жизнь ребенка – или же уважает его свободу, стремление к самостоятельности. Самая главная ошибка, с моей точки зрения, это неистребимое желание воспитывать. Под воспитанием многие родители понимают нотации, принуждения и наказания. Они делают это из благих намерений, потому что любят ребенка, хотят ему добра, мечтают как следует подготовить к жизни. Как правило, перечисленные «методы» приводят к негативным последствиям. Это происходит незаметно. Отрицательный результат накапливается медленно, а мелкие признаки грядущего кризиса обнаруживаются в том, что ребенок постепенно перестает подчиняться воле родителей. Тут случается замкнутый круг, в который вовлекаются и родители и ребенок. Чем больше он не слушается, тем сильнее родители давят на него, стараясь «воспитывать». Ребенок же, не понимая претензий родителей, вдруг решает, что его больше не любят. А если так, то он не хочет слушаться, делиться с ними своими переживаниями, уходит в себя или на улицу. Негативным будет любой из этих вариантов. Так что усиленная воспитательная установка: «Я должен воспитывать как можно больше и лучше» приводит к отстранению ребенка, к уходу от контакта с родителями, к раздражению и гневу родителей и к несчастливости семьи в целом.
Излишняя забота, кажущаяся признаком родительской заботы, оказывается обузой для ребенка. Нужно нащупать тот возраст, в котором ребенка можно и нужно «отпускать» от себя.
Очень важно поддерживать самостоятельность ребенка – и в то же время, оказывать помощь там, где это ему нужно. Но как понять – когда нужно, а когда нет? Вопрос этот непростой.
Для приучения, упорядочивания жизни ребенка во многих обыденных вещах пристальное руководство, или содействие, взрослого необходимо: регулярно чистить зубы, мыть руки, не разговаривать за столом, убирать постель…и т. п. Это – организация, упорядочивание быта и жизни ребенка, операционной ее стороны. Здесь контроль и напоминания необходимы, пока такие простые действия не превратятся в привычку. Объем таких усилий очень велик, но, к сожалению, многие родители входят во вкус и распространяют этот стиль на все сферы жизни ребенка, забывая о развитии его самостоятельности. Некоторые мудрые родители дают ребенку довольно большую свободу. Их «невмешательство» означает не равнодушие, а уважение и доверие к его возможностям. Они словно говорят ребенку: «Я знаю, ты можешь справиться сам».
Но ребенок развивается по-другому: завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делает вместе с родителем. Иными словами, занятия с ребенком (совместные дела, разговоры, игры) создают потенциальную основу для его дальнейшего развития. Вместе с ребенком надо делать то, что сам он пока делать не может. Однако потом нужно вовремя убрать свое участие.
Очень важна еще и общая атмосфера в семье. Пользуясь термином известного итальянского педагога Марии Монтессори, можно сказать: среда, в которой живет ребенок, должна быть культурно «обогащенной». Тогда ребенку будет чем заняться, что воспринимать или что «впитывать», в том числе самостоятельно. Некоторые родители поддерживают ребенка в том, что его заинтересовало – и увлекаются вместе с ним! Тогда получается сильная эмоциональная поддержка. Здесь снова всплывает главное в общении с ребенком – поддерживать. Еще один вариант – не участвовать напрямую в том, чем ребенок занимается, но при этом не быть в стороне. Очень полезно делиться с ним какими-то другими своими интересами.
Почему «другими»? Дело в том, что когда родители принимают слишком активное участие в делах ребенка, они могут отбить его энтузиазм излишним давлением, поучением или слишком пристальным вниманием. Если ребенок заинтересовался тем, в чем родитель профессионал, то у последнего может возникнуть большое искушение торопить, подталкивать ребенка, пытаться дать сразу много и тем самым перебить его инициативу. Помните прекрасную метафору Карла Роджерса – сравнение родителя с садовником? Ухаживая за растением, садовник поливает это растение, рыхлит и удобряет почву вокруг, обеспечивает ему свет, но не тянет за верхушку, желая, чтобы оно скорее выросло! Вот так и дети нуждаются одновременно и в заботе об их росте, и одновременно в свободном развитии, по-своему.
Современные психологи утверждают, что для того, чтобы развить у детей интерес к науке, им нужно обязательно рассказывать не только об успехах и прорывах великих людей, но и трудностях, с которыми они сталкивались на своем пути. Осознание того, что не бывает успеха без неудач, позволит детям стать смелее и не бояться ошибок. А чем быстрее они научатся ошибаться, тем скорее поймут, какие ингредиенты необходимы для победы. Давайте заглянем в лаборатории знаменитых ученых и изобретателей и посмотрим, какими трудами давались им великие открытия.
Неудачи великих ученых
Прежде чем достигнуть положительных результатов, знаменитому американскому изобретателю Томасу Эдисону пришлось провести тысячи экспериментов! А однажды его лаборатория вместе со всеми результатами исследований сгорела дотла. И знаете, что он сказал, глядя на пожар? «Там горят все мои ошибки! Теперь можно начать все с чистого листа!» Если бы ученый тогда сдался, то мы не знали бы ни электрической лампочки, ни телефона, ни многих других вещей.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов родился в глухой деревушке далеко от столичных учебных заведений. Он пошел учиться в школу только в 20 лет! Первые несколько лет ему приходилось терпеть насмешки учеников, намного младше его и нищету. Но у будущего ученого была заветная цель – просвещение. Сегодня Михаил Васильевич – символ научной России.
И, наконец, Альберт Эйнштейн научился говорить только в 4 года. Даже родители считали его отстающим в развитии, что уж говорить о «добрых учителях», которые твердили: «У вашего мальчика замедленное умственное развитие и неприспособленность к социальной жизни. Он так и останется в плену своих дурацких фантазий». Вскоре его и вовсе исключили из школы, и в университет принимать не хотели. Не смотря на все это, Альберт усиленно занимался и сам добился тех самых высот в физике, о которых все мы сегодня знаем и не перестаем удивляться гению ученого.
Большинство из нас воспитаны так, что слишком боятся неудач. С этого все и начинается. Родители переносят из своего детства способы «воспитания», перенимают их от своих родителей и часть этого воспитания передают своим детям. Что доказывает тестирование, проведенное в первой декаде сентября. На вопрос анкеты: меня пугают трудности, 70% учащихся почти во всех классах согласились, что это психологическое состояние им присуще. Боятся настолько, что не пытаются рисковать и что-то делать. Любая ошибка кажется им катастрофой. А зря. Ведь даже сладкий лимонад готовится из кислых лимонов. Дети, как и взрослые, ищут что-то свое. И очень часто они выбирают не ту профессиональную область, в которую родители их стараются направить.
Давайте будем «взращивать» детей единым фронтом: родители-дома, а учителя – в лицее. (в статье использованы материалы из книги «Счастливый ребенок. Новые вопросы и новые ответы. Ю.Б. Гиппенрейтер)