Советы психолога
Правильный завтрак школьника
Бутерброд и стакан сока - думаете, это нормальный завтрак для школьника? Многие считают, что этого достаточно. В школьный период дети интенсивно растут, происходит гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Питание ребенка должно соответствовать ежедневным энергетическим затратам организма. С продуктами питания в организм должно поступать столько энергии, сколько ее расходуется в течение суток. Считается, что наиболее полезен такой режим питания, при котором за завтраком и обедом человек получает более двух третей общего количества калорий суточного рациона, а за ужином — менее одной трети. Между тем немецкие врачи недавно доказали, что те дети, которые по утрам получают домашний полноценный, здоровый завтрак, учатся и развиваются лучше сверстников. Вряд ли кто-то из родителей станет спорить с этим утверждением, однако само понятие «правильный завтрак» может трактоваться по-разному. Именно поэтому родители должны приложить максимум усилий не только для психологической адаптации ребенка к роли школьника, но и для укрепления и поддержания в здоровом состоянии его желудочно-кишечной системы. Конечно, накрывать по утрам этакий новогодний стол с разнообразными блюдами вовсе не обязательно, однако обеспечить необходимый минимум в состоянии даже работающая мама.
КУЛЬТУРУ ЕДЫ НУЖНО ПРИВИВАТЬ С РАННЕГО ДЕТСТВА, ЧТОБЫ В ГОЛОВЕ ЧЕТКО ОТЛОЖИЛОСЬ, ЧТО ЧИПСЫ С КОЛОЙ ЗАВТРАКОМ БЫТЬ НЕ МОГУТ!
Фантазировать на тему завтрака для ребенка вы можете бесконечно, важно помнить про три основных «кита» здорового завтрака; зерновые, молочные продукты и фрукты. Не ленитесь варить кашу по утрам, не думайте, что готовые сухие завтраки способны ее заменить, что бы там ни утверждала реклама. Лучше всего, если в семье правильно завтракают все - и взрослые, и дети: в этом случае больше шансов, что школьник будет принимать кашу по утрам как должное. Многие родители скептически относятся к сладкому, но научно доказано, что в «завтраке отличника» присутствие сахара просто необходимо. Глюкоза питает мозг и стимулирует умственную деятельность. Сладкий творожок или чай с сахаром отлично подойдут. Учтите, начало учебного года, экзамены, интенсивные занятия - это всегда стресс для организма, на фоне которого часто возникает дисбактериоз. Поэтому в утреннем рационе школьника желательны кисломолочные продукты, обогащенные бифидобактериями. Еще важно, чтобы ребенок пил по утрам не холодный магазинный сок, а теплые напитки. Лучший вариант - какао, и вы, конечно, понимаете, что речь идет о настоящем какао, которое нужно варить, а не о быстрорастворимом малополезном заменителе.
Примерное меню школьных завтраков для всех государственных школ, утвержденное Роспотребнадзором
Понедельник: геркулесовая каша молочная, сыр, масло сливочное, кофейный напиток на молоке, хлеб.
Вторник: оладьи с яблоками, кисломолочный продукт, чай с лимоном.
Среда: отварное мясо, тушеная капуста, яйцо вкрутую, чай с сахаром, хлеб.
Четверг: рыбные биточки, пюре картофельное, свежий огурец, кофейный напиток на молоке, хлеб.
Пятница: творожная запеканка, варенье, чай с лимоном, хлеб.
Суббота: гречка с молоком, творожный сырок, чай, хлеб.
Кроме того, на завтрак ребенку можно приготовить кашу молочную (пшенную, гречневую, овсяную, можно с тыквой — тыква, кстати, сейчас, осенью в изобилии), омлет с зеленым горошком, творожную запеканку, макароны с сыром, нежирную сосиску, запеченную в тесте, тефтели мясные с томатным соусом; любой кисломолочный продукт, чай с лимоном, какао или кофейный напиток на молоке; хлеб с маслом сливочным и кусочком сыра; творожный сырок; сгущенное молоко, варенье или джем. Даже если вы проспали и кашу готовить нет времени, правильно накормить ребенка все равно можно. Например, вы можете взять булочку (желательно из цельнозерновых), разрезать ее вдоль, положить сверху кусочки помидора, перца, вареной колбасы или мяса, посыпать сыром и три минуты греть в микроволновке. Получится горячая пицца! Можно разбить на сковороду пару перепелиных яиц и подать к пицце такую мини-яичницу. Омлет приготовить тоже недолго. Пока греете сковороду, успеете нашинковать сладкий перец, помидоры, репчатый лук, пока они будут обжариваться, смешаете яйца с молоком, чтобы залить овощи. Поверьте, приготовление правильных и полезных завтраков быстро войдет у вас в привычку, если ваша цель - здоровое и довольное чадо.
Подводя итог, можно отметить, что, во-первых, «сухой завтрак» хлопья-звёздочки должны быть сделаны не из муки, а из цельных овсяных или пшеничных зерен. Во-вторых, они должны содержать как можно меньше сахара, а лучше производиться вообще без него, как некоторые виды мюсли. В-третьих, старые добрые каши тоже полезны школьнику, однако только те, которые варятся, а не завариваются кипятком. Исключите из этого списка манную и рисовую. В-четвёртых, на завтрак школьнику обязательно надо давать какой-нибудь свежий фрукт по сезону. В-пятых, всем известна польза шоколада для умственной деятельности школьников, и не только школьников. Поэтому и рекомендуют давать детям по утрам какао, ну и шоколадку в школу. Что касается шоколада, то полезен лишь горький или черный шоколад с большим содержанием натурального какао-порошка. А в остальном – дело вкуса! Главное с самого детства привить ребенку любовь к правильному питанию!
Материал подготовила Елена Васильева
О 5 и 6 классах
Еще раз о возрастных особенностях младших подростков период адаптации к школе
Какие они, младшие подростки? Это возраст максимальных различий между сверстниками по физическим данным, по физиологическому созреванию.Некоторых 11—12-летних девочек можно смело назвать девушками: высокие, уже пользуются косметикой, интересуются противоположным полом; другие — еще совсем девочки, обычно держатся отдельно от «взрослых» одноклассниц. Третьи очень походят на мальчиков — задиристые, с короткой стрижкой, и с пренебрежением относятся к «девушкам». Мальчики тоже разные, но в большинстве своем сильно отстают от девочек в физиологическом развитии, в росте, поэтому держатся поодаль от всех девочек. Одни мальчики активны, иногда агрессивны, занимаются спортом сами или заядлые спортивные болельщики. Они, как правило, выше и сильнее остальных. Другие — интеллектуалы, больше заняты своим внутренним миром и отношениями с одним-двумя друзьями.
Но все же есть особенности, объединяющие всех 11—13-летних.
1.Они уже не дети и точно не хотят быть похожими на детей. Копируют у старших подростков стиль одежды, речи, многие ходят с плейерами, нарочито хотят быть похожими на взрослых, на подростков и отделиться от детей.
2.Девочки и мальчики внутри одного класса практически не общаются между собой. Если девочки и общаются с мальчиками, то более старшего возраста.
3.В этом возрасте идет активная смена увлечений: разнообразные кружки и секции, кумиры, интерес к музыкальным течениям, компьютерным играм. Причем эти увлечения объединяют подростков в стихийные «клубы фанатов», часто это друзья по Интернету.
4.Постепенно происходит смена ценностей: теперь важно мнение не родителей, не учителей, а сверстников или «старших друзей» — вожатых, тренера, лидера подростковой компании. Ребята этого возраста — яркие максималисты, делят мир на «черное и белое», яростно борются за справедливость, отстаивают право быть взрослыми. Причем, конечно, не очень понимают, как это — быть взрослым? Они хотят иметь все права (как взрослые) и никаких обязанностей (как дети).
5.Подростки в этом возрасте очень чувствительны, вспыльчивы, обидчивы. Не знают, что делать со своими чувствами.
6.Почти у каждого подростка возникают серьезные отношения со сверстником своего пола — появляется «лучший друг». Вместе с этим возникают проблемы — ревность, зависть, разная степень открытости отношений.
Подростковый кризис пятиклассников и шестиклассников совпадает с периодом адаптации к лицею. В начале обучения в пятом классе учащиеся переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе:
· Резкое изменение условий обучения;
· Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к учащемуся разными учителями;
· Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Поэтому родителям необходимо обратить внимание на значимость эмоционального близкого общения со своим ребенком в этот сложный для них период. Нужно, чтобы взаимоотношения с младшим подростком не сводилось к психологической формуле: Трудности в общении + любовь детей к родителям = снижение искренности. Суть формулы в том, что ребенок меняется, но видит, как окружающих тревожат эти перемены. Он замечает, что взрослым с ним становится трудно. При этом он не хочет огорчать горячо любимых родителей, боится потерять их расположение. А родители боятся взросления ребенка, не принимают в нем новых, неудобных для себя качеств, и возможны два варианта развития событий:
1. Ребенок проявляет прежнее детское непосредственное поведение, которое постепенно перерастает в инфантильное.
2.Ребенок ищет пути проявления самостоятельности (которые могут быть очень разными), например, использует ненормативную лексику, рисует бутылки, сигареты и т.п.
Представим себе, что ребенок вас не слушается. Например, не хочет вставать, хотя давно пора собираться в лицей. Или совершает какой-то поступок, который кажется недопустимым, например, начинает громко спорить с вами при гостях. Словом, демонстрирует то, что называется плохим поведением. Как обычно поступаем, мы родители? Наверное, начинаем с замечаний. А потом, видимо, наказываем?
Эффективно ли наше воздействие? Да, если под этим понимать лишь изменение поведения в данный момент. Но абсолютно неэффективно, если вспомнить, что регулярные наказания порождают страх. Иногда за этим следует формирование агрессивности, потому что родитель становится для ребенка прекрасным образцом соответствующего поведения.
Ребенок, привыкший вести себя прилично, опасаясь внешних воздействий, не развивает внутренний контроль над своим поведением. И безусловно, в отсутствие авторитетов он найдет способы действовать так, как он хочет, только с еще большей интенсивностью. Например, младший подросток, который соблюдает все нормы приличия дома, потому что боится строгого отца, может стать школьным драчуном или злостным нарушителем дисциплины на уроках.
Но если наказание неэффективно, тогда как следует реагировать на так называемое плохое поведение ребенка?
Основная идея — необходимо воспринимать плохое поведение как информацию, как послание ребенка. «Что он говорит своим поведением?» — вот первая реакция эффективного родителя на любой негативный поступок подростка.
Обычно послания детей можно отнести к одной из четырех групп.
1. Привлечение внимания
В этом случае ребенок считает, что если взрослые заняты им, значит, они его любят. Но позитивное внимание ему получать слишком трудно. Поэтому привычным становится привлечение внимания через негативные поступки. Получается, что суть послания: «Заметьте меня! Покажите, что любите!»
Как обычно реагируют родители, да нередко и педагоги, на такое привлечение внимания? Замечаниями, собственными сильными эмоциональными реакциями, лишь закрепляющими плохое поведение ребенка.
Есть сказка, которая рисует перспективы развития ребенка, привлекающего внимание таким образом.
Сказка о мячике, который забыл, что он волшебный
Жил однажды на земле волшебный мячик. Одна половинка его была темно-коричневой, а вторая — нежной. Как это — нежной? Дело в том, что мячик наш был не простой, а волшебный. И нежная его половина становилась нежно - золотистой, если в душе поселялся солнечный свет. Нежно - голубой, если он думал о любимых клумбах с цветами. Нежно - розовой, если он мечтал о любви.
Но вот мячик пошел в школу. И стал потихоньку прятать от окружающих свою нежную сторону, потому что очень болезненными казались ему даже самые безобидные насмешки друзей, очень болезненными были самые легкие уколы взрослых. Все чаще он поворачивался к людям своей коричневой половинкой, которая со временем становилась все более темной. А люди, которые познакомились с мячиком совсем недавно, даже и не знали, что он не сплошь коричневый, потому что видели только эту сторону. Наблюдали странные поступки и резкие выпады. Не понимали, что он на самом деле хочет не обидеть их, а всего лишь заявить о себе. «Я существую, заметьте меня, обратите на меня внимание!» — даже не говорили, а громко кричали эти странные поступки. А взрослые называли это грубым нарушением поведения, стыдили, вызывали родителей.
И тогда мячик принял решение: «Раз они меня не любят, я вообще никогда не буду показывать им свою нежную сторону, буду все время коричневым. Пусть считают меня плохим, если им так этого хочется».
Шло время. Сверстники и учителя привыкли, что среди них находится темно-коричневый мячик. Даже родители только иногда вспоминали, что когда-то в прошлом он мог быть нежно-золотистым, нежно – голубым, нежно - розовым. А потом... потом и сам мячик забыл, каким он был прежде.
Наступило следующее потом, еще одно потом. И наконец пришла весна. Она заявляла о себе набухшими почками и прорывавшимся временами солнечным светом. И это было уже не зимнее солнце, потому что оно заставляло восхищаться всем вокруг, любить все окружающее, дарило веру в сказку, в волшебство.
«Волшебство, волшебство, — задумчиво перебирал эти слова в памяти наш мячик. — Но разве меня это касается? Вспомнил! — вдруг воскликнул он. — Я же волшебный».
И мячик начал искать себя. Свои нежные стороны. Удивляясь, он открывал в себе на той нежной стороне щедрость и добродушие, кротость и безмятежную улыбку.
«Надо же, я совсем не знал, какой я, — думал он, — оказывается, я только начинаю узнавать себя. И наверное, это здорово, когда ты можешь узнать себя. Только ты сам должен быть готов к этому.
И тогда ты почувствуешь свою силу, богатство и с удивительной легкостью поскачешь в гору, которая называется Жизнь».
Не стоит акцентировать внимание на плохих поступках, о чем предупреждает нас сказка, но и длительное их игнорирование дает ненамного лучший результат, поскольку младший подросток может начать вести себя еще хуже.
Главная задача для родителей — дать почувствовать ребенку, что его любят (погладить, обнять его, улыбнуться).
2. Борьба за власть, или «Кто у нас главный?»
Как правило, эти послания используют дети со слабым Я. Для них заставить кого-то поступить по-своему — возможность почувствовать собственную силу. «Пусть мне будет плохо. Меня накажут, но на какой-то миг я почувствую себя сильным», — так формулировали бы дети причины своих поступков, если бы умели это делать.
Понимая это, родитель найдет способ предъявлять свои требования в мягкой форме, а главное — предоставлять право выбора: «Какой пастой ты будешь чистить зубы?», «После какого фильма ты сразу пойдешь спать?» Иногда полезно согласиться с желанием ребенка, отложив его «на потом»: «Я куплю тебе новый сотовый телефон обязательно, но потом, когда... (будут деньги, время, настроение и т.п.).
Понятно, что детям со слабым Я нужно постоянно получать подтверждение их значимости для окружающих. И мы можем помогать им чувствовать себя уверенно, показывать, что видим их сильные стороны и относимся с уважением к их мнению.
3. Месть, или «Я хочу тебя наказать»
Если ощущение собственной никчемности становится слишком мучительным и невыносимым, ребенок начинает вымещать свою обиду всеми доступными способами. Он может совершать дикие поступки, которые сильно ранят и заставляют мучиться от обиды родителей. Но вам придется сдерживаться, потому что иначе начнутся военные действия. На какое-то время остановитесь, просто подумайте, расслабьтесь, «остудите сердце», а потом переходите к конструктивным действиям.
Стоит поговорить с подростком о собственных ощущениях и его чувствах, о настоящих причинах его несколько неадекватного поведения и о возможных последствиях. Полезно признать и свои ошибки, которые всегда найдутся. А себе повторять слова: «Это просто жизнь проверяет, как сильно я люблю своё чадо, насколько я умею принять его таким, какой он есть».
4. Слабость, или «Я буду контролировать тебя собственной слабостью»
Такие дети склонны подчеркивать свои слабость и неумелость. Они просят помощи и бывают за нее очень благодарны. Конечно, какое-то время это даже приятно, потому что дает возможность взрослым почувствовать свою силу, необходимость, компетентность. Но через некоторое время начинает раздражать, а затем и беспокоить: «Почему подросток не справляется сам? Почему он делает уроки только со мной?» Крайний вариант проявления слабости — уход в болезнь. Вспомним, как крутится вся семья вокруг болеющего ребенка.
Как поступать в этом случае родителям? Прежде всего не начинать его жалеть. Конечно, нужно сопереживать ребенку, проявлять участие. Но жалость — это не только сочувствие. Жалея, мы, как правило, исходим из того, что все неприятности и неудачи приходят извне, сами по себе, а ребенок здесь вовсе ни при чем. Жалость лишает и детей, и взрослых стремления к мобилизации в трудной ситуации, к поиску ресурсов для ее разрешения.
Необходимо доступными способами подбадривать ребенка, демонстрировать свою веру в его силы, побуждать к действиям, хотя бы к первому шагу.
Итак, мы «прочитали» послание младшего подростка, которое содержалось в его плохом поведении, и теперь можно начинать действовать. Как?
Родителям необходимо:
•не мешать ребенку взрослеть
•учиться откровенности и учить этому ребенка:
а) сократить до минимума число советов и поучений;
б) рассказывать о себе, не прятать от себя и ребенка страхи, тревоги;
в) не давать оценок тому, что расскажет взрослеющий подросток (это хорошо, умно – это глупо, плохо);
г) обсуждать другие возможные варианты поведения в той или иной ситуации, отличающиеся от тех, которые выбрал подросток (но не настаивать на них);
д) проявлять интерес к школьным делам, обсуждать сложные ситуации, вместе искать выход из конфликтов;
е) не рассчитывать на то, что ребенок вырастет таким, как хотят родители;
Только родители могут существенно повлиять на процесс адаптации детей к лицею, поскольку они находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми и помочь успешно преодолеть возрастной кризис.
Елена Васильева
Ответственность
Как развивать чувство ответственности в детях
Мы, родители понимаем, как важно развивать у подростка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и так далее. Вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования.
Ответственность и послушание — это два различных типа поведения. В чем же состоит их различие? Прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть какова мотивация.
В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от подростка требуется просто выполнение задания. Например, он сам убирает свою комнату, потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат играть на компьютере.
В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребенок каждый день сам выполняет все домашние задания.
Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. Представляете, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой стороне дороги ехать на машине.
Ответственность имеет несколько составляющих.
Прежде всего, это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То, что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.
Для ясного понимания поставленной задачи важно, чтобы подросток и родитель все четко обсудили между собой. Далее, для ответственности характерно согласие с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность.
На практике чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание. Например, ребенок сам принимает решение каждый день делать дополнительно одно задание по математике, причем никто не принуждает его к этому.
Конечно, всегда есть вероятность, что подросток откажется. В каждой семье существует что-то, что дети обязаны делать, а от какой-то работы они могут и отказаться. Важно предоставлять подростку возможность выбора - только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребенок научился думать самостоятельно, ему важно научиться говорить «нет». Прежде чем попросить ребенка сделать что-либо, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а просто сказать: «Таня, убери комнату».
Наконец, важная часть ответственности — умение самостоятельно мотивировать собственные действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые. Задача воспитания — сделать так, чтобы подрастающий подросток не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решения (внутренняя мотивация). Как же развить у него эту способность?
Есть несколько простых способов.
Прежде всего, важно предоставлять ребенку право выбора, причем возможные варианты определяем мы сами: «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую кофту купим: зеленую или красную?»
Когда подросток научился выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты думаешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?»
Очень важно обсуждать с подростками возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.
Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными, повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в помощи родителей, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.
Выделят три уровня ответственности.
На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в родительской поддержке и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых.
На втором уровне младший подросток нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать. Например, ребенок сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.
Третий уровень ответственности — самостоятельность. Подросток не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень — цель наших усилий. Например, подросток всегда сам и без напоминаний два раза в день гуляет с собакой.
Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры, подросток постепенно проходит все уровни ответственности. К сожалению, сразу достичь этого невозможно, дети нуждается в помощи взрослого.
Уровни помощи соответствуют уровням ответственности. На первом уровне ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним. На втором есть необходимость в контроле или напоминании. На третьем уровне ребенок способен сделать что-то без посторонней помощи.
В зависимости от того, насколько хорошо подросток овладел тем или иным действием, ему требуется различная помощь. Если мы хотим, чтобы он самостоятельно выполнял то или иное дело, очень важно определить, какая именно помощь ему требуется. Кроме того, очень важно требуемый уровень помощи обсудить с подростком.
Рассказав ему о трех Уровнях помощи, можно спросить его: «Как ты думаешь, какая помощь нужна тебе во время выполнения домашних заданий: чтобы я всегда был(а) рядом и помогал(а) тебе, чтобы напоминал(а), чтобы помогал(а) в трудных ситуациях или ты вообще не нуждаешься в помощи?» Возможно, ответ подростка не совпадет с вашими представлениями: например, он утверждает, что не нуждается в наших напоминаниях, а вы совсем не уверены в том, что подросток справится с делом без вашей помощи.
В этом случае можно провести эксперимент: попробовать действительно какое-то время не напоминать и не помогать подростку и посмотреть, как будут развиваться события. Возможно, предоставление ответственности приведет к тому, что ребенок сам и без помощи взрослых будет выполнять свои обязанности. Если же он все-таки нуждается в помощи, можно еще раз вериться к этому обсуждению: «Мне кажется, что тебе трудно самому убирать комнату. Может быть, если я буду тебе об этом время от времени напоминать, тебе будет проще?»
Уровень помощи определяется не раз и навсегда, а на какое- то время. По истечении этого времени можно снова вернуться к обсуждению этого вопроса. Например, сказать: «Похоже, ты вполне можешь самостоятельно садиться за выполнение домашних заданий без моих напоминаний. Как ты думаешь, могу я перестать это делать?»
Конечно, в рамках этой статьи мы можем рассмотреть только самые общие подходы к развитию ответственности у подростков. Все дети разные, и у каждого ответственность развивается по-своему.
В конце хочется подчеркнуть, что формирование ответственности — это длительный процесс, который проследить достаточно трудно. У всякого воспитательного воздействия есть два вида последствий: сиюминутные и отсроченные. Если сиюминутные последствия заметны сразу же, то для того, чтобы проявились отсроченные, требуется много времени. Но если раз за разом родитель использует методы, направленные на воспитание ответственности, то постепенно количественные изменения переходят в качественные. Если у Вас, как у родителя есть большое желание привить своему сыну или дочери ответственность, не поленитесь и составьте вместе с подростком табличку, состоящую из трех столбиков: «Я делаю вместе с ребенком», «Я напоминаю ребенку», «Ребенок делает сам». Самое главное передача ответственности - процесс постепенный и на начальном этапе подросток нуждается в значительной помощи со стороны взрослого.
Статью хочется закончить притчей по преодолению юношеского негативизма.
Маленькая красная рыбка
Большинство подростков стремится поскорее получить все преимущества взрослых и поэтому трепетно относится к проявлениям неуважения с их стороны. В этом случае они считают, что такой взрослый неумен, иметь с ним дела смысла не имеет и перестают слушать их реляции - ОТКЛЮЧАЮТСЯ. Взрослый теряет их с ними контакт, поскольку они переориентируют свое внимание, Приведу пример нейтрализации подобного негативизма.
Создавалась французская энциклопедия. Собирались ученые и обсуждали краткие характеристики разных слов. Принимал участие в этих обсуждениях и известный естествоиспытатель Жорж Кювье. Однажды он опоздал на заседание и когда пришел, то ему сказали, что сегодня уже немного поработали и выработали определение, рак. «Это маленькая красная рыбка, которая плавает задом наперед». Жорж Кювье сказал: «Великолепно: кратко, ясно и выразительно. Позвольте только мне, как естествоиспытателю, внести МАЛЕНЬКИЕ и НЕПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ изменения. Дело в том, что рак не рыба. Вообще-то говоря, пока он не сварится — не краснеет. И двигается не задом наперед. Поэтому мы внесем СКРОМНЫЕ КОРРЕКТИВЫ и прекрасно закончим с этим важным делом».
Мораль такова: когда вы чувствуете, что совершенно не согласны с тем, что говорит, Ваш подросток, постарайтесь выработать стереотип изначально положительного отношения: «Это интересно, это вдохновляет, давайте только несколько уточним...»
Материал подготовила Елена Васильева
Профессии по направлениям
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас в 11 классе, она становится особо актуальной. В то же время всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счете – благополучия семьи. Поэтому очень важно уже 10 классе выбрать то направление, к которому ученика имеются склонности, способности и т.д. На нашей страничке мы попытались помочь и учащимся и их родителям, предоставив соотношение профессии и профессионального направления.
Физико-математическое направление:
предполагает выраженный интерес и способности к прикладной математике, инженерным профессиям, в сфере информационных технологий.
Типичные профессии: инженер-механик, инженер-физик, инженер-математик, инженер-геофизик, инженер-геохимик, инженер-технолог, архитектор, инженер-специалист по низким температурам, информатика и вычислительная техника, работа в сфере нанотехнологий, техническая физика, преподаватель математики, физико-математическое образование, кибернетика.
Естественнонаучное направление:
круг профессий, предполагающих деятельность, связанную с природными качествами и объектами – в области химической промышленности, медицины, биологии, геологии, географии.
Типичные профессии: эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике, специалист контроля качества химических соединений, ландшафтный дизайнер, микробиология, биотехнология, биоинженерия и биоинформатика, инженер-геодезист, инженер-гидролог, радиолог, инженер по горным работа, генный инженер, санитарный инспектор, инспектор по охране природы, агрохимик, зоопсихолог, зооинженер, фармацефт, инженер по кадастру, инженер по землеустройству, метеоролог, почвовед, геолог, биолог, ихтиолог, ветеринарный врач.
Социально-экономическое направление:
связано с выраженным интересом к общественной сфере – к экономике, праву, менеджменту, социологии.Типичные профессии: экономист-аналитик, юрист, маркетолог, менеджер организации, биржевик, юриспруденция, государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, управление персоналом, политология, социально-культурный сервис, туризм, социальная антропология, социология, философия, культурология, криминалистика, сертификация и метрология, социально-экономическое образование, антикризисное управление, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги и налогообложение, математические методы в экономике, экономика труда, мировая и национальная экономика, финансист, логистик, менеджер по страхованию, бухгалтер-ревизор..
Лингвистическое направление:
круг профессий для активных гуманитариев с практической направленностью и, как правило, с отличным владением иностранными языками.
Типичные профессии: журналист, гид-переводчик, менеджер (PR) специалист по регионоведению, специалист по связям с общественностью, менеджер по сервису и туризму, телекоммуникации, лингвистика, информационный менеджмент.
Агро-технологическое направление:
круг профессий для тех, кто предпочитает иметь дело с теоретической математикой, с виртуальными объектами, с документами, интересуется информационными технологиями (софтом) и природными ресурсами.
Типичные профессии: программист, дизайнер, экономист-математик, секретарь, делопроизводитель, инженер-технолог, инженер микросистемной техники, специалист по прикладной информатике, компьютерные науки, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, криптография, компьютерная безопасность, безопасность телекоммуникаций, обеспечение и администрирование информационных систем, историко-аохивоведение, статистика, документоведение, библиотечно-информационные ресурсы аудиовизуальные коммуникации, ландшафтная архитектура и строительство, биоинженерия и биотехнология, агроинженерия, агрономия, экономика и управление в отраслях аграрно-промышленного комплекса, автоматизированные технологии и производства, экономика и управление на производстве.
Гуманитарное, художественно-эстетическое направление:
сфера деятельности академических гуманитариев – филология, философия, искусствоведение, культурология, история.
Типичные профессии: психолог, преподаватель, искусствовед, редактор, актер, художник-график, художественный редактор, архитектор, литературовед, музейный работник, технология художественного оформления спектакля, реставрация и реконструкция архитектурного наследия, дизайн интерьера и архитектурной среды, социальная антропология, искусствовед.
Оборонно-спортивное направление:
Сфера деятельности в правоохранительных структурах.
Типичные профессии: следователь, адвокат, военный, инспектор, прокурор, сотрудник правоохранительных органов, защита в чрезвычайных ситуациях, оружие и системы вооружения, пожарная безопасность, таможенное дело, криминалистика, физическая культура и безопасность жизнедеятельности.
10 самых востребованных профессий будущего
Еще пять лет назад работодатели искали менеджеров по продажам, год спустя - специалистов с экономическим образованием и специалистов по сбыту. А через несколько лет лидирующие позиции в рейтинге специальностей займут инженеры, химики, биологи и экологи. Как отмечают российские аналитики, через пять лет десятка самых востребованных профессий будет выглядеть так:
инженеры в промышленной сфере;
IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения;
специалисты в области нанотехнологий в сфере машиностроения, космических технологий, пищевой промышленности и медицины;
специалисты по электронике, способные создавать новые источники питания или электронные схемы;
маркетологи, способные действовать в условиях перенасыщения на рынке товаров и слуг;
логисты со знанием рынка товаров, транспортных услуг, наличием коммуникативных навыков;
экологи;
специалисты по биотехнологиям и здоровому образу жизни;
химики в сфере энергетики и нефтегазового комплекса;
специалисты, связанные с сервисом (парикмахеры, бармены, кассиры).
По прогнозам специалистов спустя несколько лет особенно будет цениться сочетание технического, экономического или юридического образования, дополненное знанием иностранного языка, IT-технологий. (источник: пресс-служба СФУ)