A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

 

Как помочь подростку выбрать будущую профессию

 

Каждый должен брать на свои плечи труд,

Соразмерный его силам, так как, если

тяжесть его окажется случайно чрезмер-

ной, то он может поневоле упасть в грязь.

Данте.

 

Можно сказать, что человек рождается дважды, т.к. выбор профессии – его второе рождение. Рождение профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Поэтому родителям очень важно помочь своему подростку придать уверенности в своих силах и побудить к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.psih081112 1

Как говорил Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сде­лать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли подросток ее освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение?

Семья — это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматри­вают ее как средство самореализации и самовыражения, то ре­бенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жиз­нью напрямую связана с работой, и наоборот.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам извест­ны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «военным, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать веро­ятный выбор. Подросток как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответ­ствует его собственным интересам и склонностям. С другой сто­роны, он очень хорошо представляет данную профессию и от­дает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская про­фессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей — что необходимо готовиться к урокам и прове­рять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профес­сию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, по­нять, что им движет.psih081112 2

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтраль­ной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, на­пример: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать архе­ологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомне­ниями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеет­ся запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом ва­рианте не задумываются, и наша задача — поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного ва­рианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора про­фессии и тревогу подростка. Обсудить с подростком пути его бу­дущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать перевод­чиком?» Тревожному подростку можно предложить пофантази­ровать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к треть­им лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать фут­болистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высоко­оплачиваемую профессию. Очень важно, чтобы родители часть ответственности возло­жили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подрост­ка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии — это его самостоятельный выбор.psih081112 3

Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, маль­чик может хотеть стать специалистом в области нанотехнологий, а девочка — актрисой, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь — са­мому решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответ­ственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощуще­ние, что данную профессию подросток выбрал сам, значитель­но стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

И наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути са­моопределения они идут не одни, что рядом находится взрос­лый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали.

 

Новости

Турнир по баскетболу

Внимание учащиеся и выпускники лицея!

         26 апреля 2025 г., в ГАНООРТ «ГЛРТ», состоится турнир по баскетболу 3 х 3 среди выпускников и учащихся лицея. Призываем принять активное участие! Вас ждет интересная игра и хорошие призы!

Регистрация начнется с 8 до 9 ч. 26 апреля 2025 г. в лицее.

P.S страховка нужна только учащимся.

 

 

ПРИГЛАШАЕМ ШКОЛЬНИКОВ

 10-11 лет (окончивших 4 класс) в дневной профильный

(физико-математический) летний лагерь «Эврика»

на базе ГАНООРТ «Государственный лицей Республики Тыва»,

с 1 июня по 24 июня 2025г.

Вас ждут творческие проекты, занятия по интересам, активный отдых.

Запись в летний лагерь «Эврика» проводится в период 

 

 

Итоги конференции Шаг в будущее в 2025 году

 

В разделе Главная, одаренные дети, шаг в будущее размещен приказ Об итогах XXIX РНПК Шаг в будущее_2025 годуОб итогах XXIX РНПК Шаг в будущее_2025 году

 

 

Шаг в будущее 2025

 

В разделе Главная, одаренные дети, шаг в будущее размещен список учащихся рекомендованных к участию в конференции "Шаг в будущее" в 2025 году

 

 

О проведении XXIX Республиканской научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»

 

В разделе Одаренные дети\Шаг в будущее размещен Приказ Министерства образования республики Тыва от 21.02. 2025 года № 224-Д "Об организованном проведении XXIX Республиканской научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»"Об организованном проведении XXIX Республиканской научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее

 

 

 

Итоги Республиканского математического боя среди команд школьников 5-8 классов 2025

 

unnamed копия копия

Государственный лицей Республики Тыва приглашает учащихся Республики Тыва ознакомиться с итогами Республиканского математического боя среди команд школьников 5-8 классов образовательных организаций Республики Тыва в 2024/2025 учебном году

 

 

Республиканский математический бой среди команд школьников 5-8 классов 2025

 

unnamed копия копия

Государственный лицей Республики Тыва приглашает учащихся Республики Тыва принять участие в Республиканском математическом бою среди команд школьников 5-8 классов. Ознакомиться с Приказом Министерства образования Республики Тыва от 09.01.2025 № 10-д "О проведении Республиканского командного турнира "Математические бои" среди учащихся 5-8 классов образовательных организаций Республики Тыва в 2024/2025 учебном году" можно в разделе "Одаренные дети", подразделе "Математический бой".

 

Итоги математических боев 2025