A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

 

Хороший язык – доброе оружие

Томас Фулер

 

    Обороты речи – это своего рода одежда, в которую облачены мысли (Энгельс). И то, в какую одежду мы одеваемся, зависит от читательской компетенции.

Читательская компетентность измеряется уровнем понимания текста и умения формировать мысли. Ученик может красиво, быстро читать, но при этом не понимать прочитанного. Всего существует 6 уровней читательской грамотности (источник PISA). Наши лицеисты в 2020 году тоже принимали участие в исследовании по программе международной оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Исследование проходит 1 раз в три года, но к сожалению, из-за санкций результатов не узнать.

Сейчас широко внедряется термин «грамотность» (компьютерная, функциональная, математическая, цифровая, финансовая, читательская) с целью грамотно применять полученные знания в реальной жизни.psih01 23

    Поговорим о читательской грамотности. Под чтением понимается сложная система извлечения информации из напечатанного, которая требует (по международным стандартам):

- навыков знаний, чтобы понять, как звуки речи связаны с напечатанным;

- способности расшифровывать незнакомые слова;

- способности читать плавно;

- словарный запас для понимания прочитанного;

- формирования активной позиции для понимания прочитанного;

- развития и поддержки побуждения для чтения.

Российские критерии близки к международным, но они полнее и идут через развитие всех структур головного мозга.

    Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев. Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному – заключается в овладении следующими умениями (Крылова С. А., 2007):

– предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

– понимать основную мысль текста;

– формировать систему аргументов;

– прогнозировать последовательность изложения идей текста;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

– выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

– понимать назначение разных видов текстов;

– понимать подразумеваемую, не выраженную информацию текста;

– сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

– выражать информацию текста в виде кратких записей;

– различать темы и подтемы специального текста;

– ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– выделять не только главную, но и избыточную информацию;

– анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления;

– понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.

   psih2 23 Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), в настоящее время активно внедряемые в систему российского образования. Данное определение отражает информационно-когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним: информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОС относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, т. е. действиям, формируемым в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только учитель русского языка и литературы организуют учебную деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения.

Современные дети меньше читают книг. Всю нужную информацию они находят в Интернете.

Родители,  учителя школ, ВУЗов негодуют, что уходит читательская компетенция, как основополагающий фактор развития ученика. У детей нет мотивации, окунуться в мир книг. Без книг ребенок потеряется в социокультурном пространстве.

Что же делать? Одна из причин, почему дети не читают книги, это мало читающие родители.

Я очень люблю зачитывать на родительских собраниях отрывок стихотворение «Родителям…...» (перевод с английского, автор неизвестен). Взаимоотношение детей и родителей через призму взаимоотношений в семье)

 

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха — поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же — никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.

    psih03 23В семье перед газами детей нет примера родителя устроившегося в уютном кресле с книгой в руках.  Пропала мода на чтение. Автор статьи еще захватил время, когда хорошая художественная книга была дефицитом, так сказать было стимулированное чтение. А собрать домашнюю библиотеку, было делом чести.

Чем сейчас родители могут помочь своим детям? Уважаемые родители, начните с малого. Просите детей рисовать иллюстрации к прочитанному для урока литературы.

Это даст понимание душевного состояния персонажей текста.   Во время рисования ребенок получит опыт  переработки информации и ее осмысления.

Практикуйте дома совместные викторины по прочитанным произведениям. Вы не только проведете время с семьей, но и создадите безопасную психологическую среду между вами и «ершистым» подростком.

По вечерам перед сном можно читать по ролям со своими детьми книги.

 

Самый действенный прием – читайте сами!

    Предлагаю вам с детьми вести трекер «Как я иду к цели». Чтение книг. Скоро летние каникулы, думаю, может вам пригодится. Ведь дети всегда получают список литературы на лето.

Чтобы усилить и приблизить ощущение конечной цели, нужно заранее для себя определить дату такой встречи с твоей конечной целью. Это  приобретет особый смысл. Да! С первого раза может не получиться, уважаемые родители. Ребенок будет бросать, переносить дату, но выполнять с уговорами нужно, что будет его организовывать и стимулировать, подразумевая, что время идет и ждать уже некогда – дата назначена и нужно, действовать. Заполнение трекера чтения будет дисциплинировать.

Например, цель - прочитать все книги из списка, который даст учитель литературы на лето. Для каждой книги ставить конечную дату. Только, отмечая по одной книге, можно справится со всем списком.

Все знают о важности чтения, но часто откладывают. Предлагаю сделать привычкой чтение и начать с 20 - 40 страниц в день.

Круто!?

 

Интересная статистика: Люди, которые ставят себе задачи в письменном виде, достигают результатов на 39,5 % больших, чем те, кто не записывали.

А люди, которые записали свои цели и направляли свои отчеты друзьям - были успешнее на 76,7 %.

Т.е. простым ведением дневника можно на 40% увеличить свои результаты.

 «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру» М. Горький

 

Список книг

Название книги или рассказа

Сколько страниц всего

Мои положительные результаты на пути к цели (например, прочитал (а) за день 56 страниц или было интересно так, что прочитал (а) большой рассказ за один день или читатаю каждый день по 30 минут). Или вписывай в каждом пальчике микроцели (например, всего 83 стр. Прочитывать за 1 день по 23 стр. и т.д.)

Дата-цель, к которой прочитаю

Моя награда (выбрать из списка «Список вознаграждения себя»)

         
         
         

 

Можно скачать в интернете рисунок с полкой для книг и на книжной полке просить ребенка закрашивать цветными карандашами по одной книге, которую он прочитает. Или на рисунке с пустой книжной полкой самостоятельно рисовать книги.

 

Список вознаграждения себя. Как я буду вознаграждать себя за достигнутую микроцель. Записал положительный результат на пальчике в ладошке  и выбери награду. Успех должен быть значимым. Не вознаграждай себя за прочтение 1 страницы! Например, только после прочтения 20 и больше страниц в день.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

Новости

Мы-граждане России!

56Каникулы- это не только время отдыха, но и возможность провести время с пользой и хорошим настроением! На базе Центра детских инициатив советником директора по воспитанию, Хертек Ч.А., совместно с классными руководителями и педагогами дополнительного образования, для лицеистов была подготовлена насыщенная программа.
Для 5–6 классов прошёл «День настольных игр». Ребята с азартом и весёлым настроением играли в любимые игры — UNO, Доббль и тувинскую игру «Аът чарыштырары».
Для 7–8 классов состоялся киновечер. Просмотр фильма «Каникулы оффлайн» стал поводом для разговора о дружбе, сохранении родного языка и традиций.
Для 9–11 классов прошёл товарищеский матч с учениками МБОУ СОШ №7, а завершили день в уютной атмосфере— на гитарнике в лицее.
Осенние каникулы в лицее получились по-настоящему яркими, дружными и вдохновляющими!

 

 

Виртуальность встречается с реальностью: финал «Фиджитал Игры Первых»!

Виртуальность встречается с реальностью: финал «Фиджитал Игры Первых»!
На арене спортивной школы «Субедей» состоялось яркое событие, где технологии и спорт объединились в единое целое. Школьники и студенты соревновались в супер-дисциплинах на стыке реального и цифрового мира - лазертаг и MLBB.53Обучающиеся Государственного лицея тоже стали частью этой захватывающей фиджитал-битвы и команда «WTEAM» заняла III место.
Состав команды:
Намдал Миндугжап — 11А
Алдын-оол Дугжут — 11А
Сарыг-оол Дмитрий — 11А
Ховалыг Мерген — 11А
Суглай-оол Айдыс — 11Б
И это ещё не всё! Команды юношей и девушек продолжают борьбу в виртуальном и реальном баскетболе.Поздравляем команду и желаем новых побед в мире фиджитал-спорта!

 

 

Музей МВД

Обучающиеся 8 «А» класса вместе с классным руководителем Лицкевич Е.С. посетили музей МВД по Республике Тыва. Экскурсия была посвящена Дню памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга.49Ребятам рассказали о сотрудниках, которые отдали свою жизнь, защищая людей. Они увидели личные вещи героев, фотографии и документы, услышали истории о смелости и верности присяге.
Для школьников эта экскурсия стала важным уроком: уважать полицейских; помнить, что безопасность - это ежедневный труд и риск; ценить мужество людей, которые готовы жертвовать собой ради других.
Мы благодарим сотрудников МВД за их службу и склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся из задания.

 

 

 

Каникулы!

45Каникулы- это не только время отдыха, но и возможность провести время с пользой и хорошим настроением! На базе Центра детских инициатив советником директора по воспитанию, Хертек Ч.А., совместно с классными руководителями и педагогами дополнительного образования, для лицеистов была подготовлена насыщенная программа.
Для 5–6 классов прошёл «День настольных игр». Ребята с азартом и весёлым настроением играли в любимые игры — UNO, Доббль и тувинскую игру «Аът чарыштырары».
Для 7–8 классов состоялся киновечер. Просмотр фильма «Каникулы оффлайн» стал поводом для разговора о дружбе, сохранении родного языка и традиций.
Для 9–11 классов прошёл товарищеский матч с учениками МБОУ СОШ №7, а завершили день в уютной атмосфере— на гитарнике в лицее.
Осенние каникулы в лицее получились по-настоящему яркими, дружными и вдохновляющими!

 

 

 

 

Первая помощь

42Ученики 8 «Б» класса Государственного лицея- участники республиканского этапа Чемпионата Первых по оказанию первой помощи!
Наши обучающиеся достойно представили лицей, продемонстрировав уверенные навыки и знания в жизненно важных ситуациях.
Они оказывали помощь при различных сценариях: проводили сердечно-лёгочную реанимацию (СЛР); помогали человеку, который подавился; обрабатывали раны и оказывали помощь при порезах; показывали, как поддержать человека при испуге и стрессе.
Наша команда демонстрировали не только знания, но и ответственность, внимательность и готовность прийти на помощь в любой ситуации.
Гордимся нашими учениками и желаем им дальнейших успехов и побед!

 

 

 

 

День отца

24 копия27 копия16 октября в Государственном лицее состоялось мероприятие- «Мужской разговор: от истоков к будущему», приуроченное к празднику Дня отца. Гостями встречи стали отцы наших лицеистов- Потылицын В.З., Ховалыг А.В. и Уванчаа Д.М. Они поделились своими историями становления, рассказали, как нашли своё дело, к чему стремились и какие трудности преодолевали на пути к выбранной профессии. Мужчины говорили о семейных традициях, о значении труда и ответственности, о том, что значит быть настоящим мужчиной и отцом — примером для своих детей. Мы выражаем искреннюю благодарность всем отцам за их бесценный вклад в воспитание подрастающего поколения, за отцовскую мудрость, поддержку и участие в жизни лицея.

 

 

в Национальном театре им. Виктора Кок-оола!

Обучающиеся Государственного лицея Республики Тыва в Национальном театре им. Виктора Кок-оола!
В рамках профориентационного проекта «Профэкспедиция» Движения Первых лицеисты посетили Национальный театр имени Виктора Кок-оола, где познакомились с удивительным миром театрального искусства.20
Экскурсия началась с рассказа об истории театра: как он создавался, кто стоял у его истоков и почему носит имя выдающегося деятеля культуры- Виктора Кок-оола.22
Самой захватывающей частью стало посещение закулисья - того места, куда зрители обычно не попадают. Ученики узнали, как настраивается свет для каждого спектакля, побывали в гардеробной и гримёрной, где актёры готовятся к выходу на сцену, и почувствовали настоящую атмосферу творчества!
Особенным моментом встречи стало общение с режиссёром спектакля «Тын» Монгушом С.Б., заслуженным артистом Республики Тыва. Ребята задали вопросы о театральной профессии и получили вдохновляющие ответы. А завершением насыщенного дня стал просмотр спектакля «Тын», который никого не оставил равнодушным. Экскурсия помогла школьникам ближе познакомиться с одной из самых интересных профессий - профессиях актёра и работника театра, а также пробудила интерес к миру искусства и культуры родной республики!