A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

 

Хороший язык – доброе оружие

Томас Фулер

 

    Обороты речи – это своего рода одежда, в которую облачены мысли (Энгельс). И то, в какую одежду мы одеваемся, зависит от читательской компетенции.

Читательская компетентность измеряется уровнем понимания текста и умения формировать мысли. Ученик может красиво, быстро читать, но при этом не понимать прочитанного. Всего существует 6 уровней читательской грамотности (источник PISA). Наши лицеисты в 2020 году тоже принимали участие в исследовании по программе международной оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Исследование проходит 1 раз в три года, но к сожалению, из-за санкций результатов не узнать.

Сейчас широко внедряется термин «грамотность» (компьютерная, функциональная, математическая, цифровая, финансовая, читательская) с целью грамотно применять полученные знания в реальной жизни.psih01 23

    Поговорим о читательской грамотности. Под чтением понимается сложная система извлечения информации из напечатанного, которая требует (по международным стандартам):

- навыков знаний, чтобы понять, как звуки речи связаны с напечатанным;

- способности расшифровывать незнакомые слова;

- способности читать плавно;

- словарный запас для понимания прочитанного;

- формирования активной позиции для понимания прочитанного;

- развития и поддержки побуждения для чтения.

Российские критерии близки к международным, но они полнее и идут через развитие всех структур головного мозга.

    Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев. Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному – заключается в овладении следующими умениями (Крылова С. А., 2007):

– предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

– понимать основную мысль текста;

– формировать систему аргументов;

– прогнозировать последовательность изложения идей текста;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

– выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

– понимать назначение разных видов текстов;

– понимать подразумеваемую, не выраженную информацию текста;

– сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

– выражать информацию текста в виде кратких записей;

– различать темы и подтемы специального текста;

– ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– выделять не только главную, но и избыточную информацию;

– анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления;

– понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.

   psih2 23 Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), в настоящее время активно внедряемые в систему российского образования. Данное определение отражает информационно-когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним: информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОС относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, т. е. действиям, формируемым в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только учитель русского языка и литературы организуют учебную деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения.

Современные дети меньше читают книг. Всю нужную информацию они находят в Интернете.

Родители,  учителя школ, ВУЗов негодуют, что уходит читательская компетенция, как основополагающий фактор развития ученика. У детей нет мотивации, окунуться в мир книг. Без книг ребенок потеряется в социокультурном пространстве.

Что же делать? Одна из причин, почему дети не читают книги, это мало читающие родители.

Я очень люблю зачитывать на родительских собраниях отрывок стихотворение «Родителям…...» (перевод с английского, автор неизвестен). Взаимоотношение детей и родителей через призму взаимоотношений в семье)

 

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха — поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же — никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.

    psih03 23В семье перед газами детей нет примера родителя устроившегося в уютном кресле с книгой в руках.  Пропала мода на чтение. Автор статьи еще захватил время, когда хорошая художественная книга была дефицитом, так сказать было стимулированное чтение. А собрать домашнюю библиотеку, было делом чести.

Чем сейчас родители могут помочь своим детям? Уважаемые родители, начните с малого. Просите детей рисовать иллюстрации к прочитанному для урока литературы.

Это даст понимание душевного состояния персонажей текста.   Во время рисования ребенок получит опыт  переработки информации и ее осмысления.

Практикуйте дома совместные викторины по прочитанным произведениям. Вы не только проведете время с семьей, но и создадите безопасную психологическую среду между вами и «ершистым» подростком.

По вечерам перед сном можно читать по ролям со своими детьми книги.

 

Самый действенный прием – читайте сами!

    Предлагаю вам с детьми вести трекер «Как я иду к цели». Чтение книг. Скоро летние каникулы, думаю, может вам пригодится. Ведь дети всегда получают список литературы на лето.

Чтобы усилить и приблизить ощущение конечной цели, нужно заранее для себя определить дату такой встречи с твоей конечной целью. Это  приобретет особый смысл. Да! С первого раза может не получиться, уважаемые родители. Ребенок будет бросать, переносить дату, но выполнять с уговорами нужно, что будет его организовывать и стимулировать, подразумевая, что время идет и ждать уже некогда – дата назначена и нужно, действовать. Заполнение трекера чтения будет дисциплинировать.

Например, цель - прочитать все книги из списка, который даст учитель литературы на лето. Для каждой книги ставить конечную дату. Только, отмечая по одной книге, можно справится со всем списком.

Все знают о важности чтения, но часто откладывают. Предлагаю сделать привычкой чтение и начать с 20 - 40 страниц в день.

Круто!?

 

Интересная статистика: Люди, которые ставят себе задачи в письменном виде, достигают результатов на 39,5 % больших, чем те, кто не записывали.

А люди, которые записали свои цели и направляли свои отчеты друзьям - были успешнее на 76,7 %.

Т.е. простым ведением дневника можно на 40% увеличить свои результаты.

 «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру» М. Горький

 

Список книг

Название книги или рассказа

Сколько страниц всего

Мои положительные результаты на пути к цели (например, прочитал (а) за день 56 страниц или было интересно так, что прочитал (а) большой рассказ за один день или читатаю каждый день по 30 минут). Или вписывай в каждом пальчике микроцели (например, всего 83 стр. Прочитывать за 1 день по 23 стр. и т.д.)

Дата-цель, к которой прочитаю

Моя награда (выбрать из списка «Список вознаграждения себя»)

         
         
         

 

Можно скачать в интернете рисунок с полкой для книг и на книжной полке просить ребенка закрашивать цветными карандашами по одной книге, которую он прочитает. Или на рисунке с пустой книжной полкой самостоятельно рисовать книги.

 

Список вознаграждения себя. Как я буду вознаграждать себя за достигнутую микроцель. Записал положительный результат на пальчике в ладошке  и выбери награду. Успех должен быть значимым. Не вознаграждай себя за прочтение 1 страницы! Например, только после прочтения 20 и больше страниц в день.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

Новости

Итоги Республиканского математического боя среди команд школьников 5-8 классов 2025

 

unnamed копия копия

Государственный лицей Республики Тыва приглашает учащихся Республики Тыва ознакомиться с итогами Республиканского математического боя среди команд школьников 5-8 классов образовательных организаций Республики Тыва в 2024/2025 учебном году

 

 

Республиканский математический бой среди команд школьников 5-8 классов 2025

 

unnamed копия копия

Государственный лицей Республики Тыва приглашает учащихся Республики Тыва принять участие в Республиканском математическом бою среди команд школьников 5-8 классов. Ознакомиться с Приказом Министерства образования Республики Тыва от 09.01.2025 № 10-д "О проведении Республиканского командного турнира "Математические бои" среди учащихся 5-8 классов образовательных организаций Республики Тыва в 2024/2025 учебном году" можно в разделе "Одаренные дети", подразделе "Математический бой".

 

Итоги математических боев 2025

 

 

 

Семья – один из шедевров природы

 

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которой зависит

 безопасность всего большого

 человеческого общества

 Ф. Адлер

Хотелось чтобы вышедшая в Год семьи «Концепция развития личности ребенка в семье: основы семейного воспитания»  одобренная постановлением президиума Российской академии образования от 26 сентября 2024года № 6/2 не осталась не замеченной.

Назначение концепции – сформулировать современные основы развития личности ребенка в семье и его воспитания, помочь родителям в осмыслении и корректировке существующей практики взаимодействия с собственными детьми. Задача концепции – обозначить наиболее острые и актуальные проблемы воспитания ребенка, с тем чтобы дать родителям возможность задуматься над ними, обнаружить собственные ошибки или, напротив, убедиться в правильности выбранного пути.

Читать далее...

 

 

 

Шаг в будущее 2024_2025 учебный год

 Шаг

В разделе "Одаренные дети", "Шаг в будущее" размещены материалы программы "Шаг в будущее", её мероприятиях, официальном участии программы в Десятилетии науки и технологий на 2024-2025 учебный год

 

 

 

«Гармония»

Средний хор «Гармония» ГАНООРТ «Государственного лицея Республики Тыва» участвует в региональном заочном этапе Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов с песнями «Россия, Россией останется!» слова В. Суслова, музыка Я. Дубравина, «Братец Яков» французская народная песня, «Катюша» слова М. Исаковского, музыка М. Блантера. Руководитель хора Монгуш Айбек Манчын-оолович.

Пожелаем удачи!

Республиканская физико-математическая олимпиада

 

В разделе Республиканская физико-математическая олимпиада размещена информация о Республиканской физико-математической олимпиаде среди обучающихся 5-8 классов общеобразовательных организаций Республики Тыва в 2024 году