A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Праздник ШАГАА для 4, 7, 8 классов (сценарий)

 

Цель: приобщение учащихся к традициям тувинского народа, воспитание потребности в изучении тувинской культуры

 

Документы и материалы, созданные до мероприятия: предварительные задания классам (док.2);

 

найдены и распечатаны изображения домашнего скота (док.3-6);

объявление о мероприятии (док.7);

программа хода мероприятия (док.8);

протоколы для жюри всех конкурсов (док.9);

лист заданий для конкурса пословиц (док. 10);

сценарные слова ведущих (док.11);

презентация-оформление на процедуру награждения (док.12)

 

Ход мероприятия:

 

Предварительно классы-участники готовили рисунок «аала» на листе ватмана; формировали команды для участия в конкурсах; для конкурса чтецов, скороговорок и частушек самостоятельно подбирали материал; готовили выступление с благопожеланием для всех присутствующих на заключительной части праздника.
Структура мероприятия включает в себя три части
1) начало и спортивные состязания классов по перетягиванию каната

2) одновременно проводимые конкурсы в разных помещениях за установленное время (25 минут)

◦ тевек спортзал
◦ аркан спортзал
◦ частушки каб.205
◦ пословицы каб.206
◦ стихи о Туве каб.208
◦ скороговорки каб.301

◦ аал каб.305
3) подведение итогов и награждение участников (актовый зал)

Результативность участия в конкурсах определялась в баллах, которые для наглядности и оформления домашней заготовки «аала» соответствовали изображениям домашнего скота:
1 место 4 балла конь

2 место 3 балла корова

3 место 2 балла баран

4 место 1 балл поросенок

Заключительная часть включала музыкальные номера в исполнении учащихся, а также победителей конкурсов декламации, частушек и скороговорок.
Подготовленные выступления с благопожеланиями конкурсно не оценивались. Представление данного домашнего задания завершало мероприятие.
В листе заданий (док.10) в тексте тувинских пословиц вручную исправлялись специфические для тувинского языка буквы в соответствии с орфографией используемых слов, так как столкнулись с технической проблемой компьютерного набора данных букв и распечаткой текстового документа.
Ведущие.

Спортзал.

 

Н: Экии! Хундулуг эштеривис!Силерге Шагаа таварыштыр байыр чедирип тур бис!

М: Добрый день, дорогие друзья!Поздравляем вас с тувинским традиционным праздником Тувы, Шагаа!

М: Обычаи нашего народа

Загадочны и красивы

Среди этих традиций

Есть праздник Шагаа

Н: Все классы-участники должны были подготовить команды для участия в разных конкурсах и макет аала.

М: Результаты участия жюри будет оценивать, выставляя баллы, а баллы будут обозначаться домашним скотом, который необходим в каждом аале.

Н: Конь – 4 балла.

Корова – 3 балла.

М: Баран – 2 балла

Хорошая зверюшка-свинюшка – 1 балл

Н: Команды, заработав свой скот, должны до конца доработать свой аал. Для оформления аала классы располагаются в 305 кабинете.

М: После общего соревнования все команды всех классов одновременно расходятся на конкурсы обращаем ваше внимание, что продожительность конкурсной части ограничеено по времени. Завершение оформления аалов должно пройти быстро и организованно, чтобы мы могли встретиться в актовом зале в 14.45

Н: Сейчас мы напомним весь список конкурсов.

М: Сейчас в спортзале начнется конкурс по перетягиванию каната.

В этом состязания примут участие все классы.

Н: В 14.15 начинаются конкурсы на станциях.

 

Здесь, в спортзале

 

 

Тевек судья Ховалыг Хеймер-оол Алдын-оолович

Аркан Кагай-оол Маадыр Алексеевич

Армреслинг (по желанию) они же

Стихи (кабинет №208) в жюри Жердинская Ирина Николаевна

Пословицы (кабинет № 206) Лицкевич Галина Орланмаевна

Скороговорки (кабинет №301) Бегзи Аяна Викторовна
Седен-Хуурак Алдынай Биин-ооловна
Частушки (кабинет№204) Алдын-оол Вера Мартоловна
М: Оформление аалов будет оценивать Кагай-оол Кахема Антоновна


Н:

Актовый зал.

 

М: Еще раз здравствуйте, дорогие друзья и гости сегодняшнего дня!

Н: Экии! Хундулуг эштеривис болгаш аалчыларывыс!

М: Друг друга мы приветствуем, мир вам, счастья и добра!

Н: Февраль гуляет во дворе,

И щиплет уши детворе,

И красит уши докрасна,

Уйдет февраль-придет весна.

И в такое прекрасное время

Мы встречаем Новый год – Шагаа!

М: 4а класс подготовил нам праздничный номер.

 

Песня 4а класса

 

М: Праздник Шагаа - это тувинский Новый год. Его празднуют в начале Белого месяца по лунному календарю, то есть где-то в конце января — начале февраля.

Н: Точной даты Шагаа не существует. Ее определяют ламы. Долгое время праздник не был официально узаконен. Лишь в 1987 г. он был возрожден как государственный.

М: В Туве праздник Нового года — это особый рубеж, разделяющий старое и новое, прошлое и будущее, добро и зло. К нему тувинцы готовятся заблаговременно.

За три дня до Шагаа обязательно приглашали сказочника. В сказочной форме сохранились предания о смысле каждого года восточного цикла. Хитрая и юркая Мышь оказалась первой в конкурсе, который объявил Царь зверей: кто раньше всех увидит первые лучи солнца Нового года. Мышь первой возвестила о наступлении нового дня, вот цикл и стал начинаться с года Мыши.

М: По восточному календарю заканчивается год

Н: За несколько дней до его начала всю территорию населенного пункта тщательно убирают. Также тщательно, как внутри, так и снаружи, наводят порядок в жилищах. Одежду, обувь, ковры и другие вещи чистят на снегу, старые и изношенные вещи сжигают.

М: Особое внимание тувинцы уделяют алтарям в домах и храмах, где находятся подношения Будде

Н: По народным традициям, в эти праздничные дни тувинцы играли, соревновались не толко радушно угощали гостей, но и показывали свои таланты и способности.

М: Наш веселый день начался с различных конкурсов и сейчас объявим их результаты

М: Прошел конкурс стихов и самым лучшим чтецом стал -

Н: А ты можешь быстро и четко рассказать какую-нибудь скороговорку?

М: Я попробую (говорит запинаясь).

Кижини кижи дээрге

Кижи кижины дээр,

Кижи кижини дивеске, кижи кижини дивес

Н: (смеется)

М: А вот в конкурсе скороговорок 1 место получил -

М: А сможешь ли ты рассказать какую-нибудь частушку?

Н: Да, я попробую

Караланы корунерем

Кастаа-биле, хулуу-биле

Карам эшти корунерем

Каттыраннаан чаны-биле

М: Даа, не очень рассказал (критикует)

Н: А вот настоящий призер по пословицам-

М: Поздравляем! Можешь перед всеми рассказать свою частушку?

(Рассказывает, кто-то хлопает)

Спасибо.

 

Н: 1 место в конкурсе пословиц получает -

М: Своему классу принес призовое место в конкурсе тевек -

Н: Способности этого человека принесли его аалу победу в конкурсе аркан -

М: Самым сильным в армреслинге стал(а) -

Н: Поздравляем всех победителей конкурсов!

М: Итоги аала, благопожелания 4а, 7а, 8а, 8б ( по тувински)

Н: 4 а класска эки озерин,орениирин кузеп тур бис.

(Выходит 4 а и говорит благопожелания всем)

М: 7 а класска хундуткелди кузеп тур бис.

(Выходит 7 а и говорит благопожелания всем)

Н: 8 а класска кан дег кадыкшылды кузеп тур бис.

(Выходит 8 а и говорит благопожелания всем)

М: 8 б класска аас-кежикти кузеп тур бис.

(Выходит 8 б и говорит благопожелания всем Чингиз и Мелисса)

Н: На этом наше мероприятие подходит к концу.

М: Но не праздник! Традиционно этот народный праздник отмечают с родными, близкими. Мы в лицее все, как семья. Давайте, скажем добрые слова друг другу накануне Нового года. Приглашаем для благопожеланий.

Представители классов выступают

М: Спасибо, что были вместе с нами.

 

Н: Бис-биле турганынар дээш четирдивис.Байырлыг.

Новости

Суперсила родителей

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Читать далее...

 

О приеме обучающихся на 2024-2025 учебный год

 

В соответствии с Правилами приема и перевода учащихся на обучение в целях комплектования классов на 2024-2025 учебный год ГАНООРТ «Государственный лицей Республики Тыва» объявляет прием в:

- в 5 класс — 18 чел.;

            - в 10-е классы (технологический и естественно-научный) — 36 чел., профильные предметы: математика,  физика, информатика; химия, билогия.

            Прием документов для поступления в 5 класс начинается с 27 мая, для поступления в  10 классы — с 19 августа.

 

Подробности в разделе сайта «Шаг в лицей».

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ НАУЧНОЙ МОЛОДЁЖИ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» 2024

 

25-29 марта 2024 года Россия, Москва


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ НАУЧНОЙ МОЛОДЁЖИ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
МОЛОДЁЖЬ МИРА – НАУЧНЫМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ВЫЗОВАМ СОВРЕМЕННОСТИ
ПОСВЯЩЁН 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

 Пресс_релиз_о_форуме_от_18032024

 

 На страницу "Одаренные дети" "Шаг в будущее"

 

 

Научная выставка конференции «Шаг в будущее»

         image 19 03 24 11 26 4 копия16 марта состоялась выставка научно-исследовательских работ XXVIII Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее».

         Выставка работ является самым красочным мероприятием конференции. Участники демонстрируют результат своего труда, так проходит защита практической части мероприятия. Посетители могут задавать вопросы,  трогать экспонаты  или  участвовать в эксперименте.

         Гости оценивают  умение участника выступать перед публикой,  знание  темы и умение отвечать на вопросы.

         Результаты выставки:

 1 место - Сарыглар Олчей из МБОУ СОШ с. Тоора-Хем и Донгак Наина из МБОУ СОШ с. Баян-Кол;

 2 место у Кола Эзир-оола из МБОУ СОШ с. Ий и Чоодунай Венеры из МБОУ СОШ с. Тоора-Хем;

3 место — Чоодунай Тимур из СБОУ СОШ с. Тоора-Хем и Соян Валерия из МБОУ СОШ с.Ий

         Благодарим участников выставки за знания, творчество и любовь к науке!

Юным ученым - дорогу!

W8q37VD 4n8            15-16 марта прошла XXVIII Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее», которая традиционно проводится на базе Государственного лицея.

            Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» - авторитетное общенациональное движение научной молодежи, ученых, учителей и специалистов, стремящихся совместно выстроить инновационное будущее своей страны. Программа «Шаг в будущее» основана в 1991 г. по инициативе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, который играет ведущую роль в ее развитии.

            Цель программы — воспитание  перспективных молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии в приоритетных отраслях российской экономики.

            15 марта стены лицея были наполнены юными учеными из всех уголков республики, которые горят желанием жить в мире исследования и науки. Это победители и призеры муниципального этапа научно-практической конференции «Шаг в будущее».

            Работало 16 предметных секций, это 162 участника. Члены жюри — экспертная комиссия из учителей и преподавателей, которые посвятили свою жизнь науке.

            16 марта были подведены итоги и  победителям и призерам   вручены Дипломы, а научным руководителям — благодарности за подготовку участника.

            Лучшие работы, представленные на публичную защиту, рекомендованы для участия в конференции, которую проводит Тувинский государственный университет, а также для участия во Всероссийском научном форуме «Шаг в будущее» в г. Москве.

            Благодарим участников конференции за любовь к науке. Ждем  на конференцию в следующем году!           

Внимание: комендантский час!

            u53jh6aJyRAИнспектор ОПДН УМВД России по г. Кызылу Соянова Шончалай Вячеславовна провела беседу с учащимися 7 «А», 8 «А» и «Б» классов на тему «Комендантский час».

            В Туве ведется ежедневная проверка соблюдения комендантского часа несовершеннолетними. Действует закон, который запрещает детям находиться в ночное время в общественных местах без сопровождения законных представителей — родителей и опекунов (попечителей). В зимнее время считается период с 21:00 до 6:00.

            Шончалай Вячеславовна рассказала лицеистам о том, какие последствия бывают при нарушении комендантского часа. Во-первых, родители и законные представители несовершеннолетнего нарушителя комендантского часа должны будут выплатить административный штраф. Во-вторых, нарушение комендантского часа является основанием постановки ребенка на профилактический учет. И в-третьих, нарушитель передается далее работникам социальных служб.

            И родителям, и детям стоит ответственно отнестись к соблюдению режима комендантского часа, чтобы в дальнейшем у ребенка не было «отметок» о нарушении, что может отразиться при поступлении в ВУЗы и даже на прием на работу.

            Помимо комендантского часа, инспектор пояснила о вреде курения электронных сигарет и разновидности сниффинга (вид токсикомании), которые набирают популярность среди подростков.  Подростки, пытаясь казаться «круче» среди сверстников и старшеклассников, идут на необдуманные поступки, нанося вред своему здоровью. Курение электронных сигарет и вдыхание газа из баллонов повреждают легкие и сердце. Они часто являются причиной частых головных болей и даже выпадения волос. Подумайте, что круче: быть здоровым или остаться на всю жизнь больным?

            Благодарим Шончалай Вячеславовну за просветительскую работу среди лицеистов.

Победители регионального этапа ВсОШ

image 13 03 24 11 27          12 марта в Центре выявления, сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи «Сылдысчыгаш» состоялось торжественное награждение победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2024 года.

         Всероссийская олимпиада школьников — самая престижная олимпиада в стране. Олимпиада состоит из школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов. Победители регионального этапа при наборе определенных баллов получают возможность представлять свой регион на заключительном этапе. Победители и призёры заключительного этапа смогут поступить в профильные вузы без экзаменов.

         От Государственного лицея были награждены Биче Лиана, Ондар Сай-Чечек, Чистяков Артур, Хомушку Айлин, Чооду Аяс и Монгуш Артыш, которые стали победителями в различных дисциплинах. Ребятам вручили Дипломы победителя, а учителям, подготовившим победителей, - благодарственные письма от Министерства образования РТ. Подготовили победителей Болат-оол Регина Васильевна, Лицкевич Галина Орланмаевна, Самдан Аелита Сергеевна  и Сергеева Наталья Александровна.

         Молодцы, лицеисты! Поздравляем победителей регионального этапа ВсОШ, а также благодарим учителей лицея за плодотворный труд!