A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные


Наркомания – не болезнь в обычном смысле этого слова, но и не просто порок из числа тех, что присущи здоровым людям. В чем причина этого явления? Досконально этого не знает никто. Может быть, существует мистическое, сокрытое от пытливого взора науки возмездие за употребление наркотиков, и человечество никогда не разгадает эту тайну, но кое-что ученые все-таки выяснили.

 

psih16

Факторы риска наркомании

Какие же факторы способствуют развитию наркомании? Согласно определению ВОЗ, их можно разделить на три условные группы.

К первой группе относятся биологические факторы:

патология беременности (выраженные токсикозы и перенесенные матерью во время беременности инфекционные или тяжелые хронические заболевания);
осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксией новорожденного)
тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста (не исключая простудных, воспаления легких, частых ангин);
сотрясения головного мозга, особенно многократные;
Почему для тех, кто имеет в анамнезе эти факторы, риск заболеть наркоманией вьше?

Биологические факторы влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не столько в интеллектуальной, сколько в эмоциональной сфере. Подросток с благополучным анамнезом после более или менее тяжелого эмоционального стресса сможет собраться, мобилизоваться, вернуться к нормальному ритму жизни, а тому, кто перенес любое из описанных выше состояний, тяжелее сохранять уравновешенность и хладнокровие в эмоционально напряженной ситуации.

На подсознательном уровне травмированный постоянно ищет средство, которое было бы в состоянии, хоть на короткое время, вернуть эмоциональную устойчивость или повысить её.

Поэтому для подростка, имеющего неблагоприятные биологические факторы, случайный или «экспериментальный» прием наркотиков может стать фатальным – не зная, чем грозит регулярное их употребление, он «заработает» психическую и физическую зависимость раньше, чем заметит опасность.

Следующую группу факторов можно назвать социальными:

воспитание ребенка в неполной семье;
постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.п.);
плохо организованная среда без установленных правил, четкой дисциплины, должного контроля над действиями ребенка;
попустительское отношение семьи и ближайшего окружения к насилию, злоупотреблению психоактивными веществами, негативному поведению и т.д.;
плохая успеваемость;
Как действуют социальные факторы?

psih15Довольно часто в семьях, соответствующих этим пунктам в нашем списке, воспитание детей носит либо несистематический, либо гиперпротективный характер (т.е. за ребенка все время думают и решают взрослые). Следствием является формирование социально пассивной, безответственной, неуверенной в себе личности, ориентированной преимущественно на потребление и не способной прикладывать усилия для построения своего будущего. Кроме того, зачастую отсутствует (или несостоятельна) программа построения этого будущего, т.к. старшие не научили ребенка планировать жизнь.

Следующую группу факторов с полным основанием можно назвать психологическими:

ощущение собственной незначительности и ненужности;
недостаточный самоконтроль, недостаточная самодисциплина;
неспособность выражать свои чувства и реакции на себя самого, на других и на ситуацию;
неспособность здраво рассуждать и делать здоровый выбор в жизни;
недостаточное понимание правил, непонимание того, что решения имеют последствия;
низкая самооценка и неуверенность в себе.
Т.е. психологические факторы риска - это, по сути, особенности личности подростка, которые ведут к снижению психологического барьера перед началом употребления наркотиков.

 

 

Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики

Нарастающая скрытность ребенка. Часто она сопровождается учащением и увеличением времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье или за уроками.

Самоизоляция в семье: ребенок перестает участвовать в семейных праздниках, нарастает напряженность в семейных отношениях.

Резкое снижение успеваемости и интереса к учебе.

Появление привычки к длительному прослушиванию музыки или внезапная потеря интереса к ней.

Потеря интереса к противоположному полу.

Возможно, ребенок слишком поздно ложиться спать и все дольше залеживается в постели утром.

Повышенная апатия, сменяющаяся необъяснимой активностью.

Появление высказываний о бессмысленности и тягости жизни.

Увеличиваются финансовые запросы, и подросток активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах.

Настроение ребенка – очень важный признак – часто меняется по непонятным причинам.

Частые синяки, порезы, ожоги от сигарет в районе вен на руках, не находящие удовлетворительного объяснения («просто упал», «сам не знаю, откуда»). Прожженная сигаретами одежда.

Обратить внимание, нет ли у новых знакомых вашего ребенка татуировок вроде цветков мака или черепа, на то, не черные ли у них зубы (наркотики разрушают костные ткани, причем особенно быстро зубы)

psih14Наконец, вы можете заметить следы инъекций (т.е. уколов) по ходу вен на руках.

Не все признаки употребления наркотиков имеют одинаковую диагностическую ценность, большинство из них может в единичном количестве иметься у здоровых подростков. Необходимо помнить, что появление одного признака (например, татуировки) не обязательно свидетельствует о наркомании, но должно настораживать. Если в результате изучения этого материала вы пришли к выводу, что ваш подростков может принимать наркотики или утвердились в ранее существовавших подозрениях, то необходимо начинать действовать быстро, но без суеты. Лучше всего подтвердить или опровергнуть подозрения путем лабораторного анализа биологических сред (крови, мочи, слюны) на наличие наркотиков.

В настоящее время можно выполнить очень чувствительный и высоко достоверный тест на наркотики любой группы в домашних условиях с помощью экспресс-тестов. Эти тесты не слишком дороги и их можно приобрести в аптеках г. Кызыла.psih19

Как воспитать ненаркомана

Попробуйте воспитать ребенка решительным, закаленным, мужественным, ответственным, трудолюбивым, образованным, человечным. Вряд ли такой станет наркоманом. Задача конечно, не из легких.

Что делать, чтобы ребенок не заболел наркоманией? На самом деле, вряд ли можно предложить готовый ответ. По крайней мере,

1) не злоупотребляйте алкоголем сами;

не забывайте, что его главные потребности (не меньше пищи, сна и одежды) – Ваше внимание и участие, а также возможность проявить себя в полезных делах ради вашего одобрения;
3) постарайтесь внушить ребенку, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться, что для их осуществления необходимо приложить труд. Он должен нести определенную ответственность в семье и перед друзьями.

 

Васильева Елена Викторовна

Новости

День школьных библиотек

35В честь Международного дня школьных библиотек библиотекарь Государственного лицея Лицкевич Е.С. провела для лицеистов увлекательную онлайн-экскурсию по Российской государственной библиотеке — одной из крупнейших библиотек мира! Ребята узнали, что в РГБ хранятся миллионы книг, редкие рукописи, старинные издания. Можно увидеть роскошные залы, современные читальные комнаты и даже побывать в уникальном хранилище, где книги бережно сохраняются десятилетиями. Благодаря экскурсии лицеисты узнали, как устроена работа крупнейшей библиотеки страны и какие возможности она открывает для любителей чтения, исследователей и студентов.

 

 

 

День лицея

36В Государственном лицее прошёл День лицея- одно из самых значимых событий учебного года. Для нашего лицея этот день имеет особое значение, ведь Гослицей по праву держит марку одного из лучших лицеев Тувы, следуя высоким идеалам Царскосельского лицея- символа просвещения, дружбы и служения Отечеству. 19 октября- особая дата, когда по всей России вспоминают открытие Царскосельского лицея. Этот день стал праздником науки, культуры и молодого вдохновения, ведь именно в таких стенах рождаются личности, способные менять мир к лучшему. В рамках празднования ученики 8-х классов подготовили и провели театрализованное представление, передав атмосферу лицейских времён и дух товарищества. Желаем удачи, везения, отличной учёбы, ярких открытий и верных друзей! Пусть каждый день в лицее приносит радость, знания и уверенность в своих силах!

 

 

 

12 декабря — День Конституции Российской Федерации

12 декабря — День Конституции Российской Федерации
94Конституция Российской Федерации — это основной закон нашей страны, который должен знать каждый гражданин. Понимание конституционных норм и умение применять их в жизни делают наше общество более справедливым, а также обеспечивают защиту прав и свобод каждого человека. Конституция обладает высшей юридической силой и действует на всей территории России.
В рамках этого значимого дня советником директора по воспитанию Хертек Ч.А. была проведена интеллектуальная игра «Знатоки Конституции РФ» среди обучающихся 8–11 классов. Лицеисты проявили эрудицию, умение работать в команде и показали отличные знания основного закона нашего государства.
Поздравляем участников и благодарим всех за активность и интерес к правовой культуре!

 

 

 

 

Чемпионат по спортивным играм «Движение Первых»

Чемпионат по спортивным играм «Движение Первых»
98Обучающиеся 8–10 классов Государственного лицея РТ приняли активное участие в республиканском этапе Чемпионата по спортивным играм «Движения Первых», где соревновались в дисциплине стритбол 3×3.
За главные призы чемпионата боролись сильнейшие команды со всех районов республики.
С триумфом победу одержала команда девушек Государственного лицея РТ под руководством тренера Полева Ю.В.
Состав команды:
Сандык Лана
Данзурун Алдын-Сай
Ондар Аселя
Ховалыг Севил
Ортеней Диана
На этом успехи не закончились! Наша команда также одержала победу в Чемпионате по фиджитал-спорту «Движения Первых», подтвердив, что лицеисты сильны не только в классическом спорте, но и в современных форматах соревнований.
Поздравляем команду и тренера Полева Ю.В. Гордимся вами и желаем новых достижений, ярких игр и уверенных побед в следующих соревнованиях!

 

 

Физико-математическая олимпиада — 2025!

Физико-математическая олимпиада — 2025!
1115 декабря, на базе Государственного лицея состоялся очный этап ежегодной республиканской физико-математической олимпиады. Олимпиада проходит по трем предметам: математике, физике и информатике среди учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений республики. Напоминаем, что первый отборочный тур олимпиады проходил заочно через образовательную платформу do.slrt.ru, в результате которого были из 593 заявок и участников отобраны 136 учащихся со всей республики, набравшие максимальное количество баллов.
Все участники олимпиады прибыли в лицей и в 9:03 начался инструктаж, а после и сама олимпиада. Каждый предмет длился 2 часа. В 15:00 состоялось торжественное закрытие олимпиады. Дети с нетерпением ждали результатов олимпиады. В начале закрытия председатель олимпиады Куулар Дажы Альбертович выступил с речью о том, как важно изучение таких предметов как математика, физика и информатика. Гослицей как учреждение с технологическим профилем заинтересовано в том, чтобы дети изучали эти три предмета. Более того члены предметной комиссии донесли до участников значимость участия в олимпиадах с целью развития потенциала учащихся по предметам технологического профиля.110

В результате заочного и очного этапа выявлены следующие победители и призеры:
МАТЕМАТИКА
🥇лауреаты I степени
1. Даваа Сайын-Белек Русланович, ученик 5 класса МБОУ СОШ №1 г. Кызыла;
2. Ховалыг Алескандра Кановна, ученица 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
3. Минчей Асель Омаковна, ученица 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
4 .Монгуш Максим, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ».
5. Стариков Роман Андреевич, ученик 8 класса ФГКОУ «КзПКУ»


🥈лауреаты II степени
1. Бегзин-оол Виктория Сандроевна, ученица 5 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
2. Ламажык Сайын-Белек Чаяанович, ученик 6 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
3. Херел Эртине Кежикович, ученик 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
4. Хомушку Санчай Олегович, ученик 7 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
5. Бады Алексей Оолакович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
6. Кулдун Соян Темирович, ученик 7 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
7. Сат Темирлан Орланович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
8. Камаа Александра Айдыновна, ученица 8 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»

🥉лауреаты III степени
1. Сарыглар Долгар Темировна, ученица 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
2. Даваа Менги Ай-Дашович, ученик 6 класса МБОУ «СОШ №3 г.Кызыла»;
3. Салчак Артем Белекович, ученик 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
4. Ондар Асель Чингисовна, ученица 8 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
5. Дараа Долаан Маратович, ученик 8 класса МБОУ Гимназия № 5 г. Кызыла;
6. Ламажай Дарима Буяновна, ученица 8 класса МБОУ «СОШ №20 имени Героев Отечества города Кызыла»;
7. Ховалыг Андрей Болатович, ученик 8 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
8. Дадарыкпай Дугер Сайдашович, ученик 8 класса ФГКОУ «КПКУ».

ФИЗИКА
🥇лауреаты I степени
1. Ооржак Чингис Ренатович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ».
🥈лауреаты II степени
1. Бады Алексей Оолакович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
2. Тепл-оол Тамерлан Евгеньевич, ученик 8 класса ФГКОУ «КзПКУ».
🥉лауреаты III степени
1. Шыырап Артур Валерьевич, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ».

ИНФОРМАТИКА
🥇лауреаты I степени
1. Монгуш Мерген Аржаанович, ученик 5 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
2. Ховалыг Александра, ученица 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
3. Яговдик Макар Александрович, ученик 7 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
4. Ооржак Байыр Шакторович, ученик 8 класса ФГКОУ «КзПКУ».
🥈лауреаты II степени
1. Кыргыс Ай-Бес Сай-Дашович, ученик 5 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
2. Херел Эртине Кежикович, ученик 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
3. Сарыглар Долгар Темировна, ученица 6 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
4. Санчат Санчаа-Белек Орланович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
5. Дуюгбан Долаан Алексеевич, ученик 8 класса ФГКОУ «КзПКУ».
🥉лауреаты III степени
1. Сат Андрей От-Сурунович, ученик 5 класса ФГКОУ «КзПКУ»;
2. Ооржак Чингис Ренатович, ученик 7 класса ГАНООРТ «ГЛРТ»;
3. Ховалыг Севил Артышовна, ученица 8 класса ГАНООРТ «ГЛРТ».

Каждому участнику олимпиады были вручены сертификаты, а учителей, подготовивших победителей и призеров, наградили благодарственными письмами от Министерства образования Республики Тыва.
Благодарим юных любителей точных наук и их наставников за участие в олимпиаде. Ждем Вас в следующем году!

 

 

День Героев Отечества

899 декабря — День Героев Отечества
В этот день наша страна отдает дань глубокого уважения тем, кто проявил мужество, стойкость и самоотверженность во имя России.
В Государственном лицее РТ прошёл ряд мероприятий, посвящённых этой значимой дате. На торжественной линейке ребятам напомнили о важности 9 декабря и о тех, чьи подвиги стали примером истинного служения Родине.
Лицеисты написали письма для Героев, вложив в них искренние слова поддержки и благодарности. Также лицеисты собрали и отправили посылки в зону СВО, чтобы передать частичку тепла и заботы тем, кто стоит на защите нашей страны.
В этот день мы говорим: спасибо Вам, Герои! Спасибо за мужество, за честь, за мирное небо, которое вы защищаете. Мы помним, поддерживаем и благодарим каждого из вас!

 

 

 

Волонтеры

87Добрые дела лицеистов: волонтёрство как часть школьной жизни
В Государственном лицее РТ волонтёрская деятельность стала доброй традицией. Лицеисты регулярно участвуют в акциях помощи ветеранам, поддерживают пожилых людей, а также проявляют себя как волонтёры науки, помогая в организации интеллектуальных и просветительских мероприятий.
Ко Дню Добровольца ребята провели добрую акцию- «Тёплая зима для Героя». Ученики собрали тёплые вещи, предметы быта и сухпайки для тех, кто сегодня стоит на защите нашей Родины. Этот жест внимания и поддержки стал выражением благодарности и уважения к нашим героям.
Выражаем благодарность всем лицеистам, их родителям и педагогам за активное участие.