Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

 

Как развивать чувство ответственности в детях

 

Мы, родители  понимаем, как важно развивать у подростка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и так далее. Вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования.psih22

Ответственность и послушание — это два различных типа поведения. В чем же состоит их различие? Прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сде­лать, то есть какова мотивация.

В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от подростка требуется просто выполнение задания. Например, он сам убирает свою комнату, потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат играть на компьютере.

В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить и понима­ет, почему это нужно сделать. Например, ребенок каждый день сам выполняет все домашние задания.

Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. Представляете, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой стороне дороги ехать на машине.

Ответственность имеет несколько составляющих.

Прежде всего, это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То, что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.

Для ясного понимания поставленной задачи важно, чтобы подросток и родитель все четко обсудили между собой. Далее, для ответственности характерно согласие с поставлен­ной задачей. Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность.

На практике чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выпол­нять предложенное задание. Например, ребенок сам принимает решение каждый день делать дополнительно одно задание по математике, причем никто не принуждает его к этому.

Конечно, всегда есть вероятность, что подросток откажется. В каждой семье существует что-то, что дети обязаны делать, а от какой-то работы они могут и отказаться. Важно предоставлять подростку возможность выбора - только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребе­нок научился думать самостоятельно, ему важно научиться го­ворить «нет». Прежде чем попросить ребенка сделать что-либо, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а просто сказать: «Таня, убери комнату».

Наконец, важная часть ответственности — умение самосто­ятельно мотивировать собственные действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые. Задача воспитания — сделать так, чтобы подрастающий подросток не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решения (внутренняя мотивация). Как же развить у него эту способность?

Есть несколько простых способов.

Прежде всего, важно предоставлять ребенку право выбора, причем возможные варианты определяем мы сами: «Что ты бу­дешь пить: сок или компот? Какую кофту купим: зеленую или красную?»

Когда подросток научился выбирать из предложенного, мож­но спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты ду­маешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?»

Очень важно обсуждать с подростками возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разно­му результату.

Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к са­мостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными, повседневными задачами. Дело в том, что ответ­ственность формируется постепенно. Когда дети были маленьки­ми и учились ходить, они нуждались в  помощи родителей, мы води­ли их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответствен­ными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.

Выделят три уровня ответственности.psih21

На первом уровне ребенок выступает в качестве помощни­ка, помогая взрослому выполнять какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в родительской поддержке и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых.

На втором уровне младший подросток нуждается в напоминании и кон­троле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать. Напри­мер, ребенок сам собирает портфель на завтра, но иногда забы­вает об этом, и ему необходимо напомнить.

Третий уровень ответственности — самостоятельность. Подросток  не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Пере­ход на этот уровень — цель наших усилий. Например, подросток  всегда сам и без напоминаний два раза в день гуляет с собакой.

Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры, подросток постепенно проходит все уровни от­ветственности. К со­жалению, сразу достичь этого невозможно, дети нуждается в помощи взрослого.

Уровни помощи соответствуют уровням ответственности. На первом уровне ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним. На втором есть необходимость в контроле или напоминании. На третьем уровне ребенок спосо­бен сделать что-то без посторонней помощи.

В зависимости от того, насколько хорошо подросток овладел тем или иным действием, ему требуется различная помощь. Если мы хотим, чтобы он самостоятельно выполнял то или иное дело, очень важно определить, какая именно помощь ему требуется. Кроме того, очень важно требуе­мый уровень помощи обсудить с подростком.

Рассказав ему о трех Уровнях помощи, можно спросить его: «Как ты думаешь, какая помощь нужна тебе во время выполнения домашних заданий: чтобы я всегда был(а) рядом и помогал(а) тебе, чтобы напоминал(а), чтобы помогал(а) в трудных ситуациях или ты вообще не нуждаешься в помощи?» Возможно, ответ подростка не совпадет с вашими представлениями: например, он утверждает, что не нуждается в наших напоминаниях, а вы совсем не уверены в том, что подросток справится с делом без вашей помощи.

В этом случае можно провести эксперимент: попробовать действительно какое-то время не напоминать и не помогать подростку и посмотреть, как будут развиваться события. Возможно, предоставление ответственности приведет к тому, что ребенок сам и без помощи взрослых будет выполнять свои обязанности. Если же он все-таки нуждается в помощи, можно еще раз вер­иться к этому обсуждению: «Мне кажется, что тебе трудно са­мому убирать комнату. Может быть, если я буду тебе об этом время от времени напоминать, тебе будет проще?»

Уровень помощи определяется не раз и навсегда, а на какое- то время. По истечении этого времени можно снова вернуться к обсуждению этого вопроса. Например, сказать: «Похоже, ты вполне можешь самостоятельно садиться за выполнение домашних заданий без моих напоминаний. Как ты думаешь, могу я перестать это делать?»

Конечно, в рамках этой статьи мы можем рассмотреть только самые общие подходы к развитию ответственности у подростков. Все дети разные, и у каждого ответственность развивается по-свое­му.psih20

В конце хочется подчеркнуть, что формирование ответственности — это длительный процесс, который проследить достаточно труд­но. У всякого воспита­тельного воздействия есть два вида последствий: сиюминутные и отсроченные. Если сиюминутные последствия заметны сразу же, то для того, чтобы проявились отсроченные, требуется мно­го времени. Но если раз за разом родитель использует методы, направленные на воспитание ответственности, то постепенно количественные изменения переходят в качественные. Если у Вас, как у родителя  есть большое желание привить своему сыну или дочери ответственность, не поленитесь и составьте вместе с подростком табличку, состоящую из трех столбиков: «Я делаю вместе с ребенком», «Я напоминаю ребенку», «Ребенок делает сам». Самое главное передача ответственности - процесс постепенный и на начальном этапе подросток нуждается в значительной помощи со стороны взрослого.

Статью хочется закончить притчей по преодолению юношеского негативизма.

Маленькая красная рыбка

Большинство подростков стремится поскорее получить все преимущества взрослых и поэтому трепетно относится к проявлениям неуважения с их стороны. В этом случае они считают, что такой взрослый неумен, иметь с ним дела смысла не имеет и перестают слушать их реляции -  ОТКЛЮЧАЮТСЯ. Взрослый теряет их с ними контакт, поскольку они переориентируют свое внимание, Приведу пример нейтрализации подобного негативизма.

Создавалась французская энциклопедия. Собирались ученые и обсуждали краткие характеристики разных слов. Принимал участие в этих обсуждениях и известный  естествоиспытатель Жорж Кювье. Однажды он опоздал на заседание и когда пришел, то ему сказали, что сегодня уже немного поработали и выработали определение, рак. «Это маленькая красная рыбка, которая плавает задом наперед». Жорж Кювье сказал: «Великолепно: кратко, ясно и выразительно. Позвольте только мне, как естествоиспытателю, внести МАЛЕНЬКИЕ и НЕПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ изменения. Дело в том, что рак не рыба. Вообще-то говоря, пока он не сварится — не краснеет. И двигается не задом наперед. Поэтому мы внесем СКРОМНЫЕ КОРРЕКТИВЫ и прекрасно закончим с этим важным делом».

Мораль такова: когда вы чувствуете, что совершенно не согласны с тем, что говорит, Ваш подросток, постарайтесь выработать стереотип изначально положительного отно­шения: «Это интересно, это вдохновляет, давайте только несколько уточним...»

 

Материал подготовила Елена Васильева