A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные


Летом 1998 года группа лицеистов из 4 человек за успехи в учебе и активное участие вtls1 общественной жизни лицея было отправлена в Великобританию. Я, как учитель английского языка, была руководителем этой группы. Это была моя первая поездка с детьми за границу. В группе были учащиеся 9 физико-математического класса класса Алдын-оол Таня, Иконников Артем, Тыкыл-оол Cергей и Юмбу Алдынай из 10 гуманитарного класса. С нами также ездила Светлана, работник Министерства образования.

Предвкушений накануне поездки у всех было очень много, и я рада,что реальность превзошла все наши ожидания.Мы были абсолютно свободны в выборе места пребывания, достопримечательностей, способов передвижения и многого другого, того, что обычно ставит путешественника в определенные рамки. И это было прекрасно.

За неделю пребывания в Лондоне мы посетили почти все известные достопримечательности, более 15 музеев. Каждый вечер, возвращаясь на метро в наш hostel в северной части Лондона, дети буквально засыпали от усталости: столько информации и впечатлений необходимо было переварить.

Вторую неделю мы провели в путешествии по стране. Сначала мы поехали в Стрэдфорд-на Эйвоне. Родина знаменитого Шекспира напоминала милый сказочный пряничный городок полный цветов, где каждый дом, каждый булыжник мостовой хранил печать истории.В этом городке был такой покой и умиротворение, что, честно говоря, устав от шумного суетливого Лондона, нам вовсе не хотелось оттуда уезжать.

Следующим tls2пунктом нашего путешествия был город Плимут(Plymouth), у побережья пролива Ла Манш. Город этот известен тем, что именно отсюда в 1620 году пилигримы на нескольких кораблях отправились в поисках лучшей жизни и спустя несколько месяцев высадились на западном побережье современных США и стали прaродителями национального американского праздника Дня благодарения.

Яркие картинки городов и пейзажей, портреты людей до сих пор стоят перед моими глазами, как-будто это было вчера, - но что может сравниться с впечатлениями от общения с людьми! Каждый день был для нас шоком, вернее сказать, современным языком, культурным шоком! И многими из этого были абсолютно анекдотические ситуации,которые происходили с нами почти каждый день.

Расскажу лишь об одном таком случае.

tls3Это произошло во время нашего пребывания в столице Британии в первые дни. Мы решили посмотреть вечерний Лондон и отправились в самый центр города. Пришли на Picaddily Circus и были удивлены, что она такая маленькая. Там было очень многолюдно и красочно: яркая реклама, клоуны и прочий люд, продающий что-либо или развлекающий толпу, бесконечные машины. Словом, мы потеряли счет времени, наслаждаясь достопримечательностями ночного города. Пришло время идти домой, и мы отправились в метро. Увидев, что в метро уже никого не впускают, поняли, что "комендантский час" вот-вот наступит, и мы не успеем попасть в наш хостел во время. Что делать? Как добраться из центра в северную часть Лондона? Мы решили взять такси, хотя знали, что это дорогое удовольствие. Но делать было нечего, это был единственный выход, так как в хитросплетениях автобусных маршрутов мы абсолютно ничего не могли понять, да и времени на это не было совершенно. Стали ловить такси. Наконец остановился черный cab,и мы объяснили, куда нам надо, но таксист не захотел взять нас, так как нас было 6 человек, а такси может взять только пятерых. В конце концов он согласился, но сказал, чтобы шестого пассажира не было видно. Не помню, кто из мальчиков лег на пол, Сергей или Артем, но требования таксиста мы выполнили. Мы удобно расположились на мягких сидениях автомобиля (кроме одного члена нашей команды), спокойно вздохнули, и за стеклом замелькали огни ночного Лондона. Сtls4четчик мерно отсчитывал пенсы. Медленно исчезали в темноте исторические фасады знаменитых зданий. Вскоре у меня появилось некоторое беспокойство. Мы приближались к нашему району, но я никак не могла вспомнить адрес нашего, так называемого, студенческого общежития. Все дома были абсолютно похожи, как две капли воды. Недаром говорят, что в темноте все кошки серы. Мы никогда не возвращались в темноте, тем более на такси. Путь от общежития до станции метро и обратно мы знали очень хорошо, и, наверное, в кромешной темноте смогли бы дойти до нашей заветной двери, но только по заданному маршруту – выход из метро – общежитие. Я стала спрашивать у детей, не помнят ли они адрес, но никто точно не мог назвать улицу и номер дома. Мое беспокойство передалось и им. Они стали всматриваться в быстро мелькавшие за окном здания и высказывать свои предположения. Таксист спросил адрес, и в машине началась суета. Счетчик работал быстрее, чем прежде, когда мы садились в такси, дети спорили, а я подумала, сколько же нам придется заплатить за все это. Казалось, что мы уже сделали несколько кругов вокруг одного и того же квартала. Мысленно я уже попрощалась с несколькими десятками фунтов за прогулку с ветерком, но как быть с общежитием, ведь нам сказали, что после 24.00 опоздавших не впускают.tls5Наконец я приняла решение и сказала таксисту, что нам выходить надо здесь. Мы вышли и стали соображать в каком направлении идти дальше. Не помню, кто из детей сказал, что мы почти рядом, но через несколько минут, запыхавшиеся и мокрые, мы стояли перед нашим общежитием. Хоть дверь и была заперта, нам открыли, лукаво улыбнулись и сказали больше не опаздывать.

Вспоминая этот смешной случай, напоминающий классический анекдот про француза в Лондоне, я потом всегда говорила детям о первом правиле туриста : турист должен знать адрес места, где он остановился. Кроме этого мы узнали, что такое тонкий английский юмор, хотя во многих случаях, как оказалось, этот английский юмор был приколами молодых людей из других стран, приехавшими поработать в Англию во время летних каникул. И последнее, в вечном споре о физиках и лириках в той ситуации я бы отдала предпочтение единственному лирику Юмбу Алдынай, которая точно знала адрес нашего общежития, но ее почему-то никто не послушал.

 

 

Тинмей Л.Ш.

Новости

Оценка качества образования в ГАНООРТ "ГЛРТ"

 

В соответствии с требованиями письма Министерства образования Республики Тыва

ГАНООРТ "Государственный лицей Республики Тыва" проводит опрос независимой оценки качества образования в лицее (прямая ссылка)

 

Опрос_независимой_оценки_качества_образования.png

 

 QR-код опроса независимой оценки качества образования в лицее.

 

Гранит науки юным по плечу

 

          image 13 04 24 12 55  11 марта состоялась IX ежегодная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Кызылского президентского кадетского училища. Всего в конференции были представлены семь секций по направлениям:

  • инженерные науки (математика);
  • инженерные науки (информатика, физика);
  • социально-гуманитарные дисциплины;
  • русская филология, лингвистика и литература;
  • иностранная филология, лингвистика и литература;
  • естественные науки и современный мир;
  • химия и химические технологии;
  • искусство и культура.

            В конференции приняли участие кадеты и учащиеся школ г. Кызыла. Государственный лицей Республики Тыва на секции «Инженерные науки» представляли Даваа Чингис, обучающийся  6 «А» класса, с проектом «Устройство для тренинга по системам счисления», Чистяков Артур, обучающийся 8 «А» класса, с работой «Разработка модели вертикального плоттера» и Савыр Элеонора, обучающаяся 7 «А» класса, с «Электронно-числовым управлением посредством блютуз». Научный руководитель лицеистов - Кагай-оол Маадыр Алексеевич, учитель информатики Государственного лицея Республики Тыва.

            Приветственным словом конференцию открыла начальник училища Уран-кыс Сергеевна Ондар. Рабочая часть конференции началась с пленарного заседания, на котором были представлены содержательные доклады учителей и сотрудников кадетского училища на актуальные темы.

            По итогам работы конференции Чистяков Артур показал превосходные знания в области информатики и стал обладателем Диплома I степени.

            Членами жюри конференции были независимые эксперты из Тувинского государственного университета и школ города. В числе экспертов секции «Инженерные науки (Математика)» - учитель математики Государственного лицея РТ Куулар Дажы Альбертович, который получил Благодарственное письмо за сотрудничество.

            Поздравляем лицеистов с победой на IX-й ежегодной научно-практической конференции «Гранит науки юным по плечу»!

Учитель физики Гослицея в образовательном центре «Сириус»

            image 11 04 24 03 06 1С 26 марта по 1 апреля Сергеева Наталья Александровна, учитель физики первой квалификационной категории, обладатель Гранта Президента России  «Лучший учитель РФ-2022», прошла повышения квалификации в Образовательном Фонде "Талант и успех" по дополнительной профессиональной программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход", которая ежегодно проводится на базе образовательного центра «Сириус» в г. Сочи.

            Программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах создания образовательной среды для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей по физико-математическому направлению.    

            Для участия в конкурсном отборе заявки подали 393 участника из всех регионов страны, приглашены 50 учителей, в том числе Наталья Александровна, набравшие наибольшее количество баллов.

            «Задания конкурсного отбора повышенного уровня сложности, включающее в себя лабораторно-практическое задание, где требуется творческое решение. Узнав о начале приема заявок, я без сомнения решила принять участие в конкурсном отборе. Задания были сложные, но занимательные! Для меня было огромной честью представлять нашу республику в такой масштабной программе.» - поделилась Наталья Александровна.

            Программа очень насыщенная, занятия проходили с утра до вечера. Учебный план курса включал в себя лекционные занятия и защиту проекта.

            Курс вели сильнейшие преподаватели ведущих ВУЗов и учителя физики, которые подготовили не одно поколение победителей и призёров ВсОШ регионального и заключительного этапов и являются составителями олимпиадных заданий по физике.

            Поздравляем Наталью Александровну с прохождением повышения квалификации по программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход"!

Мисс и Мистер Лицея — 2024

 

                image 08 04 24 03 406-го апреля в актовом зале лицея царила атмосфера красоты, грации и мужества, где собрались представители 9-х-11-ых классов на самом долгожданном событии года - конкурсе «Мисс и Мистер Лицея — 2024».

                Основная цель мероприятия: выявление и развитие творческих способностей лицеистов.

                За две недели до начала конкурса на образовательной платформе Мудл было организовано голосование  «Мисс и Мистер зрительский симпатий», в котором принимали участие все учителя и лицеисты. Именно там можно было познакомиться с конкурсантами. От каждого класса принимали участие две пары — всего 16 участников.

Конкурс состоял из нескольких этапов:

1. Визитка;

2. Парный танец;

3. Конкурс таланта;

4. Конкурс на знание этикета.

                Все участники-представители классов тщательно готовились к конкурсу, жюри было очень сложно выделить кого-то. Какие все талантливые, прекрасные и разносторонние! Все конкурсанты покорили сердца жюри и раскрыли свои скрытые таланты: творческие, умственные, а также таланты в кулинарии:

Какие вкусные блюда были представлены Нгуеном Чингисом и Мартна Аюшей!

Как вжились в образ цыганок в танце Ооржак Дугармаа и Чамдан Аржаана. Бесподобный танец! С танцем также выступила и Бады Александра, показав грацию и гибкость.

Голоса Кызыл-оола Акима, Намдала Миндугжапа и Хомушку Чингиза, которые исполнили песни, приятно удивили зрителей. Какой талант!

А какой нежный букет собрала Шаравии Валерия, показав свои умения в флористике.

В случае если талант невозможно раскрыть в рамках актового зала, можно было продемонстрировать талант в виде видеоролика. Сергеев Роман и Монгуш Очур сняли видеоролики, где Роман показал умения в резьбе по дереву, а Очур продемонстрировал невероятные трюки на турнике.

Игра на гитаре Чигжита Дамдына растопила сердца всех девушек в зале, а Виктория Сат сыграла на пианино очень трогательное произведение.

Картины, нарисованные Ооржак Уланой, точно не оставили равнодушным никого, как и фотоальбом Бады-Саган Шуру.

Ойдуп Аюш рассказал о своих достижениях в области _____. Аюш - очень талантливый юноша.

                В результате упорнейшей борьбы за звание Мисс и Мистера Лицея победу одержали Ооржак Улана - 10 «А» класс и Монгуш Очур из 11 «»А класса, набрав наибольшее количество баллов во всех этапах.

Призеры в номинациях:

Мисс зрительских симпатий — Бады Александра, а Мистер Зрительских симпатий — Нгуен Чингис.

Мисс Талант — Чамдан Аржаана, Мистер Талант — Кызыл-оол Аким.

Мисс грация — Ооржак Дугармаа.

Мисс нежность — Шаравии Валерия.

Мисс харизма — Бады-Саган Шуру.

Мистер уникальность — Намдал Миндугжап.

Мистер Мужественность — Хомущку Чингиз. 

Мисс вежливость — Мартна Аюша.

Мистер вежливость — Ойдуп Аюш.

Мистер музыкальность — Чигжит Дамдын.

Мисс очарование — Сат Виктория.

Мистер разносторонность — Сергеев Роман.

Поздравляем конкурсантов. Вы — большие молодцы!

Благодарим 10 «А»класс и классного руководителя Наталью Александровну за организацию такого красивого мероприятия.

Профилактика экстремизма

«Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься экстремизмом»: Али Магомедов

 

            31q2xSXmpZgВ связи с участившимися случаями призывов к экстремизму среди школьников страны в старших классах Государственного лицея Республики Тыва состоялась беседа с начальником группы по военно-политической (политической) работе Управления Росгвардии по РТ Магомедовым Али Магомедовичем. Али Магомедович тесно сотрудничает с лицеем и читает лекции уже не в первый раз.

            Тема лекции: «Профилактика экстремизма»

            Встреча проходила в свободной непринужденной обстановке, в форме беседы. Али Магомедович начал свою речь с определения слова «экстремизм» и истории его появления.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей.

            Али Магомедович объяснял, что со времен появления общества оно разделилось на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.

            Во время беседы было упомянуто насколько большое влияние на школьников имеют социальные сети и мессенджеры: любая информация, правдива она или нет, воспринимается подростками мгновенно и засоряет их мозг. Современные подростки с трудом могут фильтровать поток информации, который они получают в просторах интернета. Безусловно, это является сильнейшим инструментом для экстремистов для привлечения школьников. Главное — осознавать его последствия.

            За призыв к экстремистским действиям несовершеннолетним от 16 лет грозит уголовное наказание, а также постановка на учет в ОПДН. Эта «шалость» навсегда оставит отрицательный след. Помимо наказания несовершеннолетних, наказание несут и законные представители детей: они платят штрафы от 2000 до 5000 рублей.

            «Чтобы не подвергаться призывам к экстремизму ребятам нужно развиваться умственно: читать больше книг, заниматься спортом. Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься такими вещами.» - советует Али Магомедович.

            В конце встречи лицеисты задавали интересующие их вопросы.

            Благодарим  Управление Росгвардии по РТ в лице Али Магомедовича за сотрудничество!

Китайский язык — это мост

8Y2YcX d B06 апреля прошел II этап городского конкурса «Китайский язык — это мост» среди школьников. Из 164 участников в следующий этап прошли 26 учащихся, в том числе 5 лицеистов, чьи работы рекомендованы для публикации в Сборнике материалов конкурса.

            По результатам II этапа в финал прошла обучающаяся 9 «А» класса Мартна Аюша. Торжественная церемония награждения финалистов Всероссийского конкурса «Китайский язык - это мост» прошла в г.Иркутске, где собралась и команда Центра китайского языка «Мэйхуа».
            На торжественном открытии Конкурса участников поприветствовали Заместитель министра образования Иркутской области Апанович Елена Владимировна и Генеральный консул КНР в г.Иркутске господин Ли Хай.

            Победители награждаются Дипломами Генерального Консульства КНР в г. Иркутске, а также получают право обучения в Центре китайского языка на безвозмездной основе в течение одного учебного года.

            Поздравляем Мартна Аюшу с достижениями в области изучения китайского языка!

Суперсила родителей

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Читать далее...