A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

РАЗРАБОТКА УРОКА


ТЕМА: БОГАТСТВО НЕДР ТУВЫ

"НЕТРОНУТАЯ ШКАТУЛКА"

 

ГЕОГРАФИЯ ТУВЫ 8 КЛАСС

Автор:· Жердинская· Ирина Николаевна

 

Полезные ископаемые Тувы

urok slide1 300

I этап. Вводный

Цели урока:

Формирование представления об особенностях природы РТ,
Воспитание гражданственности и патриотизма,
Формирование социально-ответственного поведения в Российском пространстве


Задачи урока:

Дать систему знаний о разнообразии и богатстве ·минерального сырья,
Показать закономерности пространственного распространения·· полезных ископаемых и их запасы,
Обратить внимание на рациональное, комплексное· использование· минеральных ресурсов и их охрану,
Совершенствование навыков работы с контурными ·картами
Цели для учеников:

Узнать:

полезные ископаемые, встречающиеся на территории Республики Тыва
насколько республика обеспечена местным минеральным сырьем
Оборудование: Карты Тувы: физическая, полезных ископаемых; коллекция полезных ископаемых, стенд «Богатство недр Тувы в элементах таблицы Менделеева», диск «Электронное приложение к учебнику «География Тувы», контурные карты

В пластах, слежавшихся, крутых, тяжелых

Из века в век несет земля следы…

(С. Козлова)

 

II этап Содержательный

Постановка целей и задач урока:

-- О каких следах идет речь?

-- Сегодня мы поговорим о богатствах, которые таит в себе тувинская земля. Еще только небольшая часть этих богатств освоена и используется человеком. На одной из встреч Председатель Правительства РТ Ш. Кара-оол назвал недра Тувы «нетронутой шкатулкой». Что хранит в себе эта «шкатулка» мы сегодня узнаем.

-- Что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.

Республика Тыва богата разнообразными полезными ископаемыми. О таком разнообразии можно судить, посмотрев на стенд «Богатство недр Тувы в элементах таблицы Менделеева». Практически все элементы таблицы имеются у нас в запасах.· Особенности геологического строения, многоэтапное проявление тектономагматических и рудообразующих процессов определили разнообразие минерально-сырьевой базы Тувы. Сегодня на территории республики с различной степенью детальности разведано более полутора десятков крупных и средних месторождений, часть из которых имеет федеральное и региональное значение. Это прежде всего каменный уголь, медь, молибден, свинец и цинк, кобальт и никель, алюминий, золото, литий, редкие металлы, ртуть, нерудное сырье. Ценность разведанных запасов основных видов полезных ископаемых в республике составляет 14 млрд. долларов США.

Рассмотрим основные месторождения полезных ископаемых. Ближе познакомиться с ними нам поможет заочная экскурсия по геологическому музею Тувинской геолого-разведочной экспедиции. А для более полного усвоения услышанного, по ходу нашего путешествия, наносите месторождения, о которых пойдет речь, на контурную карту, но предварительно нужно найти их на карте полезных ископаемых (выполнение практической работы по ходу рассказа учителя)

urok slide2 300

1. Каменный уголь

-- Как вы думаете, почему знакомство с богатствами недр Тувы мы начинаем именно с этого полезного ископаемого?

urok slide3 300

Месторождения: Каа-Хемское, Межегейское, Элегестинское, Эрбекское, Чаданское

На территории Тувы выявлено несколько изолированных друг от друга районов распространения месторождений угля.· Основные запасы и ресурсы угля сосредоточены в Улуг-Хемском угольном бассейне. Площадь бассейна 2500 км², расположен он в центральной, наиболее экономически освоенной части республики. Тектоническая· нарушенность бассейна слабая, гидрогеологические и инженерно-геологические условия простые. Запасы детально разведанных месторождений (Каа-Хемское, Межегейское, Элегестинское, Эрбекское) составляют 628 млн. т. Месторождения разведаны на небольших площадях в краевой зоне бассейна до глубин не более 300 м.· 95% запасов и ресурсов углей бассейна составляют особо ценные марки, как высококачественное сырье для производства металлургического

Разведаны также ·Чаданское и Чангыз-Хадынское месторождения. Месторождение углей в Туве — одно из самых богатых в мире. Запасы угля здесь оцениваются в 1 млрд. т. Без преувеличения его можно назвать уникальным. По своим характеристикам элегестинские угли — лучшие коксующиеся в России и одни из лучших в мире. Они отличаются высокими показателями спекаемости, низкой зольностью и содержанием серы. В России практически не осталось запасов коксующегося угля столь высокого качества.

В настоящее время в Республике Тыва на среднеюрских углях действуют два разреза: Каа-Хемский и Чаданский на базе одноименных месторождений.· Каа-Хемский разрез расположен в 14 км от г. Кызыла на восточном фланге Улуг-Хемского угольного бассейна. Чаданский разрез расположен в 200 км к западу от г. Кызыла и обеспечивает потребности в энергетических углях западные районы республики. Запасы по Чаданскому месторождению утверждены в количестве 13,17 млн. т.

Обеспеченность действующих разрезов запасами достаточная, но масштабная добыча (не менее 3-5 млн. т в год), обуславливает наличие железной дороги.

urok slide4 300

2. Железные руды в Туве представлены 3 месторождениями: Кара-Сугским — в Улуг-Хемском, Мугурским — в Эрзинском и Улатай-Чоэским — в Овюрском районах. Из руды можно получить железорудные концентраты, пригодные для выплавки чугуна и стали. В рудах месторождений, кроме железа, содержатся флюорит, барит и редкоземельные элементы. Месторождения пригодны для открытой добычи руды.

urok slide5 300

3. Цветные, легирующие металлы. В рудах Хову-Аксынского месторождения, расположенного на одном из северных отрогов Восточного Танну-Ола, присутствуют кобальт, никель, медь, самородное серебро, висмут, мышьяк. На крайнем северо-востоке и юго-востоке обнаружены медь, тантал, ниобий и другие металлы.

Из цветных металлических ископаемых на хребте Академика Обручева открыто и разведано Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд. Оно содержит свинец, цинк, медь, серебро, золото и другие металлы. : Улуг-Танзекское, Арысканское, Кара-Сугское.

Улуг-Танзекское месторождение апогранитных редкометальных метасоматитов. Оно находится в нагорье Сенгилен, в 415 км от г. Кызыла. Месторождение детально разведано. Главные полезные компоненты — тантал, ниобий и цирконий, сопутствующие — торий, гафний, литий, редкие земли, уран, олово (21,9 тыс. т), рубидий (530,7 тыс. т), криолит (1408 тыс. т).

Арысканское месторождение расположено в северо-восточной Туве, в 220 км от г. Кызыла. В сумме редких земель на долю иттрия приходится 48,1%, церия — 12,7%, диспрозия — 7,2%, европия и иттрия — по 5,4%. В рудах также присутствуют ниобий, тантал, цирконий, уран, торий, гафний. Баянкольского нефелиновых руд (гелий, рубидий)

На крайнем юго-востоке республики — в нагорье Сенгилен — разведано для промышленного освоения несколько месторождений нефелинов. Из них получают глинозем, а из глинозема — алюминий.

urok slide7 300

Хову-Аксынское месторождение: кобальт, никель, медь, самородное серебро, висмут

urok slide8 300

 

Кызыл-Таштыгское месторождение : свинец, цинк, медь, серебро, золото и другие металлы

4. Драгоценные металлы. На территории республики выделяется ряд золотоносных зон. Рудное золото наиболее широко представлено проявлениями легкообогатимых руд золотокварцевой и золотосульфидной формаций. Эти проявления золота являются и источниками аллювиальных россыпей, которые в настоящее время имеют промышленное значение в республике.

Сочетание рудных и россыпных проявлений на основе распространения продуктивных структурно-формационных зон и геоморфологических особенностей позволяет выделение на территории республики 4.-х золотоносных зон — Хемчикско-Куртушибинской, Тапса-Каа-Хемской, Кадыройской и Таннуольской. Месторождения коренного и россыпного золота известны в бассейнах рек Сыстыг-Хем, Хараал, Элегест, Эйлиг-Хем, Каа-Хем и Хемчик.

urok slide9 300

Месторождения золота: Кызык-Чадр, Уургайлыг, ·Улуг-Саирское, Октябрьское,· Эйлиг-Хемское.

5. Неметаллические полезные ископаемые. Среди них особо выделяется асбест. Месторождения асбеста промышленного значения открыты на территории Барун-Хемчикского и Пий-Хемского районов. Крупное Ак-Довуракское месторождение по запасам уступает лишь Баженовскому на Урале, Джетыгаринскому в Кустанайской области (Казахстан) и Молодежному в Бурятии. На базе Ак-Довуракского месторождения хризотил-асбеста действует комбинат «Тываасбест».

urok slide10 3006. Ресурсы сырья для производства строительных материалов.

Разведанные запасы сырья для грубой керамики, цементного производства, керамзита, песчано-гравийных смесей, песков различного назначения, карбонатных пород для производства извести, камней строительных с избытком обеспечивают современную и перспективную потребность в этих видах сырья. Качество сырья высокое, география размещения месторождений благоприятная, разведанные месторождения подготовлены к эксплуатации и в преобладающем большинстве переданы заказчикам. Имеющийся резерв выявленных месторождений позволяет улучшить технологию действующих производств. Для восстанавливаемого Кызылского кирпичного завода необходима замена технологически сложных глин Сук-Пакского месторождения (требуется добавка 40% дегидратированных глин) глинами месторождения Светлого, пригодного для выработки кирпича марки «100» в чистом виде. Потребность республики в лицевом кирпиче светлой фактуре может быть удовлетворена за счет Хольчукского месторождения глин путем создания специализированной линии на Кызылском кирпичном заводе. Месторождения сырья для производства строительных материалов разрабатываются на щебень, бутовый камень,· гравий, песок, вяжущие составы (известняк, мрамор, гипс). Глинистые породы используются для производства строительных кирпича, цемента, керамзита. Отличным материалом для строительства дорог служат пески, гравий и их смеси. Практически неисчерпаемы запасы известняков для производства цемента и строительной извести и могут быть использованы в цветной и черной металлургии, в производстве бумаги.

Камни облицовочные. В республике имеется предварительно разведанное месторождение гранитов Чараш-П с запасами 1917 тыс. м³. Из обследованных многочисленных объектов к числу перспективных и подготовленных к поисково-оценочным работам относятся месторождения Ильинское (граниты), Хемчикское (граниты), Эдыгейское (яшмовидные роговики, диориты), Зубовское (габбро), Эрзинское (граниты) и другие.

urok slide11 300

7. Поделочные камни. В Бай-Тайгинском районе, на горе Сарыг-Хая, имеется поделочный камень агальматолит. Из него тувинские мастера-камнерезы вырезают фигуры животных, людей, шахматы, шкатулки и другие изделия высокохудожественного национального искусства. В качестве поделочного камня и облицовочного материала могут быть использованы граниты и диориты, которые имеются во многих районах республики.

urok slide12 300

Агальматолит:·· Бай-Тайгинский район, гора Сарыг-Хая

8. Каменная, самосадочные и калийные солями, которые в настоящее время используются в качестве пищевой и кормовой соли. Крупные залежи каменной соли находятся на Дус-Дагском и Торгалыгском месторождениях. В перспективе каменная соль республики будет использована как сырье для химической промышленности. Самосадочная соль имеется в водах озер Чедер, Дус-Холь, Шара-Нур, Кара-Холь и других.

urok slide6 300

Каменная соль -Дус-Дагское и Торгалыгское месторождения.

Самосадочная соль -в водах озер Чедер, Дус-Холь, Шара-Нур, Как-Холь

В недрах нашей республики лежат огромные богатства. Образно говоря, мы стоим лишь на пороге подземной кладовой. Впереди — огромная работа по извлечению этих сокровищ, освоению и преобразованию новых территорий, строительству современных промышленных предприятий, которые не только создадут новые рабочие места и расширят налогооблагаемую базу, но и подведут прочный фундамент под всю экономику республики, дадут толчок развитию всех ее отраслей.

В создавшихся экономических условиях реально говорить об освоении лишь богатых месторождений, имеющих высокую конъюнктуру на внутренних и внешних рынках. Из цветных металлов к таким относятся полиметаллическое Кызыл-Таштыгское, законсервированное Хову-Аксынское никеля и кобальта и Баянкольское месторождение высокосортных нефелиновых руд.

Тыва — на 85% дотационный регион. Сейчас государство вынуждено ежегодно направлять в республику в виде дотаций порядка 4,5 млрд. рублей, то есть свыше 150 млн. долларов. строительство железной дороги позволит разрабатывать не только угольные, в частности Элегестинское, но и многие другие месторождения. Благодаря этому Тыва сможет выйти из числа дотационных регионов. Ведь за железной дорогой и разработкой месторождений начнется подъем всего бизнеса, всей экономики Тувы.

III. Закрепление

Решить тестовое задание

IV. Домашнее задание: с. 33-35

Групповое задание:

Группа - геологическая экспедиция, ·разведывающая одно из крупных месторождений (составить описание разработки с точки зрения применения в хозяйстве и освоения с учетом экологического подхода)

Новости

Оценка качества образования в ГАНООРТ "ГЛРТ"

 

В соответствии с требованиями письма Министерства образования Республики Тыва

ГАНООРТ "Государственный лицей Республики Тыва" проводит опрос независимой оценки качества образования в лицее (прямая ссылка)

 

Опрос_независимой_оценки_качества_образования.png

 

 QR-код опроса независимой оценки качества образования в лицее.

 

Гранит науки юным по плечу

 

          image 13 04 24 12 55  11 марта состоялась IX ежегодная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Кызылского президентского кадетского училища. Всего в конференции были представлены семь секций по направлениям:

  • инженерные науки (математика);
  • инженерные науки (информатика, физика);
  • социально-гуманитарные дисциплины;
  • русская филология, лингвистика и литература;
  • иностранная филология, лингвистика и литература;
  • естественные науки и современный мир;
  • химия и химические технологии;
  • искусство и культура.

            В конференции приняли участие кадеты и учащиеся школ г. Кызыла. Государственный лицей Республики Тыва на секции «Инженерные науки» представляли Даваа Чингис, обучающийся  6 «А» класса, с проектом «Устройство для тренинга по системам счисления», Чистяков Артур, обучающийся 8 «А» класса, с работой «Разработка модели вертикального плоттера» и Савыр Элеонора, обучающаяся 7 «А» класса, с «Электронно-числовым управлением посредством блютуз». Научный руководитель лицеистов - Кагай-оол Маадыр Алексеевич, учитель информатики Государственного лицея Республики Тыва.

            Приветственным словом конференцию открыла начальник училища Уран-кыс Сергеевна Ондар. Рабочая часть конференции началась с пленарного заседания, на котором были представлены содержательные доклады учителей и сотрудников кадетского училища на актуальные темы.

            По итогам работы конференции Чистяков Артур показал превосходные знания в области информатики и стал обладателем Диплома I степени.

            Членами жюри конференции были независимые эксперты из Тувинского государственного университета и школ города. В числе экспертов секции «Инженерные науки (Математика)» - учитель математики Государственного лицея РТ Куулар Дажы Альбертович, который получил Благодарственное письмо за сотрудничество.

            Поздравляем лицеистов с победой на IX-й ежегодной научно-практической конференции «Гранит науки юным по плечу»!

Учитель физики Гослицея в образовательном центре «Сириус»

            image 11 04 24 03 06 1С 26 марта по 1 апреля Сергеева Наталья Александровна, учитель физики первой квалификационной категории, обладатель Гранта Президента России  «Лучший учитель РФ-2022», прошла повышения квалификации в Образовательном Фонде "Талант и успех" по дополнительной профессиональной программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход", которая ежегодно проводится на базе образовательного центра «Сириус» в г. Сочи.

            Программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах создания образовательной среды для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей по физико-математическому направлению.    

            Для участия в конкурсном отборе заявки подали 393 участника из всех регионов страны, приглашены 50 учителей, в том числе Наталья Александровна, набравшие наибольшее количество баллов.

            «Задания конкурсного отбора повышенного уровня сложности, включающее в себя лабораторно-практическое задание, где требуется творческое решение. Узнав о начале приема заявок, я без сомнения решила принять участие в конкурсном отборе. Задания были сложные, но занимательные! Для меня было огромной честью представлять нашу республику в такой масштабной программе.» - поделилась Наталья Александровна.

            Программа очень насыщенная, занятия проходили с утра до вечера. Учебный план курса включал в себя лекционные занятия и защиту проекта.

            Курс вели сильнейшие преподаватели ведущих ВУЗов и учителя физики, которые подготовили не одно поколение победителей и призёров ВсОШ регионального и заключительного этапов и являются составителями олимпиадных заданий по физике.

            Поздравляем Наталью Александровну с прохождением повышения квалификации по программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход"!

Мисс и Мистер Лицея — 2024

 

                image 08 04 24 03 406-го апреля в актовом зале лицея царила атмосфера красоты, грации и мужества, где собрались представители 9-х-11-ых классов на самом долгожданном событии года - конкурсе «Мисс и Мистер Лицея — 2024».

                Основная цель мероприятия: выявление и развитие творческих способностей лицеистов.

                За две недели до начала конкурса на образовательной платформе Мудл было организовано голосование  «Мисс и Мистер зрительский симпатий», в котором принимали участие все учителя и лицеисты. Именно там можно было познакомиться с конкурсантами. От каждого класса принимали участие две пары — всего 16 участников.

Конкурс состоял из нескольких этапов:

1. Визитка;

2. Парный танец;

3. Конкурс таланта;

4. Конкурс на знание этикета.

                Все участники-представители классов тщательно готовились к конкурсу, жюри было очень сложно выделить кого-то. Какие все талантливые, прекрасные и разносторонние! Все конкурсанты покорили сердца жюри и раскрыли свои скрытые таланты: творческие, умственные, а также таланты в кулинарии:

Какие вкусные блюда были представлены Нгуеном Чингисом и Мартна Аюшей!

Как вжились в образ цыганок в танце Ооржак Дугармаа и Чамдан Аржаана. Бесподобный танец! С танцем также выступила и Бады Александра, показав грацию и гибкость.

Голоса Кызыл-оола Акима, Намдала Миндугжапа и Хомушку Чингиза, которые исполнили песни, приятно удивили зрителей. Какой талант!

А какой нежный букет собрала Шаравии Валерия, показав свои умения в флористике.

В случае если талант невозможно раскрыть в рамках актового зала, можно было продемонстрировать талант в виде видеоролика. Сергеев Роман и Монгуш Очур сняли видеоролики, где Роман показал умения в резьбе по дереву, а Очур продемонстрировал невероятные трюки на турнике.

Игра на гитаре Чигжита Дамдына растопила сердца всех девушек в зале, а Виктория Сат сыграла на пианино очень трогательное произведение.

Картины, нарисованные Ооржак Уланой, точно не оставили равнодушным никого, как и фотоальбом Бады-Саган Шуру.

Ойдуп Аюш рассказал о своих достижениях в области _____. Аюш - очень талантливый юноша.

                В результате упорнейшей борьбы за звание Мисс и Мистера Лицея победу одержали Ооржак Улана - 10 «А» класс и Монгуш Очур из 11 «»А класса, набрав наибольшее количество баллов во всех этапах.

Призеры в номинациях:

Мисс зрительских симпатий — Бады Александра, а Мистер Зрительских симпатий — Нгуен Чингис.

Мисс Талант — Чамдан Аржаана, Мистер Талант — Кызыл-оол Аким.

Мисс грация — Ооржак Дугармаа.

Мисс нежность — Шаравии Валерия.

Мисс харизма — Бады-Саган Шуру.

Мистер уникальность — Намдал Миндугжап.

Мистер Мужественность — Хомущку Чингиз. 

Мисс вежливость — Мартна Аюша.

Мистер вежливость — Ойдуп Аюш.

Мистер музыкальность — Чигжит Дамдын.

Мисс очарование — Сат Виктория.

Мистер разносторонность — Сергеев Роман.

Поздравляем конкурсантов. Вы — большие молодцы!

Благодарим 10 «А»класс и классного руководителя Наталью Александровну за организацию такого красивого мероприятия.

Профилактика экстремизма

«Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься экстремизмом»: Али Магомедов

 

            31q2xSXmpZgВ связи с участившимися случаями призывов к экстремизму среди школьников страны в старших классах Государственного лицея Республики Тыва состоялась беседа с начальником группы по военно-политической (политической) работе Управления Росгвардии по РТ Магомедовым Али Магомедовичем. Али Магомедович тесно сотрудничает с лицеем и читает лекции уже не в первый раз.

            Тема лекции: «Профилактика экстремизма»

            Встреча проходила в свободной непринужденной обстановке, в форме беседы. Али Магомедович начал свою речь с определения слова «экстремизм» и истории его появления.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей.

            Али Магомедович объяснял, что со времен появления общества оно разделилось на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.

            Во время беседы было упомянуто насколько большое влияние на школьников имеют социальные сети и мессенджеры: любая информация, правдива она или нет, воспринимается подростками мгновенно и засоряет их мозг. Современные подростки с трудом могут фильтровать поток информации, который они получают в просторах интернета. Безусловно, это является сильнейшим инструментом для экстремистов для привлечения школьников. Главное — осознавать его последствия.

            За призыв к экстремистским действиям несовершеннолетним от 16 лет грозит уголовное наказание, а также постановка на учет в ОПДН. Эта «шалость» навсегда оставит отрицательный след. Помимо наказания несовершеннолетних, наказание несут и законные представители детей: они платят штрафы от 2000 до 5000 рублей.

            «Чтобы не подвергаться призывам к экстремизму ребятам нужно развиваться умственно: читать больше книг, заниматься спортом. Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься такими вещами.» - советует Али Магомедович.

            В конце встречи лицеисты задавали интересующие их вопросы.

            Благодарим  Управление Росгвардии по РТ в лице Али Магомедовича за сотрудничество!

Китайский язык — это мост

8Y2YcX d B06 апреля прошел II этап городского конкурса «Китайский язык — это мост» среди школьников. Из 164 участников в следующий этап прошли 26 учащихся, в том числе 5 лицеистов, чьи работы рекомендованы для публикации в Сборнике материалов конкурса.

            По результатам II этапа в финал прошла обучающаяся 9 «А» класса Мартна Аюша. Торжественная церемония награждения финалистов Всероссийского конкурса «Китайский язык - это мост» прошла в г.Иркутске, где собралась и команда Центра китайского языка «Мэйхуа».
            На торжественном открытии Конкурса участников поприветствовали Заместитель министра образования Иркутской области Апанович Елена Владимировна и Генеральный консул КНР в г.Иркутске господин Ли Хай.

            Победители награждаются Дипломами Генерального Консульства КНР в г. Иркутске, а также получают право обучения в Центре китайского языка на безвозмездной основе в течение одного учебного года.

            Поздравляем Мартна Аюшу с достижениями в области изучения китайского языка!

Суперсила родителей

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Читать далее...