A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Праздник ШАГАА для 4, 7, 8 классов (сценарий)

 

Цель: приобщение учащихся к традициям тувинского народа, воспитание потребности в изучении тувинской культуры

 

Документы и материалы, созданные до мероприятия: предварительные задания классам (док.2);

 

найдены и распечатаны изображения домашнего скота (док.3-6);

объявление о мероприятии (док.7);

программа хода мероприятия (док.8);

протоколы для жюри всех конкурсов (док.9);

лист заданий для конкурса пословиц (док. 10);

сценарные слова ведущих (док.11);

презентация-оформление на процедуру награждения (док.12)

 

Ход мероприятия:

 

Предварительно классы-участники готовили рисунок «аала» на листе ватмана; формировали команды для участия в конкурсах; для конкурса чтецов, скороговорок и частушек самостоятельно подбирали материал; готовили выступление с благопожеланием для всех присутствующих на заключительной части праздника.
Структура мероприятия включает в себя три части
1) начало и спортивные состязания классов по перетягиванию каната

2) одновременно проводимые конкурсы в разных помещениях за установленное время (25 минут)

◦ тевек спортзал
◦ аркан спортзал
◦ частушки каб.205
◦ пословицы каб.206
◦ стихи о Туве каб.208
◦ скороговорки каб.301

◦ аал каб.305
3) подведение итогов и награждение участников (актовый зал)

Результативность участия в конкурсах определялась в баллах, которые для наглядности и оформления домашней заготовки «аала» соответствовали изображениям домашнего скота:
1 место 4 балла конь

2 место 3 балла корова

3 место 2 балла баран

4 место 1 балл поросенок

Заключительная часть включала музыкальные номера в исполнении учащихся, а также победителей конкурсов декламации, частушек и скороговорок.
Подготовленные выступления с благопожеланиями конкурсно не оценивались. Представление данного домашнего задания завершало мероприятие.
В листе заданий (док.10) в тексте тувинских пословиц вручную исправлялись специфические для тувинского языка буквы в соответствии с орфографией используемых слов, так как столкнулись с технической проблемой компьютерного набора данных букв и распечаткой текстового документа.
Ведущие.

Спортзал.

 

Н: Экии! Хундулуг эштеривис!Силерге Шагаа таварыштыр байыр чедирип тур бис!

М: Добрый день, дорогие друзья!Поздравляем вас с тувинским традиционным праздником Тувы, Шагаа!

М: Обычаи нашего народа

Загадочны и красивы

Среди этих традиций

Есть праздник Шагаа

Н: Все классы-участники должны были подготовить команды для участия в разных конкурсах и макет аала.

М: Результаты участия жюри будет оценивать, выставляя баллы, а баллы будут обозначаться домашним скотом, который необходим в каждом аале.

Н: Конь – 4 балла.

Корова – 3 балла.

М: Баран – 2 балла

Хорошая зверюшка-свинюшка – 1 балл

Н: Команды, заработав свой скот, должны до конца доработать свой аал. Для оформления аала классы располагаются в 305 кабинете.

М: После общего соревнования все команды всех классов одновременно расходятся на конкурсы обращаем ваше внимание, что продожительность конкурсной части ограничеено по времени. Завершение оформления аалов должно пройти быстро и организованно, чтобы мы могли встретиться в актовом зале в 14.45

Н: Сейчас мы напомним весь список конкурсов.

М: Сейчас в спортзале начнется конкурс по перетягиванию каната.

В этом состязания примут участие все классы.

Н: В 14.15 начинаются конкурсы на станциях.

 

Здесь, в спортзале

 

 

Тевек судья Ховалыг Хеймер-оол Алдын-оолович

Аркан Кагай-оол Маадыр Алексеевич

Армреслинг (по желанию) они же

Стихи (кабинет №208) в жюри Жердинская Ирина Николаевна

Пословицы (кабинет № 206) Лицкевич Галина Орланмаевна

Скороговорки (кабинет №301) Бегзи Аяна Викторовна
Седен-Хуурак Алдынай Биин-ооловна
Частушки (кабинет№204) Алдын-оол Вера Мартоловна
М: Оформление аалов будет оценивать Кагай-оол Кахема Антоновна


Н:

Актовый зал.

 

М: Еще раз здравствуйте, дорогие друзья и гости сегодняшнего дня!

Н: Экии! Хундулуг эштеривис болгаш аалчыларывыс!

М: Друг друга мы приветствуем, мир вам, счастья и добра!

Н: Февраль гуляет во дворе,

И щиплет уши детворе,

И красит уши докрасна,

Уйдет февраль-придет весна.

И в такое прекрасное время

Мы встречаем Новый год – Шагаа!

М: 4а класс подготовил нам праздничный номер.

 

Песня 4а класса

 

М: Праздник Шагаа - это тувинский Новый год. Его празднуют в начале Белого месяца по лунному календарю, то есть где-то в конце января — начале февраля.

Н: Точной даты Шагаа не существует. Ее определяют ламы. Долгое время праздник не был официально узаконен. Лишь в 1987 г. он был возрожден как государственный.

М: В Туве праздник Нового года — это особый рубеж, разделяющий старое и новое, прошлое и будущее, добро и зло. К нему тувинцы готовятся заблаговременно.

За три дня до Шагаа обязательно приглашали сказочника. В сказочной форме сохранились предания о смысле каждого года восточного цикла. Хитрая и юркая Мышь оказалась первой в конкурсе, который объявил Царь зверей: кто раньше всех увидит первые лучи солнца Нового года. Мышь первой возвестила о наступлении нового дня, вот цикл и стал начинаться с года Мыши.

М: По восточному календарю заканчивается год

Н: За несколько дней до его начала всю территорию населенного пункта тщательно убирают. Также тщательно, как внутри, так и снаружи, наводят порядок в жилищах. Одежду, обувь, ковры и другие вещи чистят на снегу, старые и изношенные вещи сжигают.

М: Особое внимание тувинцы уделяют алтарям в домах и храмах, где находятся подношения Будде

Н: По народным традициям, в эти праздничные дни тувинцы играли, соревновались не толко радушно угощали гостей, но и показывали свои таланты и способности.

М: Наш веселый день начался с различных конкурсов и сейчас объявим их результаты

М: Прошел конкурс стихов и самым лучшим чтецом стал -

Н: А ты можешь быстро и четко рассказать какую-нибудь скороговорку?

М: Я попробую (говорит запинаясь).

Кижини кижи дээрге

Кижи кижины дээр,

Кижи кижини дивеске, кижи кижини дивес

Н: (смеется)

М: А вот в конкурсе скороговорок 1 место получил -

М: А сможешь ли ты рассказать какую-нибудь частушку?

Н: Да, я попробую

Караланы корунерем

Кастаа-биле, хулуу-биле

Карам эшти корунерем

Каттыраннаан чаны-биле

М: Даа, не очень рассказал (критикует)

Н: А вот настоящий призер по пословицам-

М: Поздравляем! Можешь перед всеми рассказать свою частушку?

(Рассказывает, кто-то хлопает)

Спасибо.

 

Н: 1 место в конкурсе пословиц получает -

М: Своему классу принес призовое место в конкурсе тевек -

Н: Способности этого человека принесли его аалу победу в конкурсе аркан -

М: Самым сильным в армреслинге стал(а) -

Н: Поздравляем всех победителей конкурсов!

М: Итоги аала, благопожелания 4а, 7а, 8а, 8б ( по тувински)

Н: 4 а класска эки озерин,орениирин кузеп тур бис.

(Выходит 4 а и говорит благопожелания всем)

М: 7 а класска хундуткелди кузеп тур бис.

(Выходит 7 а и говорит благопожелания всем)

Н: 8 а класска кан дег кадыкшылды кузеп тур бис.

(Выходит 8 а и говорит благопожелания всем)

М: 8 б класска аас-кежикти кузеп тур бис.

(Выходит 8 б и говорит благопожелания всем Чингиз и Мелисса)

Н: На этом наше мероприятие подходит к концу.

М: Но не праздник! Традиционно этот народный праздник отмечают с родными, близкими. Мы в лицее все, как семья. Давайте, скажем добрые слова друг другу накануне Нового года. Приглашаем для благопожеланий.

Представители классов выступают

М: Спасибо, что были вместе с нами.

 

Н: Бис-биле турганынар дээш четирдивис.Байырлыг.

Новости

Оценка качества образования в ГАНООРТ "ГЛРТ"

 

В соответствии с требованиями письма Министерства образования Республики Тыва

ГАНООРТ "Государственный лицей Республики Тыва" проводит опрос независимой оценки качества образования в лицее (прямая ссылка)

 

Опрос_независимой_оценки_качества_образования.png

 

 QR-код опроса независимой оценки качества образования в лицее.

 

Гранит науки юным по плечу

 

          image 13 04 24 12 55  11 марта состоялась IX ежегодная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Кызылского президентского кадетского училища. Всего в конференции были представлены семь секций по направлениям:

  • инженерные науки (математика);
  • инженерные науки (информатика, физика);
  • социально-гуманитарные дисциплины;
  • русская филология, лингвистика и литература;
  • иностранная филология, лингвистика и литература;
  • естественные науки и современный мир;
  • химия и химические технологии;
  • искусство и культура.

            В конференции приняли участие кадеты и учащиеся школ г. Кызыла. Государственный лицей Республики Тыва на секции «Инженерные науки» представляли Даваа Чингис, обучающийся  6 «А» класса, с проектом «Устройство для тренинга по системам счисления», Чистяков Артур, обучающийся 8 «А» класса, с работой «Разработка модели вертикального плоттера» и Савыр Элеонора, обучающаяся 7 «А» класса, с «Электронно-числовым управлением посредством блютуз». Научный руководитель лицеистов - Кагай-оол Маадыр Алексеевич, учитель информатики Государственного лицея Республики Тыва.

            Приветственным словом конференцию открыла начальник училища Уран-кыс Сергеевна Ондар. Рабочая часть конференции началась с пленарного заседания, на котором были представлены содержательные доклады учителей и сотрудников кадетского училища на актуальные темы.

            По итогам работы конференции Чистяков Артур показал превосходные знания в области информатики и стал обладателем Диплома I степени.

            Членами жюри конференции были независимые эксперты из Тувинского государственного университета и школ города. В числе экспертов секции «Инженерные науки (Математика)» - учитель математики Государственного лицея РТ Куулар Дажы Альбертович, который получил Благодарственное письмо за сотрудничество.

            Поздравляем лицеистов с победой на IX-й ежегодной научно-практической конференции «Гранит науки юным по плечу»!

Учитель физики Гослицея в образовательном центре «Сириус»

            image 11 04 24 03 06 1С 26 марта по 1 апреля Сергеева Наталья Александровна, учитель физики первой квалификационной категории, обладатель Гранта Президента России  «Лучший учитель РФ-2022», прошла повышения квалификации в Образовательном Фонде "Талант и успех" по дополнительной профессиональной программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход", которая ежегодно проводится на базе образовательного центра «Сириус» в г. Сочи.

            Программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах создания образовательной среды для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей по физико-математическому направлению.    

            Для участия в конкурсном отборе заявки подали 393 участника из всех регионов страны, приглашены 50 учителей, в том числе Наталья Александровна, набравшие наибольшее количество баллов.

            «Задания конкурсного отбора повышенного уровня сложности, включающее в себя лабораторно-практическое задание, где требуется творческое решение. Узнав о начале приема заявок, я без сомнения решила принять участие в конкурсном отборе. Задания были сложные, но занимательные! Для меня было огромной честью представлять нашу республику в такой масштабной программе.» - поделилась Наталья Александровна.

            Программа очень насыщенная, занятия проходили с утра до вечера. Учебный план курса включал в себя лекционные занятия и защиту проекта.

            Курс вели сильнейшие преподаватели ведущих ВУЗов и учителя физики, которые подготовили не одно поколение победителей и призёров ВсОШ регионального и заключительного этапов и являются составителями олимпиадных заданий по физике.

            Поздравляем Наталью Александровну с прохождением повышения квалификации по программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход"!

Мисс и Мистер Лицея — 2024

 

                image 08 04 24 03 406-го апреля в актовом зале лицея царила атмосфера красоты, грации и мужества, где собрались представители 9-х-11-ых классов на самом долгожданном событии года - конкурсе «Мисс и Мистер Лицея — 2024».

                Основная цель мероприятия: выявление и развитие творческих способностей лицеистов.

                За две недели до начала конкурса на образовательной платформе Мудл было организовано голосование  «Мисс и Мистер зрительский симпатий», в котором принимали участие все учителя и лицеисты. Именно там можно было познакомиться с конкурсантами. От каждого класса принимали участие две пары — всего 16 участников.

Конкурс состоял из нескольких этапов:

1. Визитка;

2. Парный танец;

3. Конкурс таланта;

4. Конкурс на знание этикета.

                Все участники-представители классов тщательно готовились к конкурсу, жюри было очень сложно выделить кого-то. Какие все талантливые, прекрасные и разносторонние! Все конкурсанты покорили сердца жюри и раскрыли свои скрытые таланты: творческие, умственные, а также таланты в кулинарии:

Какие вкусные блюда были представлены Нгуеном Чингисом и Мартна Аюшей!

Как вжились в образ цыганок в танце Ооржак Дугармаа и Чамдан Аржаана. Бесподобный танец! С танцем также выступила и Бады Александра, показав грацию и гибкость.

Голоса Кызыл-оола Акима, Намдала Миндугжапа и Хомушку Чингиза, которые исполнили песни, приятно удивили зрителей. Какой талант!

А какой нежный букет собрала Шаравии Валерия, показав свои умения в флористике.

В случае если талант невозможно раскрыть в рамках актового зала, можно было продемонстрировать талант в виде видеоролика. Сергеев Роман и Монгуш Очур сняли видеоролики, где Роман показал умения в резьбе по дереву, а Очур продемонстрировал невероятные трюки на турнике.

Игра на гитаре Чигжита Дамдына растопила сердца всех девушек в зале, а Виктория Сат сыграла на пианино очень трогательное произведение.

Картины, нарисованные Ооржак Уланой, точно не оставили равнодушным никого, как и фотоальбом Бады-Саган Шуру.

Ойдуп Аюш рассказал о своих достижениях в области _____. Аюш - очень талантливый юноша.

                В результате упорнейшей борьбы за звание Мисс и Мистера Лицея победу одержали Ооржак Улана - 10 «А» класс и Монгуш Очур из 11 «»А класса, набрав наибольшее количество баллов во всех этапах.

Призеры в номинациях:

Мисс зрительских симпатий — Бады Александра, а Мистер Зрительских симпатий — Нгуен Чингис.

Мисс Талант — Чамдан Аржаана, Мистер Талант — Кызыл-оол Аким.

Мисс грация — Ооржак Дугармаа.

Мисс нежность — Шаравии Валерия.

Мисс харизма — Бады-Саган Шуру.

Мистер уникальность — Намдал Миндугжап.

Мистер Мужественность — Хомущку Чингиз. 

Мисс вежливость — Мартна Аюша.

Мистер вежливость — Ойдуп Аюш.

Мистер музыкальность — Чигжит Дамдын.

Мисс очарование — Сат Виктория.

Мистер разносторонность — Сергеев Роман.

Поздравляем конкурсантов. Вы — большие молодцы!

Благодарим 10 «А»класс и классного руководителя Наталью Александровну за организацию такого красивого мероприятия.

Профилактика экстремизма

«Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься экстремизмом»: Али Магомедов

 

            31q2xSXmpZgВ связи с участившимися случаями призывов к экстремизму среди школьников страны в старших классах Государственного лицея Республики Тыва состоялась беседа с начальником группы по военно-политической (политической) работе Управления Росгвардии по РТ Магомедовым Али Магомедовичем. Али Магомедович тесно сотрудничает с лицеем и читает лекции уже не в первый раз.

            Тема лекции: «Профилактика экстремизма»

            Встреча проходила в свободной непринужденной обстановке, в форме беседы. Али Магомедович начал свою речь с определения слова «экстремизм» и истории его появления.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей.

            Али Магомедович объяснял, что со времен появления общества оно разделилось на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.

            Во время беседы было упомянуто насколько большое влияние на школьников имеют социальные сети и мессенджеры: любая информация, правдива она или нет, воспринимается подростками мгновенно и засоряет их мозг. Современные подростки с трудом могут фильтровать поток информации, который они получают в просторах интернета. Безусловно, это является сильнейшим инструментом для экстремистов для привлечения школьников. Главное — осознавать его последствия.

            За призыв к экстремистским действиям несовершеннолетним от 16 лет грозит уголовное наказание, а также постановка на учет в ОПДН. Эта «шалость» навсегда оставит отрицательный след. Помимо наказания несовершеннолетних, наказание несут и законные представители детей: они платят штрафы от 2000 до 5000 рублей.

            «Чтобы не подвергаться призывам к экстремизму ребятам нужно развиваться умственно: читать больше книг, заниматься спортом. Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься такими вещами.» - советует Али Магомедович.

            В конце встречи лицеисты задавали интересующие их вопросы.

            Благодарим  Управление Росгвардии по РТ в лице Али Магомедовича за сотрудничество!

Китайский язык — это мост

8Y2YcX d B06 апреля прошел II этап городского конкурса «Китайский язык — это мост» среди школьников. Из 164 участников в следующий этап прошли 26 учащихся, в том числе 5 лицеистов, чьи работы рекомендованы для публикации в Сборнике материалов конкурса.

            По результатам II этапа в финал прошла обучающаяся 9 «А» класса Мартна Аюша. Торжественная церемония награждения финалистов Всероссийского конкурса «Китайский язык - это мост» прошла в г.Иркутске, где собралась и команда Центра китайского языка «Мэйхуа».
            На торжественном открытии Конкурса участников поприветствовали Заместитель министра образования Иркутской области Апанович Елена Владимировна и Генеральный консул КНР в г.Иркутске господин Ли Хай.

            Победители награждаются Дипломами Генерального Консульства КНР в г. Иркутске, а также получают право обучения в Центре китайского языка на безвозмездной основе в течение одного учебного года.

            Поздравляем Мартна Аюшу с достижениями в области изучения китайского языка!

Суперсила родителей

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Читать далее...