A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Высшее достоинство героя состоит в том, чтобы не терять присутствия духа в бурях современности. Жан Поль

Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

А.П. Чехов.

 

    Когда родители, вдруг узнают, что их чадо балуется электронными сигаретами, вейпом или другими табачными изделиями, то сразу возникает вопрос: «Почему?» Как наказать? Что делать?par3

Большинство детей знают о вреде курения, так почему же они продолжают пАрить? По той же причине:  к активному веществу и стимулятору ЦНС развивается привыкание. Никотин, химические вещества  воздействует на центры головного мозга, что и амфитамины и кокаин.

Важно понять, почему ваш ребенок начал закидывать камни в рот.

Есть несколько причин употребления психоактивных веществ.

Социокультурная точка зрения предполагает, что зависимость от курения проявляется в тех семьях, где один из родителей курит. Благодаря сигаретам можно подражать взрослым. Ведь подростковый возраст — рубеж между детством и взрослой жизнью. По сути, игра в переосмысление всего. Подражание взрослым помогает почувствовать себя старше. И если взрослый курит, значит, это круто, а значит, подросткам надо курить тоже. И, если задуматься, сигареты и вправду очень влияют на восприятие возраста. Здесь не рассматривается случай из любопытства пару раз. Спросите себя: «В моей семье курят?» Если да, то и для ребенка это становится нормой.

Сторонники психодинамической точки зрения выдвигают предположение о том, что в том случае, когда родители не удовлетворяют потребности маленького ребенка в заботе, ласке и внимании, материальное обеспеченье ребенка не в счет, здесь важны эмоциональные проявления родителей, то ребенок вероятно, вырастает излишне зависимым от других людей (одноклассников, друзей и др.), ища у них помощи и утешения и пытаясь получить внимание, которых ему не доставало в детстве. Если этот поиск внешних источников включает экпериментирование с психоактивнвми веществами или курение, то подросток с неустойчивой психикой в кризисе подросткового возраста  может выработать зависимость к курению. Спросите себя, уважаемые родители,  как часто вы проводите время со своим ребенком, сколько раз в день вы дарите телесные ласки и как часто разговариваете «по душам». Если ваш ответ «не часто», то уже сейчас, возможно, ваш ребенок пАрит по душам с одноклассниками, а чтобы не отличаться ему приходится взять электронную сигарету в рот. Компания на курение влияет очень сильно. Если все вокруг тебя курят, то сложно самому побороть желание хотя бы попробовать. Это чувство сродни тому, когда все вокруг что-то умеют, а ты нет, и из-за этого ты как будто в стороне.par2

Существует еще одна точка зрения, основанная на теории подкрепления, подростки как «собака Павлова» якорят положительные эмоции. Например, во временном ослаблении состояния напряжения или повышенного настроения выкуренная сигарета играет, как условный рефлекс, обладает подкрепляющим эффектом. Формируется связь: меня никто не понимает - затяжка – мне хорошо – затяжка, то есть, когда пАрю мне хорошо. Тем самым увеличивается вероятность того, что подростки будут стремиться ощутить эти реакции снова и снова, чтобы «вылечить» себя, когда они ощущают напряжение. А напряжение они ощущают чаще всего от неудач в учебной деятельности. Или как у преступника, который возвращается на место преступления,  условно-рефлекторный стимул формируется от места получения положительных эмоций, где выкуривал электронную или обычную сигарету или  вейп например, школьная раздевалка или туалет, может действовать как классический условный рефлекс и доставлять то же удовольствие, которое вызывает сама сигарета.

Результатом недавнего шквала исследований в области получения изображений головного мозга стало предположение о том, что многие, а возможно, и все психоактивные  препараты и наркотики в конечном счете активизируют центр удовольствия, или «проводящий путь удовольствия» в головном мозге (Volkow et al., 1997). Ключевым в этом центре удовольствия является дофамин. Когда дофамин там активирован, человек, в нашем случае подросток, испытывает состояние удовольствия. Музыка способствует активации дофамина в центре удовольствия. Такое же воздействие может оказывать крепкое объятие или похвала. И так же действуют психоактивные вещества. Так что, уважаемые родители, своевременной и честной похвалой вы можете закрепить у подростка любое поведение на уровне рефлекса. 

Любой человек, будь то ребенок или взрослый  будет страдать от синдрома дефицита удовольствия, когда центры удовольствия не получают достаточной активизации в повседневной жизни. Поэтому и подростки обращаются к психоактивнвм препаратам, курению, алкоголю для того, чтобы стимулировать свои центры удовольствия, особенно во время стресса. И здесь мы снова видим замкнутый круг. Материальная любовь родителей лишь на время снимает напряжение, а хочется, чтобы с тобой поговорили, услышали беды и радости, происходящие с тобой в школе. Отговорки родителей, что ты еще маленький. Снова возникает вопрос: как часто вы качественно общаетесь со своим ребенком.

Приходишь в школу, там не успешность, не понимающие учителя, снова стресс. А выкуренная сигарета в компании, где тебя понимают, якорит следующую, что с друзьями мне хорошо. Разорвите цепочку, родители! Пусть в семье будет крепкий тыл у ваших детей.

В нейропсихологии есть еще одна причина курения. Это причина отсылает нас на несколько лет назад, начинается «не здесь и не сейчас», а в момент рождения ребенка.

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество поисковой системы.

Грудное вскармливание и курение. В чем здесь связь? Существуют причины, которые могут стать пусковым механизмом курения вашего ребенка в подростковом возрасте. Тема интимная для каждой женщины. Ребенок рождается с определенным количеством безусловных рефлексов (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонный и др.), обеспечивающих выживаемость в новых условиях этого мира. Многие рефлексы идут с нами по жизни, а другие, появившись и сыграв свою роль, угасают. Это нужно, чтобы мозг больше не тратил на них свою энергию. Среди них сосательный рефлекс, который актуален на протяжении первого года жизни человека, это обусловлено нашей физиологией, природой. Природа определила, что ребенку старше одного года или полутора лет этот рефлекс не нужен. Сосательный рефлекс формируется у ребенка в первые минуты жизни. Через угасание всех рефлексов ребенок должен пройти. Если чаще всего, когда ваш ребенок начинал плакать, то вы сразу давали ему грудь или пустышку, он получал эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, тем самым, этот рефлекс помогал малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее, тогда у ребенка происходит фиксация на уровне мне плохо - мне хорошо, вырастая дети для успокоения могут сосать и грызть шариковые ручки, карандаши, девочки иногда берут в рот кончики своих косичек.  То есть сосание для младенца – это потребность и удовольствие, напрямую не всегда связанная с чувством голода.par1

В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс может вызвать привычку к курению, формируется привычка «засасывать» нервозность и настороженность, вы можете это видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянуться к сигарете, что подтверждает данное предположение. (Здесь нужны пояснения. Вам покажется, что здесь пишется о возрастных ограничениях, но все дети разные, и изменения не происходят ровно день в день. Оказывается, это понятно не всем. Так вот, дети разные не у всех сосательный рефлекс исчезает именно в 1 год. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст один с половиной год). Поэтому, если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Всем людям, а подросткам особенно, важны контакт и принятие. Нарушающим правила подросткам важно, чтобы их замечали и признавали. Если эта потребность не удовлетворена, есть масса способов разрядиться, снять напряжение. Курение — один из них, хоть и вредный.

            Родителям надо понимать, что эта затея требует сил, терпения, времени и уступчивости. Родителю стоит начать диалог с ребенком, акцентируя внимание не на вреде курения, а на своих личных переживаниях по поводу того, что подросток курит. Отец или мать могут рассказать о собственных тревоге, страхе, бессилии, злости.

Цель родительского разговора — создать контакт, пространство уважения и доверия, а не покорности и страха. Установив с ребенком контакт (на это, кстати, может уйти масса времени и не один разговор по душам), родитель сумеет узнать, чего на самом деле хочет ребенок, чего ему не хватает, какие потребности. И тогда родитель сможет либо дать подростку то, что ему необходимо, либо прямо договориться о том, как он может содействовать получению желаемого. Доводы, что вредно не работают. Сейчас ответьте себе, вы знаете, что хочет ваш ребенок? Его любимая музыка? Как зовут его друзей? С кем переписывается в интернете? Кто нравится из противоположного пола?

Проанализируйте вашу семейную ситуацию. Может быть, что вы считаете заботой, ребенком воспринимается как нехватка ощущения независимости и свободы, что в семье многое решают за него и он живет с ощущением отсутствия воли. Противостояние в семье может носить скрытый характер с близкими, с которыми чаще всего по его субъективному мнению   конфликты. При попытке воплотить свои желания в жизнь подростки  сталкиваются с тем, что зависят от родителей и других родственников. На этапе взросления (7-8 класс) важно выстроить уважительные и теплые отношения с ребенком и другими членами семьи.

Благодаря сигаретам детям кажется, что легче справляться со своими проблемами, а их у подростков очень много: ссоры с семьей, плохая учёба, конфликты с друзьями.

Попробуйте поставить себя на место подростка

Теперь давайте вспомним все причины, которые я привела выше, и подумаем, что делать родителям. Если начать резко вводить какие-то санкции в отношении ребенка, то вы не просто испортите с ним отношения, но и не остановите курение.

Лучшее, что можно сделать, — это поговорить. Например, рассказать, насколько вредны сигареты. Или найти разные статьи и видео о том, какие сигареты вреднее.

Главное, что я хочу донести, — не нужно идти против подростка. Стоит понять его, поговорить с ним, рассказать о своём опыте, показать факты. Такой подход не портит отношения с ребёнком, даже улучшает их. Ведь гораздо лучше договариваться, чем воевать. Быть родителем подростка – это как отслужить в армии: «Кто не был, тот будет, кто был – тот не забудет».

Кричать, заставить выкурить всю пачку, сажать под домашний арест, запрещать общаться с «плохими друзьями», лишать карманных денег — всё это пережитки прошлого. Чтобы как-то повлиять на ребёнка, который затеял играть в курильщика, нужно просто с ним правильно поговорить.

Как бы сейчас, это странно не звучало, но таким поведением ребёнок решает для себя важные жизненные задачи при прохождении подросткового кризиса, которого так боятся многие родители.

Их может быть несколько и все они знаковые для его возраста и ваше желание прекратить это может  привести  к протестному поведению – курению.

      • поддержание статуса среди ровесников;
      • любопытство и примеривание на себя роли взрослого;
      • отстаивание своих границ и независимости;
      • попытка кому-либо и что-либо доказать, найти справедливость;
      • попытка поддержать свою самооценку.

Такое поведение выглядит ужасным, но задачи, которые ребёнок решает внутри себя, — позитивные.

Родителям нужно это понять. Только тогда они смогут поговорить с ребёнком, а не кричать и не требовать невыполнимое. Попробуйте его выслушать. Спросите, что он почувствовал, понравилось ли ему. Если он вам скажет, что гордится собой, примите этот факт.

Хочет быть взрослым? Вместе напишите список дел и согласуйте его с подростком важность каждого пункта. Донесите, что отныне относитесь к нему, как к взрослому и он будет нести ответственность за эти дела. Объясните, к каким последствиям приведет невыполнение задач, и какие поощрения будут за сделанные дела. Поощряйте мелкими бонусами. Вырабатывайте условный рефлекс.

Объяснять ничего не нужно. Часто простое проговаривание вслух очень помогает. Например, так: «Знаешь, я сейчас скажу тебе одну вещь, только ты не обижайся. Мне показалось, что ты туда бегаешь только потому, что хочешь приобщиться к кругу старшеклассников. Они тебя принимают и не насмехаются над тобой. Да, в этом есть что-то особенное. Но, может быть, есть и другое, что сделает тебя частью коллектива? Потому что этот путь  – быть принятым через нечто внешнее (дорогие кроссовки, новый смартфон или курение) — он тебя никак не меняет. Тебя принимают ровно там и тогда, когда ты куришь или показываешь свой телефон. Но самое крутое на свете  – это когда ты сам как-то меняешься и растёшь. И тебя принимают таким, какой ты есть». И самое главное, чтобы быть в глазах ребенка авторитетным, достаточно выполнять одно правило: держать слово. Ничто не разочаровывает так, как невыполненные обещания. Сколько раз вы, как родитель не сдерживал данное слово ребенку? Вот вам и протест.

 

 

Помните, что факт сегодня кажущийся мелочным, одиночным и не имеющим значения, завтра в связи с новыми открытиями, может сделаться зерном новой плодотворной отрасли знания.

В подготовке материала использован сайт mel.fm. и книга Комер Р. Патопсихология поведения. – СПБ.:прйм-ЕВРОЗНАК, 2002.-608с.(Серия «Психологическая энциклопедия»)

Новости

Оценка качества образования в ГАНООРТ "ГЛРТ"

 

В соответствии с требованиями письма Министерства образования Республики Тыва

ГАНООРТ "Государственный лицей Республики Тыва" проводит опрос независимой оценки качества образования в лицее (прямая ссылка)

 

Опрос_независимой_оценки_качества_образования.png

 

 QR-код опроса независимой оценки качества образования в лицее.

 

Гранит науки юным по плечу

 

          image 13 04 24 12 55  11 марта состоялась IX ежегодная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Кызылского президентского кадетского училища. Всего в конференции были представлены семь секций по направлениям:

  • инженерные науки (математика);
  • инженерные науки (информатика, физика);
  • социально-гуманитарные дисциплины;
  • русская филология, лингвистика и литература;
  • иностранная филология, лингвистика и литература;
  • естественные науки и современный мир;
  • химия и химические технологии;
  • искусство и культура.

            В конференции приняли участие кадеты и учащиеся школ г. Кызыла. Государственный лицей Республики Тыва на секции «Инженерные науки» представляли Даваа Чингис, обучающийся  6 «А» класса, с проектом «Устройство для тренинга по системам счисления», Чистяков Артур, обучающийся 8 «А» класса, с работой «Разработка модели вертикального плоттера» и Савыр Элеонора, обучающаяся 7 «А» класса, с «Электронно-числовым управлением посредством блютуз». Научный руководитель лицеистов - Кагай-оол Маадыр Алексеевич, учитель информатики Государственного лицея Республики Тыва.

            Приветственным словом конференцию открыла начальник училища Уран-кыс Сергеевна Ондар. Рабочая часть конференции началась с пленарного заседания, на котором были представлены содержательные доклады учителей и сотрудников кадетского училища на актуальные темы.

            По итогам работы конференции Чистяков Артур показал превосходные знания в области информатики и стал обладателем Диплома I степени.

            Членами жюри конференции были независимые эксперты из Тувинского государственного университета и школ города. В числе экспертов секции «Инженерные науки (Математика)» - учитель математики Государственного лицея РТ Куулар Дажы Альбертович, который получил Благодарственное письмо за сотрудничество.

            Поздравляем лицеистов с победой на IX-й ежегодной научно-практической конференции «Гранит науки юным по плечу»!

Учитель физики Гослицея в образовательном центре «Сириус»

            image 11 04 24 03 06 1С 26 марта по 1 апреля Сергеева Наталья Александровна, учитель физики первой квалификационной категории, обладатель Гранта Президента России  «Лучший учитель РФ-2022», прошла повышения квалификации в Образовательном Фонде "Талант и успех" по дополнительной профессиональной программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход", которая ежегодно проводится на базе образовательного центра «Сириус» в г. Сочи.

            Программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах создания образовательной среды для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей по физико-математическому направлению.    

            Для участия в конкурсном отборе заявки подали 393 участника из всех регионов страны, приглашены 50 учителей, в том числе Наталья Александровна, набравшие наибольшее количество баллов.

            «Задания конкурсного отбора повышенного уровня сложности, включающее в себя лабораторно-практическое задание, где требуется творческое решение. Узнав о начале приема заявок, я без сомнения решила принять участие в конкурсном отборе. Задания были сложные, но занимательные! Для меня было огромной честью представлять нашу республику в такой масштабной программе.» - поделилась Наталья Александровна.

            Программа очень насыщенная, занятия проходили с утра до вечера. Учебный план курса включал в себя лекционные занятия и защиту проекта.

            Курс вели сильнейшие преподаватели ведущих ВУЗов и учителя физики, которые подготовили не одно поколение победителей и призёров ВсОШ регионального и заключительного этапов и являются составителями олимпиадных заданий по физике.

            Поздравляем Наталью Александровну с прохождением повышения квалификации по программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход"!

Мисс и Мистер Лицея — 2024

 

                image 08 04 24 03 406-го апреля в актовом зале лицея царила атмосфера красоты, грации и мужества, где собрались представители 9-х-11-ых классов на самом долгожданном событии года - конкурсе «Мисс и Мистер Лицея — 2024».

                Основная цель мероприятия: выявление и развитие творческих способностей лицеистов.

                За две недели до начала конкурса на образовательной платформе Мудл было организовано голосование  «Мисс и Мистер зрительский симпатий», в котором принимали участие все учителя и лицеисты. Именно там можно было познакомиться с конкурсантами. От каждого класса принимали участие две пары — всего 16 участников.

Конкурс состоял из нескольких этапов:

1. Визитка;

2. Парный танец;

3. Конкурс таланта;

4. Конкурс на знание этикета.

                Все участники-представители классов тщательно готовились к конкурсу, жюри было очень сложно выделить кого-то. Какие все талантливые, прекрасные и разносторонние! Все конкурсанты покорили сердца жюри и раскрыли свои скрытые таланты: творческие, умственные, а также таланты в кулинарии:

Какие вкусные блюда были представлены Нгуеном Чингисом и Мартна Аюшей!

Как вжились в образ цыганок в танце Ооржак Дугармаа и Чамдан Аржаана. Бесподобный танец! С танцем также выступила и Бады Александра, показав грацию и гибкость.

Голоса Кызыл-оола Акима, Намдала Миндугжапа и Хомушку Чингиза, которые исполнили песни, приятно удивили зрителей. Какой талант!

А какой нежный букет собрала Шаравии Валерия, показав свои умения в флористике.

В случае если талант невозможно раскрыть в рамках актового зала, можно было продемонстрировать талант в виде видеоролика. Сергеев Роман и Монгуш Очур сняли видеоролики, где Роман показал умения в резьбе по дереву, а Очур продемонстрировал невероятные трюки на турнике.

Игра на гитаре Чигжита Дамдына растопила сердца всех девушек в зале, а Виктория Сат сыграла на пианино очень трогательное произведение.

Картины, нарисованные Ооржак Уланой, точно не оставили равнодушным никого, как и фотоальбом Бады-Саган Шуру.

Ойдуп Аюш рассказал о своих достижениях в области _____. Аюш - очень талантливый юноша.

                В результате упорнейшей борьбы за звание Мисс и Мистера Лицея победу одержали Ооржак Улана - 10 «А» класс и Монгуш Очур из 11 «»А класса, набрав наибольшее количество баллов во всех этапах.

Призеры в номинациях:

Мисс зрительских симпатий — Бады Александра, а Мистер Зрительских симпатий — Нгуен Чингис.

Мисс Талант — Чамдан Аржаана, Мистер Талант — Кызыл-оол Аким.

Мисс грация — Ооржак Дугармаа.

Мисс нежность — Шаравии Валерия.

Мисс харизма — Бады-Саган Шуру.

Мистер уникальность — Намдал Миндугжап.

Мистер Мужественность — Хомущку Чингиз. 

Мисс вежливость — Мартна Аюша.

Мистер вежливость — Ойдуп Аюш.

Мистер музыкальность — Чигжит Дамдын.

Мисс очарование — Сат Виктория.

Мистер разносторонность — Сергеев Роман.

Поздравляем конкурсантов. Вы — большие молодцы!

Благодарим 10 «А»класс и классного руководителя Наталью Александровну за организацию такого красивого мероприятия.

Профилактика экстремизма

«Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься экстремизмом»: Али Магомедов

 

            31q2xSXmpZgВ связи с участившимися случаями призывов к экстремизму среди школьников страны в старших классах Государственного лицея Республики Тыва состоялась беседа с начальником группы по военно-политической (политической) работе Управления Росгвардии по РТ Магомедовым Али Магомедовичем. Али Магомедович тесно сотрудничает с лицеем и читает лекции уже не в первый раз.

            Тема лекции: «Профилактика экстремизма»

            Встреча проходила в свободной непринужденной обстановке, в форме беседы. Али Магомедович начал свою речь с определения слова «экстремизм» и истории его появления.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей.

            Али Магомедович объяснял, что со времен появления общества оно разделилось на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.

            Во время беседы было упомянуто насколько большое влияние на школьников имеют социальные сети и мессенджеры: любая информация, правдива она или нет, воспринимается подростками мгновенно и засоряет их мозг. Современные подростки с трудом могут фильтровать поток информации, который они получают в просторах интернета. Безусловно, это является сильнейшим инструментом для экстремистов для привлечения школьников. Главное — осознавать его последствия.

            За призыв к экстремистским действиям несовершеннолетним от 16 лет грозит уголовное наказание, а также постановка на учет в ОПДН. Эта «шалость» навсегда оставит отрицательный след. Помимо наказания несовершеннолетних, наказание несут и законные представители детей: они платят штрафы от 2000 до 5000 рублей.

            «Чтобы не подвергаться призывам к экстремизму ребятам нужно развиваться умственно: читать больше книг, заниматься спортом. Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься такими вещами.» - советует Али Магомедович.

            В конце встречи лицеисты задавали интересующие их вопросы.

            Благодарим  Управление Росгвардии по РТ в лице Али Магомедовича за сотрудничество!

Китайский язык — это мост

8Y2YcX d B06 апреля прошел II этап городского конкурса «Китайский язык — это мост» среди школьников. Из 164 участников в следующий этап прошли 26 учащихся, в том числе 5 лицеистов, чьи работы рекомендованы для публикации в Сборнике материалов конкурса.

            По результатам II этапа в финал прошла обучающаяся 9 «А» класса Мартна Аюша. Торжественная церемония награждения финалистов Всероссийского конкурса «Китайский язык - это мост» прошла в г.Иркутске, где собралась и команда Центра китайского языка «Мэйхуа».
            На торжественном открытии Конкурса участников поприветствовали Заместитель министра образования Иркутской области Апанович Елена Владимировна и Генеральный консул КНР в г.Иркутске господин Ли Хай.

            Победители награждаются Дипломами Генерального Консульства КНР в г. Иркутске, а также получают право обучения в Центре китайского языка на безвозмездной основе в течение одного учебного года.

            Поздравляем Мартна Аюшу с достижениями в области изучения китайского языка!

Суперсила родителей

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Читать далее...