A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Психологию можно применить и к практике туристической деятельности. Занимаясь «психологией туриста», можно искать ответ на такие вопросы, как: Зачем вообще ходить в походы? Каково поведения человека, находящегося под воздействием сильных эмоций (к примеру, эмоции страха). Какую роль играет туризм в процессе самопознания? Что делать, чтобы не быть вовлеченным в конфликтные отношения, и как вести себя, если это все же произошло? Как влияет участие в походе на последующее психологическое состояние человека? Как реагирует флегматичного темперамента на возникшую экстремальную ситуацию?pt1

Под туризмом мы обычно понимаем целенаправленную (или бесцельную) более или менее продолжительную жизнедеятельность человека (либо группы людей) в условиях дикой необустроенной (или практически необустроенной) природы (в лесу, степи, пустынях, горах, пещерах, и т.д.). Попутно нужно заметить, что каждому из нас присуще, в той или иной степени, нравственное сознание, нравственное чувство (совесть) и нравственная воля. Обычно говорят или о нравственной стороне души, или отдельно выделяют нравственную сторону человека, называя ее «человеческий дух». Изучение проблем, связанных с совестью, как правило, выходит за рамки психологии в общем случае, говоря о психологии туризма, мы говорим о состоянии души (ума, чувства, воли, нравственной сферы) человека, который или находится в условиях дикой необустроенной природы, или готовится к пребыванию в этих условиях.

Любому туристу известно, что основной проблемой туризма, на решение которой направлено множество усилий, является проблема безопасности этого вида человеческой деятельности. Туристу необходимо вернуться из похода живым и здоровым – это аксиома, с которой вряд-ли кто будет спорить. Но если заняться анализом различного рода чрезвычайных происшествий, которые могут случиться в походах, видно, что основной причиной большинства этих событий являются те или иные факторы психологического плана. Можно смело заявить – психологическая подготовка туриста является фактором безопасности, и должна занять свое место, став рядом с физической и технической подготовкой. На мой взгляд, психолога каждому туристу необходимо научиться элементарным приемам психологической тренировки, и постоянно заниматься такого вида тренировками (это, кстати, поможет сохранить себя и в обычной повседневной городской жизни). Пример. В крайней опасности у человека мгновенно развивается эмоциональный стресс страха. Реакция большинства нетренированных людей на сильный страх – сначала впасть в «ступор», когда мышцы каменеют и невозможно двигаться, а затем мгновенно перейти к сильной психологической (мышление лихорадочно ищет выход из ситуации) и двигательной (человек бежит неизвестно куда) активности. Но за время «ступора» ситуация может стать уже неконтролируемой, а активная фаза мешает трезво оценить обстановку – оба варианта чреваты травматизмом или гибелью. Тренировка может помочь развить в себе, к примеру, другую реакцию на страх – трезвую оценку ситуации, и быстрый, но при этом плавный, уход от опасности.pt2

Каждый из нас, людей, является уникальной неповторимой личностью. Каждый из нас уникален, копии нет и быть не может. Туристам важно знать следующее. Кратковременные невротические состояния с их симптомами знакомы почти каждому участнику похода – каждый из нас в принципе невротик и как бы уже готов к неврозу. Неврозом – в виде вспыльчивости, нетерпеливости, раздражительности, и др. - может заболеть любой человек в условиях умственного, эмоционального или физического переутомления. Следовательно, при часто встречающихся в туристской практике усталости и переутомлении следует ожидать от себя и окружающих всяческого рода невротических реакций, и стараться адекватно реагировать на них, для чего крайне необходима психологическая тренировка.

Всегда за любыми поступками человека скрываются именно потребности, желания и цели. Столкновение особенно важных потребностей (с их желаниями и целями) обычно приводят к конфликтам (об этом еще будет речь). Поэтому кто собирается в туристический поход совершенно необходимо научиться сопоставлять свои потребности с потребностями других, а так же научиться до начала процесса достижения какой-либо цели взвесить свои возможности, средства, и, главное, оценить последствия предстоящих действий. Последнее особенно важно – в условиях необустроенной природы даже пустяк может стоить здоровья или жизни (своей или другого).

Начнем мы с того, что относится к особенностям функционирования нервной системы человека – с темперамента. Темперамент человека напрямую зависит от имеющегося в данный момент состояния его нервной системы, точнее, от особенностей протекания в ней процессов возбуждения и торможения.pt3

Холерик (второе название Безудержный). Человек подвижен, возбудим, с трудом доводит до конца задуманное, ему свойственна быстрая смена настроений. Можно предположить, что в условиях путешествия холерик будет бурно восторгаться окружающими его красотами, легко переключаться между видами деятельности, «будоражить» своих товарищей, легко вступать в конфликты, и так далее. Видимо, он быстро устанет от путешествия, и будет с нетерпением ждать окончания похода – но лишь для того, чтобы через день после возвращения уже мечтать о следующем походе. В условиях природы для холерика есть такая дилемма – его подвижность и быстрая возбудимость может оказаться как роковой, так и спасительной.

Сангвиник (второе название Живой). Человек энергичен, быстр, жизнерадостен, общителен, сравнительно легко реагирует на жизненные трудности. Этот тип темперамента идеален для туриста – при всех том положительном, что возможно для него в походе, трудно найти то, что было бы для него опасно.

Флегматик (второе название Спокойный). Человек уравновешен, спокоен, медлителен, ему сложно быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Можно предположить, что в путешествии флегматику из-за его медлительности будет сложно, сложности по этому поводу могут возникнуть и у его спутников. Однако в сложных условиях его спокойствие может вселить уверенность в остальных, и флегматика трудно заменить тогда, когда необходимо спокойно и уравновешенно решить какую-либо одну проблему. Если руководитель похода возложит большую работу или обязанности во время похода на ученика с флегматическим темпераментом, то его нервная система быстро истощится, появятся вспыльчивость, результатом чего будет немотивированная жесткость, и кончится это головными болями, общим недомоганием, неврастенией. И как результат безопасность группы будет нарушена.pt4

Меланхолик (второе название Слабый). Человек чувствителен к невзгодам, замкнут, застенчив, робок, быстро утомляется, склонен к грусти. Меланхолику стать туристом сложнее всего. Ему будет сложно в путешествии преодолеть трудности, застенчивость и робость станут преградой в общении, его быстрая утомляемость сделает его последним на маршруте и создаст проблемы для других. Тем не менее, меланхолики в туризме есть, и это те, которые находятся в постоянной упорной борьбе со своей природой, которые путем постоянных тренировок пытаются преодолеть себя, и для них туризм – идеальное для этого поприще.

Важно понимать, что типы темперамента – это теоретические «полюса», в «чистом» виде не проявляющиеся ни в какой личности. Их проявление зависит от врожденных свойств нервной системы, от деятельности самого человека (волевые усилия, тренировка нервной системы), от внешних условий, влияющих на нервную систему человека. Тем не менее, каждый из нас, как в данный момент времени, так и более-менее постоянно, тяготеет к тому или иному полюсу. Но определить этот полюс по внешнему поведению весьма сложно – необходимо обратиться к школьному психологу, который специальными психологическими тестами определит Ваш темперамент.

Все мы идем в туристический поход со своими характерами, своим темпераментом и эмоциями, поэтому иногда конфликтные ситуации возможны.

Для профилактики конфликта имеет смысл так же внимательно наблюдать за собой – известно, что информацию передают не только слова, но интонация, произношения, жесты, позы.

Конкретно для туризма выработаны следующие рекомендации для профилактики конфликтов:pt5

1.Поход необходимо тщательно готовить. До похода обсудить сложность маршрута со всеми его нюансами, график движения, и др. связанные с этим вопросы. До похода необходимо выяснить пищевые предпочтения участников группы, с учетом этого разработать раскладку, и сходить с этой раскладкой хотя бы в один тренировочный выход; все пищевые вопросы выяснить до похода, в походе же наложить табу на все выяснения пищевых проблем.

2.Запланировать во время похода проведение «разборов дня» с возможностью высказаться всем с целью «сброса пара».

Если конфликт все же начался, то его течение можно остановить (в лучшем случае даже преодолеть), используя следующие методы:

1. Разъединение конфликтующих, изоляция их друг от друга – организованная

2. Пресечение конфликта, т.е. немедленное безоговорочное прекращение конфликтных действий тем или иным образом. Это единственный способ остановить конфликт, угрожающий единству и безопасности группы. Пресечение может осуществить авторитетный или наделенный властью участник группы. Иногда при этом необходимы спокойные слаженные энергичные действия, строго и официально аргументированные общими интересами и существующими правилами.

3. Лучшим решением конфликта является мирный вариант его разрешения.

Поэтому очень важно в школьные годы учиться и отрабатывать миротворческое поведение. И если Вас как третье незаинтересованное лицо привлекут к конфликту, то задайте вопрос конфликтующим: что важнее – последствия конфликта или проблема, из-за которой произошло столкновение? Можно взять на вооружение метод разработчика теории стресса Ганса Селье, который выдвинул свой, по времени первый, метод защиты от эмоционального стресса, назвав его «альтруистический эгоизм». Суть метода – естественные эгоистические желания человека можно удовлетворить только тем, чтобы быть полезным другим людям. Селье выдвинул принцип альтруистического эгоизма – «Заслужи любовь ближнего». Из этого принципа вытекают некоторые рекомендации для повседневного общения:pt6

1.Внимание необходимо держать на светлых сторонах жизни, стараясь забыть о безнадежно - отвратительном и тягостном;

2.С мыслью о неудаче, даже после сокрушительного поражения, можно бороться воспоминанием о бывших успехах;

3. Стремясь завоевать любовь ближнего, все же не дружить с «бешеной собакой»;

4.Понимать, что готового рецепта для всех не существует, ибо все люди разные;

Если ты турист, читающий эту статью, или учащийся, который время от времени ходит в туристические походы со своим классом, то тебе помогут избежать конфликтов простые советы.

Положительного эмоционального настроя и душевного равновесия в походе можно достигнуть, используя следующие психологические принципы:

Ø Принцип реальности (то, что есть – есть): принимать окружающий мир и себя так, как оно есть, не уходя от реальности в мир несбыточных желаний и фантазий; простить обидчиков ради себя; воздерживаться от излишних упований на окружающих; освободиться от зависимости и беззащитности; предпринимать реальные практические шаги для изменения жизни к лучшему

Ø Принцип оптимизма (то, чего нет – нет): преодоление пессимистического взгляда на прошлое (с бессмысленным самобичеванием за прошлые ошибки); преодоление негативных ожиданий в будущем (беспочвенных связывающих по рукам и ногам тревог и сомнений); смотреть на прошлое как на источник опыта; смотреть на настоящее как на источник сил, реальную возможность активного действования для решения сегодняшних проблем. Любимый принцип всех психологов «здесь и сейчас». «В настоящем моменте кроется ключ к решению всех ваших проблем – действительных и мнимых. Все зависит от того, как вы сами будете думать об этих проблемах». Не стоит тревожиться о будущем, не следует завышать вероятность неприятных событий – это программирует психику и создает установку на неудачу (боящийся споткнуться споткнется за свою боязнь). Все события необходимо рассматривать как объект использования, осмысления, переработки – как зерно перемалывается в муку, так и человек может перемолоть прошлые события для их утилизации.

Ø Принцип ответственности: отказаться от привычки к тому, что решения за вас принимают другие; привыкать к ответственности, взять ответственность в свои руки, ;научиться иметь своё мнение.

Ø Принцип разумного эгоизма (описан выше): поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой; забота одинаково о других и себе; помочь (вместе с помощью другим) и себе; избавиться от поводов жалеть себя и вызывать к себе жалость окружающих; не сидеть, охая и вздыхая, а начать действовать и навести порядок в собственной жизни.

pt7Важно познание самого себя без переоценки или недооценки в повседневной жизни. Это значит «научиться реалистично, ответственно оценивать свои возможности и планировать свои действия, никогда, ни при каких обстоятельствах не теряясь и не впадая в уныние, но в то же время и не отрываясь от твердой почвы под ногами, не уходя от реальной жизни в радужно-иллюзорный мир несбыточных мечтаний и фантазий» Для этого необходимо отслеживать и запоминать состояния собственного «Я», различать их тонко и детально, уметь воспроизводить их по памяти. Познать себя – значит научиться использовать заложенные в нас возможности для снятия стресса и отрицательных эмоций. Познать себя – значит, сделать постоянным своим спутником самонаблюдение (взгляд на себя со стороны), самоанализ, запоминание различных состояний своего «Я»: негативных для осознания источника и освобождения, позитивных для того, чтобы сделать их привычными и быть способным вызвать их на помощь в трудную минуту.

 

 

Новости

Оценка качества образования в ГАНООРТ "ГЛРТ"

 

В соответствии с требованиями письма Министерства образования Республики Тыва

ГАНООРТ "Государственный лицей Республики Тыва" проводит опрос независимой оценки качества образования в лицее (прямая ссылка)

 

Опрос_независимой_оценки_качества_образования.png

 

 QR-код опроса независимой оценки качества образования в лицее.

 

Гранит науки юным по плечу

 

          image 13 04 24 12 55  11 марта состоялась IX ежегодная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Кызылского президентского кадетского училища. Всего в конференции были представлены семь секций по направлениям:

  • инженерные науки (математика);
  • инженерные науки (информатика, физика);
  • социально-гуманитарные дисциплины;
  • русская филология, лингвистика и литература;
  • иностранная филология, лингвистика и литература;
  • естественные науки и современный мир;
  • химия и химические технологии;
  • искусство и культура.

            В конференции приняли участие кадеты и учащиеся школ г. Кызыла. Государственный лицей Республики Тыва на секции «Инженерные науки» представляли Даваа Чингис, обучающийся  6 «А» класса, с проектом «Устройство для тренинга по системам счисления», Чистяков Артур, обучающийся 8 «А» класса, с работой «Разработка модели вертикального плоттера» и Савыр Элеонора, обучающаяся 7 «А» класса, с «Электронно-числовым управлением посредством блютуз». Научный руководитель лицеистов - Кагай-оол Маадыр Алексеевич, учитель информатики Государственного лицея Республики Тыва.

            Приветственным словом конференцию открыла начальник училища Уран-кыс Сергеевна Ондар. Рабочая часть конференции началась с пленарного заседания, на котором были представлены содержательные доклады учителей и сотрудников кадетского училища на актуальные темы.

            По итогам работы конференции Чистяков Артур показал превосходные знания в области информатики и стал обладателем Диплома I степени.

            Членами жюри конференции были независимые эксперты из Тувинского государственного университета и школ города. В числе экспертов секции «Инженерные науки (Математика)» - учитель математики Государственного лицея РТ Куулар Дажы Альбертович, который получил Благодарственное письмо за сотрудничество.

            Поздравляем лицеистов с победой на IX-й ежегодной научно-практической конференции «Гранит науки юным по плечу»!

Учитель физики Гослицея в образовательном центре «Сириус»

            image 11 04 24 03 06 1С 26 марта по 1 апреля Сергеева Наталья Александровна, учитель физики первой квалификационной категории, обладатель Гранта Президента России  «Лучший учитель РФ-2022», прошла повышения квалификации в Образовательном Фонде "Талант и успех" по дополнительной профессиональной программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход", которая ежегодно проводится на базе образовательного центра «Сириус» в г. Сочи.

            Программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах создания образовательной среды для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей по физико-математическому направлению.    

            Для участия в конкурсном отборе заявки подали 393 участника из всех регионов страны, приглашены 50 учителей, в том числе Наталья Александровна, набравшие наибольшее количество баллов.

            «Задания конкурсного отбора повышенного уровня сложности, включающее в себя лабораторно-практическое задание, где требуется творческое решение. Узнав о начале приема заявок, я без сомнения решила принять участие в конкурсном отборе. Задания были сложные, но занимательные! Для меня было огромной честью представлять нашу республику в такой масштабной программе.» - поделилась Наталья Александровна.

            Программа очень насыщенная, занятия проходили с утра до вечера. Учебный план курса включал в себя лекционные занятия и защиту проекта.

            Курс вели сильнейшие преподаватели ведущих ВУЗов и учителя физики, которые подготовили не одно поколение победителей и призёров ВсОШ регионального и заключительного этапов и являются составителями олимпиадных заданий по физике.

            Поздравляем Наталью Александровну с прохождением повышения квалификации по программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход"!

Мисс и Мистер Лицея — 2024

 

                image 08 04 24 03 406-го апреля в актовом зале лицея царила атмосфера красоты, грации и мужества, где собрались представители 9-х-11-ых классов на самом долгожданном событии года - конкурсе «Мисс и Мистер Лицея — 2024».

                Основная цель мероприятия: выявление и развитие творческих способностей лицеистов.

                За две недели до начала конкурса на образовательной платформе Мудл было организовано голосование  «Мисс и Мистер зрительский симпатий», в котором принимали участие все учителя и лицеисты. Именно там можно было познакомиться с конкурсантами. От каждого класса принимали участие две пары — всего 16 участников.

Конкурс состоял из нескольких этапов:

1. Визитка;

2. Парный танец;

3. Конкурс таланта;

4. Конкурс на знание этикета.

                Все участники-представители классов тщательно готовились к конкурсу, жюри было очень сложно выделить кого-то. Какие все талантливые, прекрасные и разносторонние! Все конкурсанты покорили сердца жюри и раскрыли свои скрытые таланты: творческие, умственные, а также таланты в кулинарии:

Какие вкусные блюда были представлены Нгуеном Чингисом и Мартна Аюшей!

Как вжились в образ цыганок в танце Ооржак Дугармаа и Чамдан Аржаана. Бесподобный танец! С танцем также выступила и Бады Александра, показав грацию и гибкость.

Голоса Кызыл-оола Акима, Намдала Миндугжапа и Хомушку Чингиза, которые исполнили песни, приятно удивили зрителей. Какой талант!

А какой нежный букет собрала Шаравии Валерия, показав свои умения в флористике.

В случае если талант невозможно раскрыть в рамках актового зала, можно было продемонстрировать талант в виде видеоролика. Сергеев Роман и Монгуш Очур сняли видеоролики, где Роман показал умения в резьбе по дереву, а Очур продемонстрировал невероятные трюки на турнике.

Игра на гитаре Чигжита Дамдына растопила сердца всех девушек в зале, а Виктория Сат сыграла на пианино очень трогательное произведение.

Картины, нарисованные Ооржак Уланой, точно не оставили равнодушным никого, как и фотоальбом Бады-Саган Шуру.

Ойдуп Аюш рассказал о своих достижениях в области _____. Аюш - очень талантливый юноша.

                В результате упорнейшей борьбы за звание Мисс и Мистера Лицея победу одержали Ооржак Улана - 10 «А» класс и Монгуш Очур из 11 «»А класса, набрав наибольшее количество баллов во всех этапах.

Призеры в номинациях:

Мисс зрительских симпатий — Бады Александра, а Мистер Зрительских симпатий — Нгуен Чингис.

Мисс Талант — Чамдан Аржаана, Мистер Талант — Кызыл-оол Аким.

Мисс грация — Ооржак Дугармаа.

Мисс нежность — Шаравии Валерия.

Мисс харизма — Бады-Саган Шуру.

Мистер уникальность — Намдал Миндугжап.

Мистер Мужественность — Хомущку Чингиз. 

Мисс вежливость — Мартна Аюша.

Мистер вежливость — Ойдуп Аюш.

Мистер музыкальность — Чигжит Дамдын.

Мисс очарование — Сат Виктория.

Мистер разносторонность — Сергеев Роман.

Поздравляем конкурсантов. Вы — большие молодцы!

Благодарим 10 «А»класс и классного руководителя Наталью Александровну за организацию такого красивого мероприятия.

Профилактика экстремизма

«Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься экстремизмом»: Али Магомедов

 

            31q2xSXmpZgВ связи с участившимися случаями призывов к экстремизму среди школьников страны в старших классах Государственного лицея Республики Тыва состоялась беседа с начальником группы по военно-политической (политической) работе Управления Росгвардии по РТ Магомедовым Али Магомедовичем. Али Магомедович тесно сотрудничает с лицеем и читает лекции уже не в первый раз.

            Тема лекции: «Профилактика экстремизма»

            Встреча проходила в свободной непринужденной обстановке, в форме беседы. Али Магомедович начал свою речь с определения слова «экстремизм» и истории его появления.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей.

            Али Магомедович объяснял, что со времен появления общества оно разделилось на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.

            Во время беседы было упомянуто насколько большое влияние на школьников имеют социальные сети и мессенджеры: любая информация, правдива она или нет, воспринимается подростками мгновенно и засоряет их мозг. Современные подростки с трудом могут фильтровать поток информации, который они получают в просторах интернета. Безусловно, это является сильнейшим инструментом для экстремистов для привлечения школьников. Главное — осознавать его последствия.

            За призыв к экстремистским действиям несовершеннолетним от 16 лет грозит уголовное наказание, а также постановка на учет в ОПДН. Эта «шалость» навсегда оставит отрицательный след. Помимо наказания несовершеннолетних, наказание несут и законные представители детей: они платят штрафы от 2000 до 5000 рублей.

            «Чтобы не подвергаться призывам к экстремизму ребятам нужно развиваться умственно: читать больше книг, заниматься спортом. Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься такими вещами.» - советует Али Магомедович.

            В конце встречи лицеисты задавали интересующие их вопросы.

            Благодарим  Управление Росгвардии по РТ в лице Али Магомедовича за сотрудничество!

Китайский язык — это мост

8Y2YcX d B06 апреля прошел II этап городского конкурса «Китайский язык — это мост» среди школьников. Из 164 участников в следующий этап прошли 26 учащихся, в том числе 5 лицеистов, чьи работы рекомендованы для публикации в Сборнике материалов конкурса.

            По результатам II этапа в финал прошла обучающаяся 9 «А» класса Мартна Аюша. Торжественная церемония награждения финалистов Всероссийского конкурса «Китайский язык - это мост» прошла в г.Иркутске, где собралась и команда Центра китайского языка «Мэйхуа».
            На торжественном открытии Конкурса участников поприветствовали Заместитель министра образования Иркутской области Апанович Елена Владимировна и Генеральный консул КНР в г.Иркутске господин Ли Хай.

            Победители награждаются Дипломами Генерального Консульства КНР в г. Иркутске, а также получают право обучения в Центре китайского языка на безвозмездной основе в течение одного учебного года.

            Поздравляем Мартна Аюшу с достижениями в области изучения китайского языка!

Суперсила родителей

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Читать далее...