A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

 

2 часть

 

 

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Федор Тютчев

 

Принцип - безусловное принятие.

Часто родители спрашивают:18 18

«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?» Отвечаю. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. И об этом мы бу­дем много говорить позже. А пока обращаю ваше внимание на следующие правила:7 18

Можно выражать свое недовольство
отдельными действиями ребенка,
но не ребенком в целом.

 

Можно осуждать действия ребенка,
но не его чувства, какими бы нежелательными
или «непозволительными» они не были.

Раз они у него возникли, значит,
для этого есть основания.

 

Недовольство действиями ребенка
не должно быть систематическим,
иначе оно перерастет в непринятие его.

Разберемся в причинах эмоций родителей и детей. Ответим на главный вопрос родителей: что же делать с позиции эмоций.

Начнем с самых неприятных эмоций гнева, зло­бы, агрессии. Эти чувства можно назвать разруши­тельными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с други­ми людьми. Они - постоянные причины конфликтов, порой материальных разрушений и даже войн.8 18

Сделаем это через кувшин эмоций. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это - так, к сожалению, знакомые всем обзывания и оскорбления, ссоры и дра­ки, наказания, действия «назло» и т.п.

Теперь спросим, а отчего возникает гнев? Психо­логи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев - чувство вторичное, и происходит он от пережи­ваний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида (наверху I слой кувшина наших эмоций).

Возьмем несколько примеров из жизни. Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитая эмоция страха и бес­покойство за дочь.

Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физи­ческой боли. Бывает и так, что мы учим еще маленьких детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить «этот противный стул».

Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители больше любят. Его агрессия – результат невысказанной боли и обиды на родителей.9 18

Дочь или сын не желает... (делать уроки, мыть посуду, ло­житься спать) - и Вы сердитесь. Отчего? Скорое всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатны.

Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причи­ны этих разрушительных эмоций (II слой кувшина эмоций).

Заметим, что все чувства этого второго слоя - страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко выска­зать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает. («Просто зол, а почему - не знаю!»).

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детст­ва. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!». Кстати, этот безобидный - на первый взгляд, совет – начало пути, по которому, если идти без оглядки, можно дойти ДО принципа «око за око»!

Отчего возникают «страдательные» чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения бо­ли, страха, обиды в неудовлетворении потребностей принятия.

Таким образом, возвращаемся к теме о потреб­ностях человека, в том числе ребенка.

Человеку нужно чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Именно эти потребности у детей находятся в зоне риска! (III слой нашего кувшина эмоций)10 18

Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантиро­вать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему жителю. Да и задача это сверх­сложная. Ведь счастливость человека зависит от психо­логического климата среды той среды, в которой он растет и жи­вет. И еще от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего родителей с ребенком.

И так, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как, мы уже сказа­ли, приведет к страданию, а возможно, и к разреши­тельным эмоциям.6 18 15

Возьмем пример. Предположим, подростку крупно не везет: одна не­удача следует за другой (получает одни двойки и тройки в лицее). Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может самоуважении. В результате у ребенка может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на виновников.

И так обстоит дело с любым негативным пережива­нием: за ним мы всегда найдем какую-нибудь нереали­зованную потребность.

Обратимся к нашему кувшину эмоций и посмотрим, есть ли что - нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывает­ся, есть!

Бывает, мы ребенка при встрече спрашиваем: Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Как дела в лицее?», - и полу­чаем в ответ: «Мама, ты ведь знаешь, я невезучий», или: «У меня все хорошо, я — в порядке!».

Эти ответы отражают особого рода переживания че­ловека отношение к самому себе, заключение о себе. Это сложное и трудное передаваемое чувство о себе – чувство самоценности.

11 18Основа самооценки заклады­вается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоян­но «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост:

в детстве мы узнаем о себе

только из слов и отношения к нам близких.

Еще действует один закон всего живого: активно добиваться того, от чего зависит выживание.

Положительное отношение к себе —
основа психологического выживания,
и ребенок постоянно ищет

и даже борется за него.

Дети от родителей ждут подтверждения, что они - хоро­шие, что их любят просто так, а не за то, что они сидят с младшими братишками и сестренками, что они могут справиться с посильными домашними делами. Это базисные стремления ребенка и вообще всякого человека (IV слой в нашем кувшине эмоций). Что бы ни делал ребенок, ему нужно всегда подтверждение любви родителей в критические моменты его жизни (подростковый возраст, сдача ОГЭ, ЕГЭ и т.п.), ему нужно признание его успехов родителями.12 18

Поместим на дно эмоционального кувшина самую главную «драгоценность», данную нам от природы - ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде сол­нышка и обозначим словами: «Я семь!». Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное, еще мало оформленное ощущение се­бя. Это - некоторое чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое малыш реально пережива­ет. Достаточно посмотреть, как ваше чадо встречает новый день: улыбкой или плачем.

Дальнейшая судьба этого чувства динамична, а порой и драматична. Хотя ребенок с самого рождения борется за свое солнышко, его силы ограничены, и чем он меньше, тем больше во власти родителей.

каждым обращением к ребенку —

словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренны­ми бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии,

но и всегда о нем, а часто в основном о нем.13 18

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви или принятия у ребенка складывается ощущение «со мной все в порядке», «я - хороший», «меня любят просто так», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой». Наказание чаще всего дети воспринимают как сообщение: «Ты плохой!», критику ошибок - «Ты не мо­жешь!», игнорирование - «Мне до тебя нет дела», и да­же - «Ты нелюбим».

Душевая копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимее влияние того, что родители в нее бросают. По мере взросления «воспитатель­ная» струна начинает звучать все сильнее, и порой мы, родители перестаем заботиться о том, что же накапливается в его «сокровищнице» самооценке: светлые дары родительского тепла, принятия и одобрения – или тяжкие камни окриков, критика и наказание.

Возвращаемся к кувшину эмоций и вопросу, поставленному в начале статьи: что делать.

1.Ребенок сердится на маму: «Ты нехорошая, я тебя не люблю!»
Мы уже знаем, что за его гневом скрывается боль, обида и т.п. (I и II слои в кувшине наших эмоций). В этом случае лучше всего его активно послушать, угадать и назвать его сострадательное чувство. Что не стоит делать - это осуждать и наказывать ребенка. Свои воспитывающие слова лучше оставить до того времени, когда обстановка будет спокойной, а ваш тон дружелюбным.14 18

2.Что ему не хватает?
Если недовольство или страдание ребенка повторяют­ся по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, постоянно не слушается, дерется, грубит... очень вероятно, что причина в неудовлетворении какой-то его потребности (III слой схемы кувшина наших эмоций). Ребенку может не хватать родительского внимания или, наобо­рот, чувства свободы и самостоятельности, он может стра­дать от запущенной учебы или неуспехов в лицее.

15 18Напомню, что грести по течению несравненно легче, чем против него. Сын или дочь хотят много двигаться - записать в спортивную секцию, хотят чтобы вы выслушали пересказ устного предмета – создайте условия, которые не противоречат, а ответят потребностям – выслушайте. Понимать потребности ребенка, принимать их и от­вечать им своими действиями - значит активно слу­шать ребенка в самом широком смысле.

3.«Ты мне дорог, и у тебя все будет хорошо!»

Чем дальше вниз мы продвигаемся по слоям нашего кувшина, тем значительнее влияние на ребенка стиль общения с ним. О том, какой он - хороший, дорогой, способный, или плохой, никому не нужный неудачник - он узнает только от взрослых и прежде всего от родителей. Если самый глубокий слой - эмоциональное ощу­щение себя складывается из отрицательных пережи­ваний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становился «трудным» и для окружающих. Теперь можно понять, чтобы докопаться до базисных стремлений ребенка «я хороший», «я любим», любому родителю надо пройти через толщу гнева, боли, страха детских обид. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с са­мим собой и окружающим миром, нужно постоянно под­держивать его самооценку или чувство самоценности.16 18

Всем взрослым, участвующим в воспитании ребёнка, важно использовать СТРАТЕГИЮ ПОЗИТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ, которая позволяет сформировать адекватную самооценку, умение анализировать, умение контролировать свои действия и поступки.

Этапы стратегии позитивного оценивания:

Положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»)
Указания на ошибки («Но сегодня …. у тебя не получилось»)
Анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»)
Обсуждение
Выражение уверенности («Но в следующий раз я уверена, ты поступишь»).
17 18Родителям важно формировать адекватное отношение ребёнка к своим неудачам, акцентируя внимание на путях выхода из сложившейся ситуации, используя стратегию позитивного оценивания, поиска положительного в сложившейся ситуации («зато теперь ты знаешь, где тебе нужно постараться, потренироваться, чтобы достичь успеха»). Очень важно постоянно говорить детям, что конкретная отметка говорит о том, как ты справился с конкретным заданием, никак не соотносится с тем, какой ты ученик, какой ты плохой мальчик (или девочка). Всегда ориентируйте детей на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Так как дети почти не осознают, что они уже научились делать, родителям важно акцентировать детские 19 18умения, помогать проявляться детям с этими умениями в обычной жизни, а не только на уроках. Поддержка родителей – это неисчерпаемый ресурс приспособления ребёнка к школьной жизни. И многое другое, что подскажет вам родительская любовь к вашему ребенку. В статье использованы материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

 

 

Удачи Вам и психологического благополучия!

 

Новости

Оценка качества образования в ГАНООРТ "ГЛРТ"

 

В соответствии с требованиями письма Министерства образования Республики Тыва

ГАНООРТ "Государственный лицей Республики Тыва" проводит опрос независимой оценки качества образования в лицее (прямая ссылка)

 

Опрос_независимой_оценки_качества_образования.png

 

 QR-код опроса независимой оценки качества образования в лицее.

 

Гранит науки юным по плечу

 

          image 13 04 24 12 55  11 марта состоялась IX ежегодная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Кызылского президентского кадетского училища. Всего в конференции были представлены семь секций по направлениям:

  • инженерные науки (математика);
  • инженерные науки (информатика, физика);
  • социально-гуманитарные дисциплины;
  • русская филология, лингвистика и литература;
  • иностранная филология, лингвистика и литература;
  • естественные науки и современный мир;
  • химия и химические технологии;
  • искусство и культура.

            В конференции приняли участие кадеты и учащиеся школ г. Кызыла. Государственный лицей Республики Тыва на секции «Инженерные науки» представляли Даваа Чингис, обучающийся  6 «А» класса, с проектом «Устройство для тренинга по системам счисления», Чистяков Артур, обучающийся 8 «А» класса, с работой «Разработка модели вертикального плоттера» и Савыр Элеонора, обучающаяся 7 «А» класса, с «Электронно-числовым управлением посредством блютуз». Научный руководитель лицеистов - Кагай-оол Маадыр Алексеевич, учитель информатики Государственного лицея Республики Тыва.

            Приветственным словом конференцию открыла начальник училища Уран-кыс Сергеевна Ондар. Рабочая часть конференции началась с пленарного заседания, на котором были представлены содержательные доклады учителей и сотрудников кадетского училища на актуальные темы.

            По итогам работы конференции Чистяков Артур показал превосходные знания в области информатики и стал обладателем Диплома I степени.

            Членами жюри конференции были независимые эксперты из Тувинского государственного университета и школ города. В числе экспертов секции «Инженерные науки (Математика)» - учитель математики Государственного лицея РТ Куулар Дажы Альбертович, который получил Благодарственное письмо за сотрудничество.

            Поздравляем лицеистов с победой на IX-й ежегодной научно-практической конференции «Гранит науки юным по плечу»!

Учитель физики Гослицея в образовательном центре «Сириус»

            image 11 04 24 03 06 1С 26 марта по 1 апреля Сергеева Наталья Александровна, учитель физики первой квалификационной категории, обладатель Гранта Президента России  «Лучший учитель РФ-2022», прошла повышения квалификации в Образовательном Фонде "Талант и успех" по дополнительной профессиональной программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход", которая ежегодно проводится на базе образовательного центра «Сириус» в г. Сочи.

            Программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах создания образовательной среды для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей по физико-математическому направлению.    

            Для участия в конкурсном отборе заявки подали 393 участника из всех регионов страны, приглашены 50 учителей, в том числе Наталья Александровна, набравшие наибольшее количество баллов.

            «Задания конкурсного отбора повышенного уровня сложности, включающее в себя лабораторно-практическое задание, где требуется творческое решение. Узнав о начале приема заявок, я без сомнения решила принять участие в конкурсном отборе. Задания были сложные, но занимательные! Для меня было огромной честью представлять нашу республику в такой масштабной программе.» - поделилась Наталья Александровна.

            Программа очень насыщенная, занятия проходили с утра до вечера. Учебный план курса включал в себя лекционные занятия и защиту проекта.

            Курс вели сильнейшие преподаватели ведущих ВУЗов и учителя физики, которые подготовили не одно поколение победителей и призёров ВсОШ регионального и заключительного этапов и являются составителями олимпиадных заданий по физике.

            Поздравляем Наталью Александровну с прохождением повышения квалификации по программе "Обучение физике в контексте современных педагогических технологий: экспериментальный подход"!

Мисс и Мистер Лицея — 2024

 

                image 08 04 24 03 406-го апреля в актовом зале лицея царила атмосфера красоты, грации и мужества, где собрались представители 9-х-11-ых классов на самом долгожданном событии года - конкурсе «Мисс и Мистер Лицея — 2024».

                Основная цель мероприятия: выявление и развитие творческих способностей лицеистов.

                За две недели до начала конкурса на образовательной платформе Мудл было организовано голосование  «Мисс и Мистер зрительский симпатий», в котором принимали участие все учителя и лицеисты. Именно там можно было познакомиться с конкурсантами. От каждого класса принимали участие две пары — всего 16 участников.

Конкурс состоял из нескольких этапов:

1. Визитка;

2. Парный танец;

3. Конкурс таланта;

4. Конкурс на знание этикета.

                Все участники-представители классов тщательно готовились к конкурсу, жюри было очень сложно выделить кого-то. Какие все талантливые, прекрасные и разносторонние! Все конкурсанты покорили сердца жюри и раскрыли свои скрытые таланты: творческие, умственные, а также таланты в кулинарии:

Какие вкусные блюда были представлены Нгуеном Чингисом и Мартна Аюшей!

Как вжились в образ цыганок в танце Ооржак Дугармаа и Чамдан Аржаана. Бесподобный танец! С танцем также выступила и Бады Александра, показав грацию и гибкость.

Голоса Кызыл-оола Акима, Намдала Миндугжапа и Хомушку Чингиза, которые исполнили песни, приятно удивили зрителей. Какой талант!

А какой нежный букет собрала Шаравии Валерия, показав свои умения в флористике.

В случае если талант невозможно раскрыть в рамках актового зала, можно было продемонстрировать талант в виде видеоролика. Сергеев Роман и Монгуш Очур сняли видеоролики, где Роман показал умения в резьбе по дереву, а Очур продемонстрировал невероятные трюки на турнике.

Игра на гитаре Чигжита Дамдына растопила сердца всех девушек в зале, а Виктория Сат сыграла на пианино очень трогательное произведение.

Картины, нарисованные Ооржак Уланой, точно не оставили равнодушным никого, как и фотоальбом Бады-Саган Шуру.

Ойдуп Аюш рассказал о своих достижениях в области _____. Аюш - очень талантливый юноша.

                В результате упорнейшей борьбы за звание Мисс и Мистера Лицея победу одержали Ооржак Улана - 10 «А» класс и Монгуш Очур из 11 «»А класса, набрав наибольшее количество баллов во всех этапах.

Призеры в номинациях:

Мисс зрительских симпатий — Бады Александра, а Мистер Зрительских симпатий — Нгуен Чингис.

Мисс Талант — Чамдан Аржаана, Мистер Талант — Кызыл-оол Аким.

Мисс грация — Ооржак Дугармаа.

Мисс нежность — Шаравии Валерия.

Мисс харизма — Бады-Саган Шуру.

Мистер уникальность — Намдал Миндугжап.

Мистер Мужественность — Хомущку Чингиз. 

Мисс вежливость — Мартна Аюша.

Мистер вежливость — Ойдуп Аюш.

Мистер музыкальность — Чигжит Дамдын.

Мисс очарование — Сат Виктория.

Мистер разносторонность — Сергеев Роман.

Поздравляем конкурсантов. Вы — большие молодцы!

Благодарим 10 «А»класс и классного руководителя Наталью Александровну за организацию такого красивого мероприятия.

Профилактика экстремизма

«Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься экстремизмом»: Али Магомедов

 

            31q2xSXmpZgВ связи с участившимися случаями призывов к экстремизму среди школьников страны в старших классах Государственного лицея Республики Тыва состоялась беседа с начальником группы по военно-политической (политической) работе Управления Росгвардии по РТ Магомедовым Али Магомедовичем. Али Магомедович тесно сотрудничает с лицеем и читает лекции уже не в первый раз.

            Тема лекции: «Профилактика экстремизма»

            Встреча проходила в свободной непринужденной обстановке, в форме беседы. Али Магомедович начал свою речь с определения слова «экстремизм» и истории его появления.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей.

            Али Магомедович объяснял, что со времен появления общества оно разделилось на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.

            Во время беседы было упомянуто насколько большое влияние на школьников имеют социальные сети и мессенджеры: любая информация, правдива она или нет, воспринимается подростками мгновенно и засоряет их мозг. Современные подростки с трудом могут фильтровать поток информации, который они получают в просторах интернета. Безусловно, это является сильнейшим инструментом для экстремистов для привлечения школьников. Главное — осознавать его последствия.

            За призыв к экстремистским действиям несовершеннолетним от 16 лет грозит уголовное наказание, а также постановка на учет в ОПДН. Эта «шалость» навсегда оставит отрицательный след. Помимо наказания несовершеннолетних, наказание несут и законные представители детей: они платят штрафы от 2000 до 5000 рублей.

            «Чтобы не подвергаться призывам к экстремизму ребятам нужно развиваться умственно: читать больше книг, заниматься спортом. Тому, кто интеллектуально развит, не придет в голову заниматься такими вещами.» - советует Али Магомедович.

            В конце встречи лицеисты задавали интересующие их вопросы.

            Благодарим  Управление Росгвардии по РТ в лице Али Магомедовича за сотрудничество!

Китайский язык — это мост

8Y2YcX d B06 апреля прошел II этап городского конкурса «Китайский язык — это мост» среди школьников. Из 164 участников в следующий этап прошли 26 учащихся, в том числе 5 лицеистов, чьи работы рекомендованы для публикации в Сборнике материалов конкурса.

            По результатам II этапа в финал прошла обучающаяся 9 «А» класса Мартна Аюша. Торжественная церемония награждения финалистов Всероссийского конкурса «Китайский язык - это мост» прошла в г.Иркутске, где собралась и команда Центра китайского языка «Мэйхуа».
            На торжественном открытии Конкурса участников поприветствовали Заместитель министра образования Иркутской области Апанович Елена Владимировна и Генеральный консул КНР в г.Иркутске господин Ли Хай.

            Победители награждаются Дипломами Генерального Консульства КНР в г. Иркутске, а также получают право обучения в Центре китайского языка на безвозмездной основе в течение одного учебного года.

            Поздравляем Мартна Аюшу с достижениями в области изучения китайского языка!

Суперсила родителей

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Читать далее...